Найти тему
Space girl

Боинг Старлайнер опять никуда не летит.

Очередное разочарование от Боинг. Да да уже которое по счету. Но Боинг Старлайнер CST-100 снова никуда не летит. Еще 12 октября прошлого года представители НАСА заявили, что первый пилотируемый полет Старлайнера отложен на месяц до начала апреля нынешнего года. Потом полет был перенесен на лето 2024 года. Но вот новое обновление и полноценный полет с экипажем на МКС снова перенесен до начала 2025 года, причина по которой это произошло не была указана. Тем временем SpaceX в течении 5 лет доставляет экипажи на МКС, а Боинг не совершил ни одного полета.

У Боинг были большие ожидания на этот корабль с тех пор как они выиграли конкурс НАСА и контракт на 4,2 миллиарда долларов на разработку космического корабля, для доставки астронавтов к МКС. Боинг позиционировали себя как ведущего поставщика космических кораблей, как это было с пассажирскими самолетами. Прошло почти 10 лет и все эти мечты развеялись. Компания вложила ошеломляющие 1,4 миллиарда долларов в перерасход средств, а консультанты НАСА настаивают на независимой оценке всей программы.

SpaceX получила контракт от НАСА примерно в то же самое время что и Боинг, но при этом примерно на 40% меньше средств на разработку. Тем не менее SpaceX уже выполнили 8 полетов на МКС по контракту с НАСА, а также частные полеты.

Но что же пошло не так? Как такая известная компания как Боинг, проиграла выскочке-частнику и докатилась до жизни такой? Представители из НАСА заявляют что причина проблемы в том, как была организованна Программа по развитию частных пилотируемых космических кораблей (CCP) с фиксированной ценой. Она позволяла подрядчикам перекладывать на НАСА любые лишние расходы с которыми они сталкивались при разработке проекта. С самого начала НАСА отчаянно хотело чтобы Боинг первым начал полеты, и думало что ей не стоит целиком полагаться на SpaceX, как на новичков. И даже теперь после неоднократной задержки полетов, не решается критиковать Боинг. В НАСА считают всего лишь, что это экзистенциальные проблемы.

Представитель Боинг заявляет, что несмотря на проблемы не откажутся от программы пилотируемых полетов, хотя и признали что 1,4 миллиарда долларов которые пришлось потратить дополнительно на программу, были большими финансовыми вложениями. Но когда у представителя спросили - намерены ли Боинг продолжать программу в долгосрочной перспективе после полетов на МКС? Он ответил что есть большие сомнения по этому поводу.

Программа Старлайнер изначально имела проблемы. В 2015 году Боинг создало новое подразделение чтобы контролировать свои аэрокосмические проекты от проектов до реализации. Это подразделение объединило инженеров со всей компании, от коммерческой авиации до обороны и космоса, чтобы как думали в компании, эффективно управлять всеми проектами. В итоге в одном ряду оказались проект топливозаправщика KC-46 для Пентагона, коммерческий авиалайнер 777x и космический корабль Старлайнер для НАСА. И вместо эффективности это создало проблемы. Коммерческие самолеты, которые должны с определенной частотой сходить с конвейера, имели мало общего с военными самолетами, и еще меньше с ракетами и космическими кораблями.

В итоге что ждет проект дальше и будет ли он наконец доведен до ума? Покажет только время.

PS. Испытательный полет с экипажем назначенный на 6 мая, должен состояться как и планировалось. Речь в статье велась о полноценном полете экипажа для ротации на МКС. Он назначен на начало 2025 года. Приношу извинения если возникла путаница.