Я в психологии с 2007 года. Всю профессиональную жизнь. И одна из особенностей нашей профессии заключается в том, что где-то 90% психологов – это женщины. Поразительная статистика. Труднообъяснимая для меня пока. Ну хотя бы потому, что если мы поищем самых известных и признанных мастеров психологии, то там ровно наоборот, порядка 90% – это мужчины. Не знаю как в мире, а у нас в СНГ женщин-коллег в разы больше. Это накладывает отпечаток.
Ну представьте, я – парень из сибирского села, который успел в юности много чего перенести: ножевое ранение в живот, 4 раза ломан нос, ломали мне ухо, ломал я что-то в кисти от удара кулаком. Про прелести организации свободного времени и досуга в мои безынтернетные нулевые вообще молчу. Ну т.е. вполне такие нормальные маскулинные отрочество и юность. И тут – бах, кругом одни девушки.
Чтоб вы понимали, в моем первом универе в группе из 20 человек, парней было 5. Позже я осознал, что это очень много, потому что во втором универе вначале из 45 человек парней было 7, а завершали пятый курс мы вдвоем. Как сказал бы известный персонаж: «до конца дошли не только лишь все». В третьей группе, на магистерской программе я был единственным представителем мужского пола.
Среди преподавателей примерно такая же процентовка.
Я всегда очень любил свою профессию и всегда особое внимание уделял гендерной психологии, а также конкретно – мужской психологии. И всегда для меня будто что-то ускользало, как будто не хватало какого-то пазла...
Ну да, понятно, что психология у нас одна. И мужчины и женщины принадлежат к одному биологическому виду, все мы люди, все человеки. Одни и те же органы, строение нервной системы. И даже за весь период обучения гештальт-терапии, а это больше 4 лет, все рассматривалось унитарно, без разделения на мужское и женское.
Но эй, ведь должны же быть нюансы? Иначе получается, как в известной песенке, где «Вижу чётко, вижу ясно, ну какой же тут секрет? Ведь такого не бывает - ж... есть, а слова нет!»
Ответ я для себя начал осознавать на программе по клинической психологии, где тренер сказала ясно и гигантское спасибо ей за это: «Важно всегда помнить, что есть мир женский и есть мужской. Особенно мужчинам в терапии это всегда надо помнить, чтобы не терять себя в женском сообществе». Цитата не точная, транслирую смысл. Для меня это было как гром среди ясного неба и прям в сердечко. Кстати, на этой группе я тоже единственный мужчина.
Разница, нюансы, культурологический контекст и особенности нейро-гормональной системы – колоссальные. Теперь я в этому еще больше убеждаюсь, продолжая изучать психофизиологию. Дамы и господа, во многом мы с вами отличаемся от противоположного пола просто драматически. Теперь мне еще более понятно становится, почему многие либеральные идеи и тренды ну никак не влазят в мою картину мира. Нельзя впихнуть невпихуемое и все унифицировать.
Не может женщина в одиночку воспитать «настоящего мужчину». Мужчине нужен мужчина. Отец, тренер, дед, психолог, какой-то другой взрослый мужчина, который поможет приобщиться к миру мужчин, пройти инициацию и обрести здоровую идентичность. Нужно сообщество, мужская группа. Это на стыке психологии, биологии и социологии. Чем раньше это понять и принять, тем лучше.
Мужчинам в современном мире не просто быть мужчинами. Нам правда сложнее. Девочки, девушки, женщины очень открыты, легально и с раннего возраста взаимоопыляются женственностью, обсуждают самые личные и интимные темы, делятся переживаниями и прочим личным. У мальчиков такого нет.
Лишь у немногих есть достойный пример, но зато общество навязывает порой прямо противоположное: будь сильным, но покладистым; мужчины не плачут, но плохо быть холодным и бесчувственным; ты должен зарабатывать, но и всегда быть рядом; ты должен быть нежным и ручным, но эй, ты чо не мужик что ли?!
Какое-то «стой там, иди сюда» получается.
Приходите на консультацию и отправляйте в терапию своих мужчин.
Работы еще много, но ничего, разберемся.