Продолжаем вместе читать 1-е послание апостола Павла Коринфянам (См. 1Кор1, 1Кор2, 1Кор3, 1Кор4, 1Кор5, 1Кор6, 1Кор7, 1Кор8, 1Кор9, 1Кор10).
1-е послание Коринфянам 11 глава
1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
Не слишком ли много ты на себя берешь, Павел? Нет! В самый раз! Павел знает - кто он, Кто, Чей Дух в нем живет. Он прекрасно понимает колеблемого ветром религиозного человека - он и сам таким был, много лет он был профессиональным религиозником. Пока не стал сыном Божиим. И тут все для него изменилось. И Павел с удивлением замечает, что люди религиозные - будь то в иудаизме или христианстве - везде одинаковые: они не знают, что творят.
2 Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам.
Увы, Павел, люди забудут твои предания - хотя и сохранят твои слова в красивых дорогих книжках. До поры твои предания будут вытеснены другими, религиозными. Но туман рассеивается!
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
Вот так выстраивается единство мужа, жены, Христа и Отца! Муж с женой, согласно Писания, слов Бога - одна плоть. Также и Христос Един с нами. А через Него мы Едины с Отцом!
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
Здесь апостол Павел обращается к тем традициям, которые уже царили в обществе - он их не устанавливает. Как и рабство. Он использует их для иллюстрации отношений между мужчиной и женщиной, человеком и Богом. Что женщина по отношению к мужчине, то мужчина по отношению к Богу. Производная от него, одна и та же плоть, только такая прекрасная, что Он будет любить ее (тебя) больше себя! Умереть будет готов! И умрет! И такая любовь, что даже воскреснет к ней. Конечно, можно сказать, нужно сказать, что женщины - такие же дочери Божии, как мужчины сыновья. Это Павел и говорит. Но отношениями брата и сестры отношения между мужчиной и женщиной не ограничиваются!
Но читаем дальше и нам станет яснее - чего Павел добивается:
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
Павел здесь проводит аналогию генетической близости (но не идентичности!) и единства между человеком и Творцом - как между мужчиной и взятой от него женщиной, которая от начала есть "плоть от плоти и кость от кости" мужчины и является для мужчины "его славою". Глядя на женщину мужчина только и понимает, как прекрасен человек! Ах! Невероятно! Так и Бог явил, воплотил Себя в человеках. Мы - слава Божия! Не Бог от человека, но человек от Бога; и не Бог создан для человека, но человек для Бога. Ты - явление славы Божией! Или чучело огородное. Выбирай.
Но при чем тут опять эти платочки?
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; всё же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для неё это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
Небольшая историческая справка. В том мире, в котором жил апостол Павел, женщины (если только не куртизанки) вообще никогда не стригли свои волосы. Честью было иметь длинную косу - так было и на Руси. Слава - как у Самсона - в волосах.
Мужчинам же разрешалось стричь волосы - если только человек не давал обет назорейства. В языческом мире однако (а Павел пишет в языческий город) было много (уже в ту пору в греко-римской культуре) гомосексуаистов. Молодые люди, язычники, в своем желании быть как женщина отращивали длинные как у женщины волосы и тем самым заявляли о себе как о геях. На них был спрос.
А вообще стрижка служила своего рода погонами, или опознавательными знаками в древнем мире. Если кратко, то короли (потом их будут звать Меровингами - "длинноволосыми") считались Божиими помазанниками (как назореи) и не должны были стричь волосы. Свободные и богатые люди носили длинные волосы - но не как у королей или женщин. Солдатам и другим состоящим на госслужбе предписывалось делать короткую стрижку, чтобы даже в штатском можно было понять - кто они. Наконец рабов брили - чтобы отличить раба от свободного. Если раб убегал, то его легко было найти - пока не отрастут у него волосы.
Опять-таки, Павел не устанавливает эти обычаи - они есть. И он считает, что они - естественны для людей.
Так все-таки - почему же женщинам Павел предписывает поступать так, как делали в ту пору даже языческие женщины (если, конечно, они не были куртизанками) - покрывать головы? И как это могло быть "знаком для ангелов"?
А все очень просто - платочек являлся эквивалентом обручального кольца. И когда христианская церковь стала возрастать в количестве, то важно было показать, что жены не являются общим достоянием, сексуально доступным для каждого. Покрывало для женщины не умаляло ее значимости как Святилища Божия - оно эту значимость подчеркивало! У покрытой покрывалом женщины есть ее священник - муж - который снимает покрывало, который входит в нее! Стоп! Не влезай! Убьет!
Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Ангелы, конечно, и так, без платочка разберутся - кто тут девица, а кто жена. Ангелами апостол Павел, вслед за Иисусом Христом, именует таких людей, как он сам - руководителей церквей. Вспомните книгу Откровения, где Иисус говорит, к примеру:
18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: ...имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Откровение Иоанна 2 глава
Это, конечно, относится и к целым историческим периодам, к целым огромным религиозным деноминациям. Но в самом прямом, буквальном смысле это обращено к руководителям церквей. На святых ангелов Божиих они не очень походят:
1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звёзд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв.
2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Откровение 3
Вот об этом и предупреждает Павел - о "жене", которая вводит в соблазн, в заблуждение, прелюболействие и поедание идоложертвенного. Все то, о чем говорит Павел!
Для девиц не запрещались "внешние украшения волос" (об этом пишет и апостол Петр), и всякие там золотые брошки в волосах. Но замужние женщины, приходя на собрания христиан, должны были следовать строгим общественным традициям, которые выражались в покрывале, которое свидетельствовало об их статусе. Ведь чаще всего приходили к Павлу, ко Христу, в церковь - женщины. А их мужья сидели дома, пили пиво и шарились по интернету. Все как сейчас.
11 Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; всё же — от Бога.
Главная весть Павла - это такая же близость Бога и человека, как близость мужчины и женщины. Я остановлюсь пока здесь, так как во второй половине этой главы апостол Павел возвращается к другой очень важной теме - теме достойного проведения Вечери Господней, Евхаристии. Об этом поговорим в отдельной публикации.