Продолжаем вместе читать 1-е послание апостола Павла Коринфянам (См. 1Кор1, 1Кор2, 1Кор3, 1Кор4, 1Кор5, 1Кор6, 1Кор7, 1Кор8, 1Кор9). В 10-ой главе Павел продолжает тему идоложертвенного. Через это он раскрывает принципы жизни верующих людей, детей Божиих, в неосознанном, идолопоклонном мире. Особенно эти принципы становятся важны в наши дни, в последнее время - как и подчеркивает Павел.
1-е послание Коринфянам 10 глава
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
2 и все крестились в Моисея в облаке и в море;
3 и все ели одну и ту же духовную пищу;
4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.
Павел говорит, что началась новая эпоха Нового Израиля. Если раньше народ чудесным образом прошел через расступившееся море (выход из Египта), то теперь каждому доступно чудо крещения. Если раньше людям чудесным образом давалась манна с небес, то теперь Сын Божий сошел с Небес и стал "хлебом с небес". Если раньше они пили в пустыне воду, которая чудесным образом текла из камня, то теперь людям доступен Дух Святой, Который послан верующим Иисусом Христом (Краеугольным Камнем).
Павел показывает, что Бог работает с людьми по одному и тому же образцу. Но люди мало это осознают, мало что черпают из этого. И тогда Бог говорит громко и ясно. Но и тогда многие люди не слышат, не принимают. Вскоре эти мысли озвучит великий христианский богослов Ориген. К сожалению, через несколько столетий имперская церковь Византии осудит и Оригена и его учение на основании того, что в Израиле прошлого было много ошибок и трагических падений, а "врата ада не одолеют Церкви".
То есть признать и принять предупреждения Новому Израилю (церкви), которые Бог передал через Писание, через открытые напоминания апостола Павла, а вслед за ним и Оригена сделалось преступно. Церкви не грозило ничто - "врата ада не одолеют ее". И всякий, кто признавал с апостолом Павлом, что Церковь есть собрание всех верующих, а не национальная секта, кто помнил, что есть пророчества, согласно которым христианская религия будет почти в точности повторять ужасные ошибки ветхозаветнего Израиля будут со временем считаться еретиками и сжигаться живьем на кострах инквизиции.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
Павел не сомневается, что врата ада не одолеют Церкви, но он не имел ввиду какую-то одну из тысяч зарегистрированных христианских сект или церквей. Он имел ввиду всех имстинно верующих людей, которые любят Христа Иисуса и в которых живет Дух Святой. Это и есть Церковь, и хотя ее пытались истребить (в первую очередь люди религиозные - новое поколение фарисеев и саддукеев, лицемеров) - Божия Церковь неистребима. Так убивали пророков во все времена, как заметил Иисус. Их убивали по одной схеме - религиозные начальники объявляли этих людей еретиками, потом умучивали и убивали их. По такой же схеме произошло убийство Иисуса Христа.
По такой же схеме, как предупреждает Иисус (особенно в книге Откровения) будут религиозные организации расправляться с Божиими людьми и в дальнейшем - пока Предтеча не отберет у них власть творить беззакония и наступит Царство народа святых, которое вознесется над всеми сектами и явит Церковь как чистую Невесту Христову, приготовленную к приходу Господина.
Павел опасается, что как в те времена, в пустыне, люди не сфокусировались на Боге, не полюбили Его (несмотря на все явленные Им чудеса), так и теперь, когда Бог открыто послал Сына и открыл людям сыновство и дочеринство - многие люди не примут этой полноты. Они примут спасение - как приняли спасение евреи, вышедшие из Египта. Но они не приняли сыновства - не приняли Духа Святого!
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть».
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
Вот так! Апостол Павел говорит, что Новый Израиль проходит по тому же пути, что и древний. В дальнейшем это учение будет запрещено во всех национальных сектах. Мы подробно говорили об этом в серии статей о библейской типологии.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
Искушениям должно приходить - Бог допускает это для укрепления человека в любви, в силе, в вере, в чудотворении. Без этих вызовов, без этих людей-декораций, событий-декораций, через которые приходят искушения, человек остается младенцем в вере. Надо помнить, что Бог не посылает нам в жизнь того, что мы не смогли бы вынести, от чего должны были бы упасть. Он не посылает искушения перед которым мы не могли бы устоять. Никогда!
Конечно, когда человек живет без Бога - он упадет и на ровном месте. Но когда в человеке живет Бог - то никакие искушения ему не страшны. "Кто думает, что он стоит" - так Павел обращается к религиозным людям. Он сам даже не думает - он знает, что стоит. Но Павел стоял во Христе, а они стояли в религии. Его падение было невозможно, а их - неизбежно.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
Здесь Павел говорит непостижимые для ума религиозного человека вещи. Дело в том, что практически каждое вкушение хлеба в Ранней Церкви (особенно при встрече людей) рассматривалось как евхаристия, как заповеданное Иисусом вкушение Вечери Любви (Агапе). Уже в следующей главе Павел пишет:
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Каждый раз когда христианская Семья, или друзья, садились за стол, глава Семьи (муж, отец, старейшина) должен был произнести молитву благодарения за хлеб насущный, как напоминание о Вечере Господней, о нашем братстве со Христом и о том, что Он однажды вернется. А пока - мы остаемся на Его месте. Мы преломляем (старейшина в Семье) и даем хлеб домочадцам, друзьям. То есть мы кушаем осознанно - с осознанием, что наша полть есть плоть сына, плоть дочери. Что мы едим и пьем не для того, чтобы нажраться до изжоги, но как напоминание того - кто мы!
Каждая трапеза христианина должна была сопровождаться провозглашением того, что мы являемся во Христе Иисусе святыми, Его братьями и сестрами по плоти и Духу! Когда мы что-то провозглашаем - мы получаем! И это делалось с каждой трапезой! С каждой трапезой, подкрепляющей тело, с каждым благодарственным провозглашением люди причащались телу Христову. А если этого не происходило - то это было недостойно христиан, как пишет Павел. Это было сделано, чтобы люди не забывали - кто они. Чтобы люди провозглашали - кто они. И чтобы люди были теми, кто они есть - сыновьями и дочерями Бога Живаго!
К сожалению, с течением времени, с наступлением эпохи профессиональных жрецов, поставляемых по бумажкам и дерективам имперской церкви, причастие (евхаристия) утратила этот всенародный характер. Надо было идти в церковь к специально обученному ритуалам священнику, и после исповеди грехов получить кусочек просфирки и ложечку вина. Этот обычай практиковался в разных древних культах, в которые язычники пытались втянуть христиан - потому что через это культы держали власть над людьми, зарабатывали деньги, а христиане из этих культов и их жрецов и вышли, и ушли. Они получили, как дети Божии, свободу каждый раз есть хлеб и пить вино в утверждение себя и близких как сопричастников Божия естества.
Иисус Христос сделал всех истинно верующих "царственным священством", которое не нуждается в жрецах и свободно. Вот на эту свободу во Христе и восстали жрецы культов - потому что они теряли власть над людьми. Власть надо было взать обратно. Так было в ветхозаветнем периоде, так повторилось и в новозаветнем периоде в среде религиозных жрецов.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Напомню, что мясо в Коринфе (да и по всей Римской империи) было достаточно дорого, и самым доступным мясом было то мясо, которое продавалось на рынке после того, как над животным сотворяли какой-то обряд. Люди (язычники) давали обеты, приносили просьбы, благодарности, а потом зарезали животного, часть кушали, а часть продавали. Зачем просто так убивать на мясо животное, если можно убить сразу двух зайцев - идолам послужить и продать мясо? Это была обыденность, ежедневное.
И вот против того, чтобы слабые в вере христиане покупали и ели такое мясо как часть своей трапезы и выступает Павел. То есть, само по себе это нормальное мясо, и если ты не спросил (а лучше не спрашивать!) - было ли оно посвящено идолам - то его нормально можно кушать.
Заметьте еще раз, что каждая (!) трапеза рассматривалась христианами как мини-вечеря: "Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской." То есть речь идет о ежедневном принятии пищи и вина (или сока) как чаши и трапезы Господней! Речь не шла о каких-нибудь таинственных культах, по типу митраизма, где вырезались кусочки хлеба, где совершались сложные обряды хода посолонь и жрецы обслуживали верующих. Это - завтрак, обед и ужин христианина!
Я знаю, что тут я потеряю еще кучу религиозных людей. Ау?! Кто-то еще тут? Со мною? С Павлом? Со Христом? Но послушайте - я вовсе не против Святого причастия, которое вы получаете в церкви. Как служитель, как пастор я сотни раз проводил торжественные и трогающие за душу (меня самого!), регулярные, поворяющиеся из месяца в месяц, служения Вечери Господней - Евхаристии, Причастия. Это замечательно и необходимо, потому что (1) нам официально напоминается о том, что совершил Иисус Христос и (2) мы принимаем эту святую трапезу вместе.
Но буду честен - это лишь запальник для вашего ежедневного вкушения пищи! "Всякий раз, когда вы едите и пьете!" Понимаете? Мы - христиане! То есть мы - братья и сестры Христа, дети Бога! И мы христиане не раз в месяц, а каждый день, мы дети Божии за завтраком, обедом и ужином, и между ними. Представьте, что вашу газовую колонку греет только запальник. Вы еще сможете тогда время от времени пользоваться на несколько секунд чуть тепленькой водичкой, но горячей веры вам не видать! Религиозный запальник должен запалить всю жизнь человека! Вот зачем он! А не для того, чтобы перекрывать человеку газ и воздух и делать веру чем-то отдельным от жизни, чем-то культовым. Вера - это жизнь! Полнота Жизни! Свечечка запальника - это не последний, но первый огонек веры!
Скоро, друзья, будем вместе с вами принимать с благодарностью Вечерю Господню, святые дары! Еще раз - принимайте их в церкви, принимайте дома, принимайте с Открытой Семинарией. Мы идем к этому. Мы несемся к этому в нашем Экспрессе, по БАМу! Вам в купе вашего дома подают не простую пищу из Пяторочки: вам, как напоминает апостол Павел и проводник экспресса Олег - предлагается нечто куда большее! Держитесь!
А дальше предлагаю вам, по обыкновению, самостоятельно поразмыслить над остатком этой главы, над главным принципом Павла и каждого ребенка Божия: Всё мне позволительно, но не всё полезно!
23 Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Всё, что продаётся на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля и что наполняет её.
27 Если кто из неверных позовёт вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: «это идоложертвенное», — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля и что наполняет её.
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
31 Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию.
32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
33 так, как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.