Найти в Дзене

Авиадвигатели для суровой Арктики работают при любых условиях

Оглавление

Арктический регион занимает четверть площади страны и, несмотря на суровые погодные условия, он активно развивается. Осваивать эту огромную территорию и обеспечивать безопасность северных границ России помогают разработки предприятий ОДК, которые отвечают самым высоким требованиям.

Регион высокой значимости

Развитие Арктики и Крайнего Севера стратегически важны для России. Во-первых, здесь находятся месторождения природных ресурсов - нефти, газа, минеральной руды. Во-вторых, это огромный экономический потенциал - с развитием техники и технологий деятельность в условиях Крайнего Севера становится все более выгодной экономически.

Оборудование ОДК используется на Бованенковском месторождении-крупнейшем на полуострове Ямал по разведанным запасам газа © ПАО «Газпром»
Оборудование ОДК используется на Бованенковском месторождении-крупнейшем на полуострове Ямал по разведанным запасам газа © ПАО «Газпром»

В-третьих, с таянием льдов в Арктике открываются новые морские маршруты, которые значительно сокращают путь между Европой и Азией. Поэтому Россия, имея выход к значительной части арктического побережья, заинтересована в развитии региона. Кроме того, контроль над этими территориями обеспечивает защиту северных границ страны.

Для поддержки масштабного присутствия в регионе требуется большое количество техники, адаптированной под суровые северные реалии. Предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации производят газотурбинные двигатели и оборудование, которые успешно используется на арктических широтах, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Вертолеты – транспорт номер один

В Арктике самым универсальным видом транспорта считается вертолет. Эти машины могут легко и быстро преодолевать значительные расстояния, им не страшны водные и ледовые преграды.

Использование вертолетов на Севере началось в 1950-х годах. И сейчас они успешно выполняют задачи по доставке людей и грузов, участвуют в спасательных операциях и ледовой разведке, базируются на ледоколах.

В арктической зоне может безопасно работать новый офшорный Ми-171А3. Это первый российский специализированный вертолет для обслуживания морских буровых платформ. Он оснащен двигателями ВК-2500ПС-03, которые разработаны и производятся на петербургское предприятии ОДК-Климов.

Двигатели ВК-2500ПС-03 производства петербургского предприятия ОДК-Климов установлены на вертолете Ми-171А3 © ОДК
Двигатели ВК-2500ПС-03 производства петербургского предприятия ОДК-Климов установлены на вертолете Ми-171А3 © ОДК

Конструкция двигателя позволяет эксплуатировать его во всех климатических условиях. ВК-2500ПС-03 обеспечивает надежность полета при температурах от -50 до +60 градусов Цельсия, надежный запуск двигателя подтвержден на высоте до 6000 м.

Несомненное преимущество двигателя – автоматическая адаптация под любые изменения окружающей среды. Он оснащен системой автоматического регулирования и контроля БАРК-6В-7С. Она объединяет большое количество датчиков и систем измерения, которые контролируют работу двигателя на всех режимах и могут самостоятельно адаптировать их под условия эксплуатации.

Российских вертолет Ми-38 также используется в Арктике. Он был модифицирован для сурового климата и получил новую систему противообледенения. На вертолете установлены турбовальные двигатели ТВ7-117В, разработанные и созданные также на петербургском предприятии ОДК-Климов.

Двигатель имеет высокие показатели надежности и безотказности. Его конструкция и установленная электронная система автоматического управления и контроля типа FADEC обеспечивает повышенную надежность полетов и высокую мощность ТВ7-117В при низком расходе топлива. Такие характеристики выделяют его среди остальных - в своем классе двигателей он не имеет аналогов по топливной экономичности и взлетной мощности.

Вертолет Ми-38 с двигателями ТВ7-117В разработки и производства ОДК-Климов © Правительство Магаданской области
Вертолет Ми-38 с двигателями ТВ7-117В разработки и производства ОДК-Климов © Правительство Магаданской области

Особенно важно, что двигатель ТВ7-117В работает при экстремальных температурах. Он прошел серию испытаний - в термобарокамере он подтвердил возможность эксплуатации и при температурах от -60 градусов до +50 градусов Цельсия.

Также двигатель успешно прошел комплекс сертификационных испытаний на проверку работоспособности в условиях обледенения и при попадании посторонних предметов - птиц, дождя и града.

Свою надежность и возможность работы в сложных условиях двигатель доказал на практике. В марте этого года вертолеты Ми-38 с двигателями ТВ7-117В установили рекорд по дальности полета. Они пролетели больше 6500 км из Казани в Магадан при температуре -25 градусов Цельсия.

«Перегон» двух вертолетов занял три дня, за это время они пересекли 11 городов. Экипаж высоко оценил работу двигателей — ТВ7-117В обеспечили безопасность полета на протяжении всего пути, в том числе в зонах обледенения.

Агрегаты для транспортировки газа

На территории Арктики расположены месторождения природного газа. Доставлять его из северных районов страны уже много лет помогают газоперекачивающие агрегаты Объединенной двигателестроительной корпорации.

Газоперекачивающее оборудование предприятия ОДК-Газовые турбины используется на Заполярном месторождении © ПАО «Газпром»
Газоперекачивающее оборудование предприятия ОДК-Газовые турбины используется на Заполярном месторождении © ПАО «Газпром»

Агрегаты выпускает рыбинское предприятие ОДК-Газовые турбины. Они предназначены для сжатия газа на компрессорных станциях и доставки его в систему магистральных газопроводов.

ОДК производит газоперекачивающие агрегаты, которые способны работать при температурах -50 градусов Цельсия и ниже. Они оснащены современными и эффективными газотурбинными двигателями, которые выпускают предприятия в разных регионах страны: ОДК-Пермские моторы в Перми, ОДК-Кузнецов в Самаре, ОДК-Сатурн в Рыбинске и ОДК-УМПО в Уфе.

Двигатель АЛ-31СТ для газоперекачивающих агрегатов в сборочном цехе уфимского предприятия ОДК-УМПО © ОДК
Двигатель АЛ-31СТ для газоперекачивающих агрегатов в сборочном цехе уфимского предприятия ОДК-УМПО © ОДК

В 2021 году специалисты ОДК создали унифицированный газоперекачивающий агрегат УГПА-16(25), который использует всю линейку двигателей мощностью 16 и 25 МВт. Эта разработка существенно сокращает сроки сборки оборудования на месте эксплуатации, особенно в сложных условиях Арктического шельфа.

Объединенная двигателестроительная корпорация произвела более 70 газоперекачивающих агрегатов различной мощности для арктических проектов транспортировки газа по магистральным газопроводам. Суммарно мощность всех произведенных агрегатов составляет более 1 ГВт.

Установки для света и тепла

Предприятия ОДК производят газотурбинные установки, которые можно использовать для питания электроэнергией оборудования и создания условий для работы на нефтегазовых месторождениях в Арктике.

Российские морские буровые платформы раньше оснащали зарубежными энергостанциями.

ОДК разработала полностью отечественную энергостанцию, которая производится из российских комплектующих. Первая отечественная энергостанция ГТА-8 для арктических добывающих платформ имеет мощность 32МВт.

Энергетический газотурбинный агрегат ГТА-8 в цехе испытаний рыбинского предприятия ОДК-Газовые турбины © ОДК
Энергетический газотурбинный агрегат ГТА-8 в цехе испытаний рыбинского предприятия ОДК-Газовые турбины © ОДК

Электростанция адаптирована к северному климату и морским воздействиям, может работать на двух видах топлива - дизельном и добываемом природном газе. Она вырабатывает не только электричество, но и тепло, идущее на обогрев платформы. Оборудование адаптировано к суровым условиям эксплуатации в пресных арктических водах Обской губы, конструкция станции способна выдержать и разрушающее воздействие морской соли.

Энергетических установки ГТД-8 в свою очередь созданы на базе газотурбинных морских двигателей Е70/8РД. Они производятся из материалов, которые выдерживают воздействие соленого воздуха и воды, имеют высокие антикоррозионные свойства. Уникальной способностью агрегатов на базе Е70/8РД является автоматический переход с одного вида топлива на другой без остановки работы и снижения нагрузки.

Мощность ГТА-8 на базе Е70/8РД – 8 МВт. Всего в энергостанции будет использовано четыре ГТА-8.

Отечественная энергостанция будет установлена на новой платформе «Каменномысское – море» и обеспечит добычу газа за Полярным кругом к востоку от Ямала. Ввести ее в эксплуатацию планируется в 2025 году.

В будущем корпорация планирует поставлять такие агрегаты не только для проектов добычи на морском шельфе России, но и для обеспечения электроэнергией и теплом удаленных объектов арктического побережья.

Авто
5,66 млн интересуются