Продолжаем вместе читать 1-е послание апостола Павла Коринфянам (См. 1Кор1, 1Кор2, 1Кор3, 1Кор4, 1Кор5, 1Кор6, 1Кор7, 1Кор8). В сегодняшней девятой главе апостол Павел деликатно напоминает своим читателям, что по их немощи, опасаясь за их хрупкую еще веру, он не требует от них исполнения Божия Закона о десятинах и повеления Иисуса Христа материально поддерживать благовествующих Евангелие Царства.
1-е послание Коринфянам 9 глава
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не моё ли дело вы в Господе?
Апостольство Павла в Писании не случайно - оно раскрывает главный принцип неувядающего апостольства. Обычно апостолами считаются только тех двенадцать человек, что три с половиной года ходил вместе с Иисусом и учились у Него. Но Иисус послал как апостолов сто двадцать человек, и не ограничился этим. Во все времена Иисус Христос Сам, без Далай Ламы, без Папы Римского и без священников выбирает Себе людей, которым Он поручает благовестие Царства. Первым (а не последним!) из таких людей сделался апостол Павел. И уже в ту пору ему приходилось буквально отстаивать свое апостольство. Ведь многие говорили, что он лжеапостол. Слухи про него распространяли разные, говорили, что он еретик, блудник, обжора и пьяница - как про Иисуса Христа.
А какие документы были у Павла? Самые надежные и единственно верные: "Не моё ли дело вы в Господе?" Чтобы отвергнуть Павла людям надо было прежде отвергнуть ту веру, которая пришла к ним через Павла. Павел как бы говорит: сравни свою жизнь до и после встречи со мной, и если есть существенная разница - зацементируй ее благодарностью, согласно Закона.
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот моё защищение против осуждающих меня.
Короче - "усы и хвост - вот мои документы", как говорил кот Матроскин. Позднее церковь все будет делать по бумажке. Но бумажку можно купить (вполне официально - симония), или подделать, или выдать не тому. А вот жизнь и дела и их результаты в тебе самом - не подделать.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
Апостола Павла упрекали в том, что он не работает, что он забросил шить свои палатки, и живет за счет пожертвований от верующих друзей. Да, было время, когда начинающий апостол Павел поддерживал свое служение тем, что шил палатки - трудился своими руками. Восемнадцатая глава Деяний Апостольских начинается с того, что Павел перебирается из Афин в Коринф. Там находит иудея Акилу и его жену Прискиллу, которые занимались изготовлением палаток.
Он остается у них, и в обычные дни Павел мастерил палатки, а по субботам проповедовал в синагоге. Проповеди Павла в ту пору, вероятно, не пользовались успехом, потому он ушел оттуда:
“Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам” [Деян. 18:6].
Признание апостола приходит не сразу - даже среди народа Божия. И я уверен, что апостол Павел не только шитьем палаток в этот период занимался, но и всякой разной работой, что попадало. Я по себе знаю - я когда учился в семинарии в Мичигане (пять лет), то работал, зарабатывал на учебу, жилье, питание и жизнь для семьи на разных работах. Я обычно говорю про пекарню, потому что это была самая первая и самая трудная моя работа - что-то сродни шитью палаток Павлом. Потом я работал и на стройке, и на установках бассейнов, и в газете, и в миссионерской авиации, и ассистентом преподавателя, и в обслуживании студенческого кампуса как мастер на все руки, и косил бесчисленное количество гектаров зеленых прекрасных лужаек, и был водителем грузовика, и чего только ни делал! И все время грузчиком работал: приезжали к людям, грузили всю мебель, все коробки, пианино, стиральную машину и т.д. - и перевозили на новое место, разгружали, ставили все по местам. Около 30 разных работ у меня было за пять лет!
Но Апостол Павел, а вслед за ним и я, шел к своей цели: быть служителем, апостолом, посланником Христа. И по мере того, как люди стали все больше прислушиваться к Павлу, ему все более дороже становилось его время! Потому что Бог призвал Павла делать палатки (скинии, святилища) - в людях! А это требует времени, и средств, и много-много труда, исследования Писания, литературы, знания науки своего времени, много молитвы, переписки, путешествий и так далее. И за то время, пока Павел делает одну палатку из шкуры животных, он может помочь сотворить десяток живых скиний! Что важнее?
Понимаете, апостол Павел не пришел в этот мир с бумажкой с печатью от Папы Римского, или кого там, подтверждающей, что он - апостол. Его злословили иудеи. Его били язычники. Его не понимали неоперившиеся христиане. Он находился в напряженных отношениях со "старшими апостолами". А он все пер как паровоз вперед, ту-ту!
И мир дрогнул. Мир испытал Павла - и снял перед ним шляпу. Признал в нем апостола, признал сына Божия! Стихии стали слушать его. Бесы стали избегать встреч с ним. Зато цари искали его слова! Одни ругали Павла как еретика, другие шли за ним, как за Наставником и братом. И, естественно, Бог давал Павлу (через Своих людей, не с небес деньги падали) средства даже тогда, когда он не просил об этом:
7 Какой воин служит когда-либо на своём содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печётся Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнём у вас телесное?
Фактически апостол Павел ссылается на последнюю книгу Ветхого Завета - на книгу пророка Малахии, где Бог говорит такие слова:
8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.
9 Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня.
10 Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Малахия 3
Апостол Павел говорит, что "для нас это написано". Не Бог нуждается в пище и питие, но дети Его, служащие Ему как священники Нового Завета, как живые храмы, храмы Духа.
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но всё переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
Господь повелел! Павел, однако, не требовал от людей всех десятин и приношений, хотя он нашел бы им благое применение - да и постоянно находил. Просто он напоминает людям об этом повелении десятины. Но в отличие от людей религиозных, которые требуют себе всю десятину, Павел просто напоминает, что десятина вообще не принадлежит человеку, но Богу, и что люди, распоряжаясь своей десятиной, не должны забывать своих наставников во Христе.
Моя Семья многие десятилетия отдает Богу десятину и пожертвования - и чем больше мы даем, тем больше приходит! Каждый месяц на протяжении многих десятилетий совершаются эти чудеса преумножения. Павел сам на себе это испытал и теперь пытается как-то деликатно донести это благословение другим христианам.
Павел говорит, что того, что по справедливости, по закону Божиему причитается ему - он ни у кого не требовал. Да, его поддерживал кто-то из его друзей, и потребности самого Павла были скромны. Но с другой стороны он всегда пишет о том, что у него всегда полон дом народа, и всех надо кормить, и многим нужна помощь, и многие приходят за помощью для других - кто-то гоним за веру, а семью надо поддержать, кто-то хочет церковь построить, а денег нет и т.д.
Я вспоминаю рассказы одного из моих наставников, Михаила Петровича Кулакова о, в свою очередь, его наставнике - стареньком пасторе Григорьеве, который в советские времена неофициально возглавлял десятки общин верующих по всей стране. В последние годы жизни старенький пастор уже не вставал с кровати. Он жил в Москве, и со всех городов к нему постоянно приезжали люди - одни с деньгами, другие - за деньгами. Одни хотели отдать, другие хотели принять. Был у него желтый чемоданчик под кроватью. Привозили деньги, он говорил - положите там, в чемоданчик. Они клали. Приезжали просить денег на церковь, на что-то еще, он говорил - возьмите там, в чемоданчике под кроватью. Возьмите сколько нужно. И никогда этот чемоданчик не переполнялся, и никогда он не пустел.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если не добровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.
Забегая вперед скажу, что и у апостола Павла был такой "желтый чемоданчик", который никогда не скудел. Более того, такой чемоданчик дается Богом каждому сыну, который, как Павел служа Богу "делает это добровольно", не за награду.
19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.
26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
27 но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.
Эволюция святого
Так написал апостол Павел в своем Первом письме к Коринфянам. И тут можно было бы поставить точку над этим вопросом...
Но есть еще Второе послание апостола Павла к тем же Коринфянам. И благодаря этому нам позволено разглядеть удивительную эволюцию, происходящую с апостолом Павлом. Мы, конечно, еще увидим эту эволюцию по мере того, как дочитаем Первое послание и перейдем ко Второму. Но уже сейчас скажу (перед тем как процитирую из Второго послания), что и святые Божии люди, такие как апостол Павел, такие как христиане в Коринфе, такие как мы с вами - могут (и должны) духовно расти и эволюционировать. Куда уж тут эволюционировать апостолу Павлу - он уже свят - скажет кто-то. Но и мы во Христе святы! Но нам есть куда расти! Было куда расти и Павлу.
И вот чему он научился в обозначенной области - в финансах - если кратко. Смотрите, в 1 Коринфянам Павел от всей души, со всей искренностью давал, давал и давал людям всего себя - не ожидая ничего назад. Отдавал, не желая ничего взамен! Это - огромная духовная вершина, не правда ли? Но, как оказалось, не последняя!
Апостол Павел был научен Отцом через новый опыт, опыт с Македонской церковью, который оказался благословенным. Македоняне, приняв Павла, как и коринфяне, приняли с горячим энтузиазмом его весть о Христе Иисусе, воскресшем из мертвых и живущем Духом Святым в верующих! О том, что они - дети Божии! Но, в отличие от коринфян, они решили - по заповеди, и по закону сохранения и трансформации энергии - благословить Павла и его людей, и даже целые общины своими средствами. На эти деньги апостол Павел и жил, и спонсировал учеников, и поддерживал бедных людей по церквам, то есть занимался благотворительностью.
Но даже не в этом дело! Так бывало с Павлом и ранее. Но теперь он заметил, что те люди, те верующие, которые сделали это, которые поддержали его служение - они более всех процветают и материально, и духовно! Они легко усваивают христианское учение, Дух Святой свободно движется в них, они не впадают в депрессию и ереси (как случалось с коринфянами), не сходят с ума как прелюбодеи (что опять-таки было с коринфянами), не болеют так часто, но имеют благословения во всем!
И Павел пересматривает свое отношение к деньгам! Он понимает, что своим односторонним служением коринфянам он нарушал те законы и установления о Десятине и пожертвованиях, что дал Господь, и в которых Павел (в 1 Кор), как кажется, дает коринфянам поблажку ради их слабости.
Наверное так и надо было. Они были тогда, когда он писал им свое Первое письмо такими младенцами в вере, что кормить их можно было (по словам самого же апостола) молоком, а не твердой пищей. Но по прошествии некоторого времени этот ребенок стал капризничать, болеть, замедленно развиваться и страдать фигней. И тогда апостол Павел пишет Второе послание, в котором говорит "подросшим" коринфянам:
1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;
5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;
6 поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, — так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того ещё с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: «кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка». 2-е послание Коринфянам 8
Апостол Павел, вместе с коринфянами, дорос до того Богоданного плана, согласно которого дающие благословляются многократно. Ученик не выше своего учителя, и я нахожусь в стадии перехода от 1-го послания к Коринфянам ко Второму. Я никого ни о чем не прошу, так как сам я сыт и согрет, и мне есть где жить, и даже помогать другим, и я благодарю тех читателей ОС, через которых действует Бог. Чтобы исполнить всякую правду и дать возможность кому-то благословиться (может в первый раз!) всяким преизобилием, то, вот:
Сбербанк 2202 2006 3579 2664 Олег Жиганков.