Найти в Дзене
Михаил Никольский

США, программа вертолета FARA: точка или запятая?

Командование армии США 8 февраля 2024 г. объявило о отказе в финансировании программы перспективного ударно-разведывательного вертолета FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft). Бюджетом на 2025 ф.г. такая статья расходов предусмотрена не будет, но средства, предусмотренные бюджетом 2024 ф.г. по программе FARA (428,9 млн. долл.), намечено освоить в полном объеме.

Формально программа FARA приостановлена, де-факто – прекращена, о чем не преминули сообщить новостные агентства и не только. Информационная служба конгресса США (crsreports.congress.gov) 17 февраля 2024 г. подготовила короткую, на двух страницах, справку по программе FARA – «Army Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA) Program Proposed Cancellation: Background and Issues for Congress». Название справки полностью подтверждают выводы экспертов, аналитиков, журналистов и продвинутых блогеров.

Программа FARA не является вещью в себе, она - часть более обширной программы FVL (Future Vertical Lift) авиации армии США по разработке перспективных винтокрылых ЛА, работы по которой начались в 2004 г.

Программа FVL предусматривала разработку нескольких винтокрылых ЛА, так называемых Capability Set (CS):

- CS1 – перспективный ударно-разведывательный ЛА FARA для замены вертолетов Белл ОН-58D «Кайова»;

- CS2 – тяжелый боевой винтокрылый ЛА с максимальной скоростью полета 314 – 500 км/ч, способный базироваться на крупных десантных кораблях;

- CS3 – винтокрылый ЛА FLRAА (Future Long-Range Assault Aircraft), предназначенный для замены транспортных вертолетов Сикорский UH-60 «Блэк Хок» и боевых вертолетов Боинг АН-64 «Апач».

Программа многократно реструктуризировалась. Наивысший приоритет в течение длительного времени отдавался ЛА CS2, номером два считался ЛА CS1, а работы по CS3 велись не шатко, ни валко. В 2018 г. неожиданно для экспертов, аналитиков, журналистов и продвинутых блогеров на первое место поставили ЛА CS1/FARA. Примерно в это же время изменилось видение самого ЛА FARA. Разведывательные задачи за аппаратом сохранили, но первостепенное значение теперь придавалось способности наносить удары по наземным целям. Таким образом, армия США видела в ЛА FARA приемника вертолетов ОН-58 и АН-64, непосредственного наследника разведывательно-ударного вертолета Боинг-Сикорский RAH-66 «Команч» и разведывательного вертолета Белл ARH-70 «Арапахо».

«Команч» создавался с 1983 г. в рамках программы LHX (Light Helicopter eXperimental). Было построено два прототипа вертолета RАН-66. Программу закрыли в 2004 г., затраты по ней составили порядка 7 млрд. долл.

Прототипы RAH-66 в полете.
Прототипы RAH-66 в полете.

Армия США в первом десятилетии текущего века инициировало несколько программ разработки новой машины или модернизации ОН-58D; ни одна из них успехом не увенчалась. Самой яркой и дорогостоящей была разработка вертолета ARH-70, глубокой модернизации вертолета Белл 407/ОН-58, прекращенная МО США в 2008 г.

OH-58D авиации армии СШГА, 2011 г.
OH-58D авиации армии СШГА, 2011 г.
Белл 407, доработанный в демонстратор вертолета ARH-70.
Белл 407, доработанный в демонстратор вертолета ARH-70.

Точку в истории перспективных разведывательно-ударных вертолетов для армии США, казалось бы, поставили в 2012 г. с принятием решение о снятии с вооружения вертолетов ОН-58D. Процесс вывода вертолетов ОН-58D авиации армии США из эксплуатации завершился в 2017 г. Выполнение разведывательных задач возложили на боевые вертолеты АН-64D/E и БПЛА RQ-1 «Шэдоу». Эта замечательная идея, как показала практика, себя не оправдала, поэтому тема FARA и обрела в 2018 г. столь важное звучание.

WAH-64D, британский "Апач"; Фэйфорд, 2014 г.
WAH-64D, британский "Апач"; Фэйфорд, 2014 г.

Обновленное техническое задание во многом дублировало ТЗ на вертолет RAH-66. Оно оговаривало создание компактного малозаметного вертолета, способного эффективно действовать в городах (диаметр несущего винта не более 40 футов, 12,2 м), вооруженного пушкой на турельной установке и подвесными авиационными средствами поражения во внутренних отсеках. Боевой радиус ЛА FARA - 250 км, время патрулирования в заданном районе 90 минут, статический потолок без учета влияния земли 1200 м при температуре атмосферного воздуха +35 град, максимальная крейсерская скорость не менее 333 км/ч, масса полезной нагрузки 635 кг. Армия рассчитывала закупить от 300 до 500 вертолетов FARA, достижение вертолетом состояния первоначальной боеготовности планировалось на 2030 г.

В апреле 2019 г. было отобрано пять аванпроектов, из которых в 2020 г. в финал вышло два: вертолет классической схемы Белл модель 360 «Инвиктус» и вертолет соосной схемы с дополнительным толкающим винтом Сикорский «Рейдер-Х».

Вертолет «Инвиктус» внешне выглядит как сильно отрихтованный «Команч».

Рендер вертолета Белл 360 "Инвиктус"
Рендер вертолета Белл 360 "Инвиктус"

Вертолет «Рейдер Х» является развитием вертолета S-97 «Рейдер» (построено два прототипа, первый полет состоялся в мае 2015 г.), несколько увеличенным в размерах. Вертолет S-97, в свою очередь, спроектирован на основе экспериментального вертолета Х-2.

-7
Рендеры вертолета "Рейдер-Х"
Рендеры вертолета "Рейдер-Х"

Первые полеты прототипов обоих машин планировались на 2023 г., чего не произошло из-за неготовности двигателя Т901.

Армия США в 2010-е гг. инициировало конкурсную программу разработки перспективного турбовального двигателя ITEP (Improved Turbine Engine Program), предназначенного для вертолетов АН-64, UH-60 и FARA. Конкурс в 2021 г. выиграла фирма «Дженерал Электрик» с ТВД Т901. ТВД Т901 выполнен в размерности двигателя Т700 вертолетов UH-60 и АН-64, но обладает на 50% большей мощностью (3000 л.с. против 2000 л.с.) и на 25 - 30% меньшим удельным расходом топлива. «Дженерал Электрик» обязалась предоставить двигатели Т901 для установки на два прототипа FARA в 2022 г., затем дату поставки двигателей перенесли на весну 2023 г., потом – на конец 2023 г. Последний срок фирма «Дженерал Электрик» выдержала.

Двигатель Т901
Двигатель Т901

Фирмы «Белл» и «Сикорский» получили по одному двигателю Т901 осенью 2023 г. Удивительно, но это были самые первые летные образцы ТВД 901 (первый получила фирма «Белл», второй – фирма «Сикорский»). Летные испытания двигателя, получается, предполагалось проводить на прототипах вертолетов, доселе не летавших; своеобразный подход…

-10
Двигатель Т901 доставлен на завод фирмы "Белл", 20 октября 2023 г.
Двигатель Т901 доставлен на завод фирмы "Белл", 20 октября 2023 г.
Распаковка двигателя Т901 на заводе фирмы "Сикорский", ноябрь 2023 г.
Распаковка двигателя Т901 на заводе фирмы "Сикорский", ноябрь 2023 г.

На «Инвиктус» ТВД Т901 установили в ноябре 2023 г., на «Рейдер-Х» - в декабре 2023 г. Первые полеты обоих прототипов вертолета FARA осенью 2023 г., после поставки ТВД Т901, ожидались во второй половине 2024 г. Решение армии США о, как минимум, приостановке программы FARA сделало проведение летных испытаний прототипов весьма проблематичным.

Обе фирмы продолжают осваивать бюджет 2024 ф.г. Фирма «Белл» 10 апреля 2024 г. успешно осуществила первый запуск ТВД Т901, установленного на вертолете «Инвиктус». Через две недели, 25 апреля, запустили двигатель Т901 вертолета «Рейдер-Х». Представители фирмы «Белл» о дальнейший судьбе «Инвиктуса» не распространяются, в то время как представители фирмы «Сикорский» заявили, что не собираются поднимать «Рейдер-Х» в небо.

-13
-14
-15
Вертолет Белл 360 "Инвиктус", снимки 2023 г.
Вертолет Белл 360 "Инвиктус", снимки 2023 г.
-17
-18
-19
Вертолет Сикорский "Рейдер-Х"
Вертолет Сикорский "Рейдер-Х"
Первый запуск ТВД Т901 на вертолете "Рейдер-Х", 25 апреля 2024 г.
Первый запуск ТВД Т901 на вертолете "Рейдер-Х", 25 апреля 2024 г.

Руководство фирмы «Сикорский», предположительно, после консультацией с командованием авиации армии США приняло решение сконцентрировать усилия на оснащении двигателями Т901 вертолета UH-60. Поставка двух двигателей для опытного вертолета ожидается в мае – июне 2024 г., первый полет опытного UH-60 с силовой установкой из двух ТВД Т901 ожидается в первой половине 2025 г.

Задержка поставок двигателей Т901 фирмам «Белл» и «Сикорский», согласно официальной версии, никакого отношения к приостановке/завершению программу FARA не имеет. Начальник штаба армии США генерал Рэнди Джордж (Randy George) приостановку/закрытие программы FARA аргументировал следующим образом:

- Мы тщательно изучили опыт боевых действий, особенно на Украине, и пришли к выводу о фундаментальном изменении способов ведения авиационной разведки. … Весомым аргументом в пользу прекращения работ по программе FARA является возможность инвестирования сэкономленных финансовых средств в размере нескольких миллиардов долларов в разработку БПЛА. … Мы не намерены перезапускать программу разработки пилотируемого аналога вертолета «Кайова». Мы будем вкладывать деньги в беспилотные аппараты.

Генерал абсолютно прав в том, что касается перспектив выполнения вертолетами разведывательных заданий и особого, в свете опыта СВО, значения БПЛА. В некоторых странах, например России и Украине, вообще обходились без разведывательных вертолетов, кстати. Генерал видимо подзабыл о первой, если исходить из аббревиатуры, ипостаси вертолета FARA. Attack – ударный. Сказавши «А»: прикрываем программу FARA, следует произнести «В»: в ближне- или среднесрочной перспективе снимаем с вооружения боевые вертолеты АН-64. Армия США отказываться от вертолетов «Апач» не собирается, наоборот – ведутся работы по их модернизации столь глубокой, что впору говорить о возобновлении серийного производства. Серия, собственно, возобновлена – несколько десятков машин построено заново. Остальные «модернизируются» с заменой фюзеляжей.

«Подвешивание» программы на тонкой ниточке, помимо тщательного анализа опыта СВО, имеет и другие причины. Не последняя из которых связана с двигателем Т901. Фирма «Дженерал Электрик» объясняет отставание реализации программ от контрольных сроков на два года сложностями с выстраиванием цепочек субподрядчиков, но армия неоднократно пеняла фирме не на сорванные сроки, а на лавинообразны рост стоимость программы в целом и одного двигателя в отдельности. Весьма вероятно, что бюджета авиации армии США банально не хватает на продолжение работ по вертолетам FARA с последующей закупкой 350 таких машин, ремоторизации парка вертолетов UH-60 и АН-64, а также увеличения финансирования работ по беспилотной технике.

О достоверных причинах озвученного 8 февраля 2024 г. решения остается только гадать, причем не только людям со стороны. Конгрессмен Ронни Джексон (Ronny Jackson) уже 11 февраля выступил с ярким заявлением:

- В декабре [2023 г.] я обсуждал с представителями армии состояние программы FARA. О возможности ее прекращения не упоминалось, даже когда я задал прямой вопрос. Я разочарован решением аннулировать программу FARA, но я также разочарован отсутствием прозрачности в отношении того, как это решение принималось. … Фирма «Белл» вложила в программу крупные суммы, прототип подготовлен к проведению летных испытаний и отвечает требованиям армии США.

Интерес мистера Джексон к программе FARA и фирме «Белл» отнюдь не случаен. Джексон – конгрессмен от штата Техас, штаб-квартира фирмы «Белл» находится в Форт-Уэрте, шт. Техас, прототип вертолета «Инвиктус» собран на заводе фирмы «Белл» в международном аэропорту г. Амарилло, шт. Техас. Других конгрессменов занимают не столько перспективы фирмы «Белл», служащие которой являются потенциальными избирателями мистера Джексона, а целесообразность расходования на программу FARA почти двух миллиардов долларов, к которым, по большому счету, следует добавить 7 миллиардов, потраченных на программу LHX/RAH-66 и порядка миллиарда – на программу АRH-70.

Справка, подготовленная Информационной службой конгресса США, рекомендует конгрессменам задаться следующими вопросами:

- Каким образом армия готовила предложения по реструктуризации своих авиационных программ? Намерена ли армия предоставить конгрессу аналитические материалы по этой теме?

- Оправдана ли предлагаемая армией реструктуризация своей авиации, особенно в части аннулирования программы FARA? Является ли аннулирование программы FARA экономически оправданным?

- Учитывая значительные изменения, вносимые в планы развития армейской авиации ранее, включая прекращение работ по трем программам, аналогичным программе FARA, насколько реально выполнение плана реструктуризации авиации, предложенном 8 февраля 2024 г.?

- Какие последствия для вертолетостроительной промышленности США, включая как главных подрядчиков, так и субподрядчиков, будет иметь аннулирование программы FARA? Как быстро промышленность США перестроится на выпуск БПЛА, оговоренный в плане реструктуризации, предложенным армией?

Точку в программе FARA, как представляется, ставить пока рано. Деньги по программе в 2024 ф.г. выделены, а значит работы будут продолжены, по крайней мере по 30 сентября 2024 г. Дальше – время покажет.

Армия рассчитывает вложить финансовые средства, сэкономленные на программе FARA, финансирования, в развертывание полномасштабного серийного производства транспортных вертолетов Боинг СН-47F блок II и на расширение фронта работ по перспективной тактической авиационной беспилотной системе FTUAS (Future Tactical Unmanned Aircraft System).

НИОКР по вертолету CH-47F блок II были начаты в 2020 г. Первый серийный СН-47F блок II выполнил первый полет 8 апреля 2024 г. Армия США отказалась от установки на вертолеты СН-47F блок II несущих винтов с новыми лопастями. Лопасти разрабатывались в рамках программы ACRB (Advanced Chinook Rotor Blades) на основе лопастей несущего винта вертолета RAH-66. Уровень вибраций лопастей новых винтов, выявленный при испытаниях, превысил допустимый, устранить данный дефект не удалось. Новые лопасти должны были стать ключевым отличием новой модели «Чинука», в остальном же модификация СН-47F блок II представляет собой шаг вперед и не более того: перевод оставшейся аналоговой электроники на цифру, установка дополнительного топливного бака и ТВД Ханиуэлл Т55-715, на 20% более мощного, чем ТВД Ханиуэлл Т55-714С вертолета СН-47F (6500 л.с. против 6000 л.с.).

Первый полет первого серийного вертолета СН-47F блок II, 8 апреля 2024 г.
Первый полет первого серийного вертолета СН-47F блок II, 8 апреля 2024 г.

Планами, существовавшими до февраля 2024 г., предусматривалась постройка трех опытных CH-47F блок II и ограниченного количества серийных, упор делался на модернизацию до уровня блок II вертолетов СН-47F, находящихся в эксплуатации. После февраля речь зашла о разворачивании полноценного серийного производства, но количество планируемых к постройке вертолетов CH-47F блок II не известно.

В настоящее время ведется работа по формированию нового облика армейской авиации и вообще сухопутных войск США. «Новый облик» предполагает отказ от концепции модульных авиационных бригад и возврат к различным авиационным компонентам, органично входящим в состав воздушно-десантных, легких и тяжелых пехотных дивизий. Так, в 101-ю воздушно-десантную дивизию включается батальон тяжелых вертолетов СН-47 (32 машины), его формирование уже началось. Решение о развертывании серийного производства вертолетов CH-47F блок II вызвано нехваткой вертолетов «Чинук» в свете приведения сухопутных войск США к новому облику.

Система FTUAS предназначена для замены БПЛА Текстрон Системз RQ-7B «Шэдоу» максимальной взлетной массой 243 кг (масса полезной нагрузки 43 кг) и продолжительностью полета до 8 ч.

Подготовка БПЛА RQ-7B «Шэдоу» к запуску, США, 2018 г.
Подготовка БПЛА RQ-7B «Шэдоу» к запуску, США, 2018 г.

Армия США сформулировала требования к системе FTUAS в 2018 г. В 2019 г. для дальнейшего участия в конкурсе были отобраны БПЛА фирм «Мартин UAV»/«Нортроп-Грумман», «Текстрон Системз», «L3 Харрис», «Гриффон Аэроспейс» и «Арктурус UAV». В конце 2023 г. армия США заключила контракты на разработку и постройку аппаратов FTUAS с фирмами «Гриффон Аэроспейс» (БПЛА «Вэлиэнт») и «Текстрон Системз» (БПЛА «Аэросонд» Mk 4.8 HQ; HQ - Hybrid Quad).

БПЛА «Вэлиэнт» спроектирован по нормально, самолетной, аэродинамической схеме с прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. По одному электродвигателю с отклоняемыми винтами установлено на плоскостях крыла и законцовках килей. В поступательном полете тягу создают только электроустановки, смонтированные на килях. Питание электромоторов осуществляется от двигателя внутреннего сгорания, работающего на генератор.

БПЛА "Вэлиэнт" в полетно конфигурации.
БПЛА "Вэлиэнт" в полетно конфигурации.
БПЛА "Вэлиэнт" в полете.
БПЛА "Вэлиэнт" в полете.

Двухбалочный БПЛА «Аэросонд» Mk 4.8 спроектирован по гибридной схеме с прямым крылом, четырьмя подъемными винтами с электроприводом и одним толкающим винтом с приводом от двигателя внутреннего сгорания фирмы «Лайкоминг». Максимальная взлетная масса 93 кг, масса полезной нагрузки 14 кг, продолжительность полета до 14 ч.

БПЛА «Аэросонд» Mk 4.8
БПЛА «Аэросонд» Mk 4.8

В проекте бюджета на 2025 ф.г. армия США запросила финансирование в размере 129 млн. долл. на постройку семи аппаратов FTUAS. Начало перевооружения строевых частей армии США на аппараты FTUAS ожидается в 2026 г. FTUAS сложно назвать массовым, поскольку одна бригада сухопутных войск будет располагать всего 20 такими аппаратами.