В 2023 году продано около 55 млн шин — это на 15% больше, чем годом ранее. Возросший потребительский спрос понятен: цены стабилизировались, покупать новые шины решились те, кто не делал этого в 2022 году. Мы изучили статистику и через пользовательский опыт ГК «Монополия» определили, какие грузовые шины можно без рисков приобретать в 2024 году.
Какая ситуация сложилась на рынке
В 2023 году было продано 70 млн шин, — 59% произведены в России.
Грузовые шины — около 8,5 млн штук, из них 5 млн были отечественного производства, а 3,5 млн импортные. Доля премиум-сегмента снизилась до 3%, в то время как "середнячки" увеличили свою долю. Мировые бренды закрыли свои заводы в России, и большую часть импорта заняли поставщики из Азии. Официальные данные по импорту и экспорту товаров не доступны, поэтому точно утверждать о доле азиатских шин в импорте нельзя.
Открытые данные китайской таможни показывают, что выручка от поставки новой «резины» в России увеличилась всего на 11%.По данным других экспертов, например, «Авито», за 2023 год продажи шин Triangle и Sailun выросли в среднем на 52%.
Цены в 2024 году
Возросший интерес китайских производителей шин ЦМК к российскому рынку привел к затовариванию. Цена при этом изменилась, хоть и не критично. В среднем по итогам 2023 года стоимость одной шины выросла на 5% и составляет более 24 000 рублей за штуку. Предпосылок к снижению этой цифры пока нет.
Зимой 2024 года маркетинговое агентство НАПИ провело исследование динамики средних цен в премиум-сегменте. Выяснилось, что стоимость «резины» в феврале выросла на 25% по отношению к январским показателям. При этом грузовые шины подешевели на 1%.
Об опыте ГК «Монополия»
Грузовые шины премиум-сегмента стали штучным товаром, а китайские аналоги еще недостаточно обкатаны. Что выбрать для переобувки автопарка? Мы поговорили с Павлом Кыссой, руководителем отдела технического обеспечения ГК «Монополия», о том, на что ориентируется компания в 2024 году.
Автопарк ГК «Монополия» ежегодно расходует более 23 000 шин. С 2017 года специальная служба контроля отслеживает путь каждой шины ЦМ от покупки до замены, чтобы посчитать экономическую выгоду от использования шин конкретных производителей.
После ухода популярных брендов перед компанией возникли следующие задачи:
- найти продукт с приемлемыми и предсказуемыми ценами;
- договориться о технической поддержке и гарантийном обслуживании;
- решить вопрос с регулярными поставками.
Сегодня 70% шин, которые закупают для автопарка ГК «Монополия», произведены под брендом КАМА. На выбор отечественного производителя повлияли несколько причин:
- хорошее качество продукции;
- оптимальная стоимость шин;
- необходимые объемы отгрузки от дилера.
К покупке можно было бы рассматривать и премиум-сегмент из азиатских стран. Но пока подходящий бренд не найден, ведь хорошие шины из Азии по соотношению цены/качества сопоставимы с европейскими аналогами. При этом важно, чтобы шины изготовляли из качественных материалов и по современной технологии.
Остальные 30% шин в автопарке ГК «Монополия» восстановлены холодным методом. Для этих целей подошла КАМА. Шина имеет крепкий каркас, который выдерживает трехкратное восстановление. Так, пробег каркаса шины может доходить до 800 000 км.
Замечания к шинам КАМА есть, но на сегодня для автопарка ГК «Монополия» это лучшее соотношение цены и качества. Применение шин иностранных производителей возможно в будущем, если поставки пойдут бесперебойно и независимо от обстоятельств. Пока такие гарантии могут дать только бренды, которые имеют заводы в России.
А какие грузовые шины выбираете вы? Делитесь своим опытом в комментариях.