Почему рынок автокредитов ждет падение
После рекордных выдач I квартала 2024 года рынок автокредитования в апреле-мае ждет обвал, прогнозируют аналитики рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР), стало известно Forbes. Они ждут, что выдачи II квартала окажутся на 15−20% ниже, чем были в январе-марте. Однако результат апреля — июня этого года будет выше на 70−80%, чем за тот же период годом ранее (тогда банки выдали автокредитов на 354,1 млрд рублей. — Forbes), уверены аналитики НКР. В январе-марте 2024 года российские банки совокупно выдали автокредитов на 527,8 млрд рублей — в 2,1 раза больше аналогичного показателя 2023 года, подсчитали ранее аналитики Frank RG.
Главная причина падения во II квартале — досрочное исчерпание ажиотажного спроса на новые автомобили, которое было вызвано опасениями россиян, отмечают аналитики НКР. Дело в том, что с 1 апреля в странах ЕАЭС (кроме России, это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. — Forbes) заработала единая система управления рисками, которая позволит странам контролировать товары, ввезенные в одну страну союза и переправленные в другую страну без уплаты таможенных пошлин, и доначислять платежи за эти товары в своей юрисдикции. Это поломало распространившуюся схему покупки машин, когда они завозились в одну из стран ЕАЭС с более низкими таможенными пошлинами и затем перегонялись в Россию. После вступления новых правил экономить уже не получится: для ввезенных из дружественных стран машин вырастет утилизационный сбор. По различным оценкам, это может привести к росту цен на 20−30% на такие машины, рассказывал Forbes старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов.
Ожидания роста цен стимулировали россиян выходить на покупку раньше. В итоге в марте был поставлен абсолютный рекорд продаж автокредитов. По оценке Frank RG, в тот месяц заемщики взяли у банков 224 млрд рублей автокредитов. Этот объем всего лишь в два раза меньше, чем объем выданной в тот месяц ипотеки, крупнейшего по объему розничного сегмента, подчеркивает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин. Такую динамику рынок продемонстрировал несмотря на высокие ставки, добавляет он. Физические продажи новых автомобилей (именно их чаще всего россияне покупают в кредит) в марте также были высокими. Например, «Автостат» зафиксировал в марте продажу 146 000 новых легковых машин — в два раза больше, чем годом ранее.
Этот ажиотажный спрос был краткосрочным, объясняет Лопатин. Все его влияние было реализовано в I квартале. При этом НКР допускает, что некоторые банки по техническим причинам (особенно с учетом того, что два последних дня марта были выходными) отнесут часть последних мартовских кредитов к выдачам за первую неделю апреля, что несколько поддержит статистику за II квартал.
В то же время обвал II квартала не сделает годовые результаты рынка автокредитования провальными, считает Лопатин. Главным образом рынок поддержит экспансия китайского автопрома, который расширил объем предложения во всех ценовых категориях. С начала года на фоне высокой ключевой ставки автодилеры и производители стали предлагать разнообразные скидки и акции на покупку машины в кредит, а банки запустили опции снижения переплаты. «Этот фактор можно отнести к долгосрочным», — говорит Лопатин.
Кроме того, в 2024-2026 годах на авторынке действует льготная госпрограмма, предоставляющая скидку в 20−35%, в зависимости от региона и типа автомобиля, на покупку машин из списка Минпромторга (в него входят российские бренды и китайский Haval) в кредит.
Будет ли новый рекорд
Хотя среднемесячные темпы роста сегмента автокредитования в этом году будут ниже прошлогодних, по прогнозам НКР, банковский портфель автокредитов вырастет в 2024 году на 25−30%. Уже к лету он превысит 2 трлн рублей, а к концу года — 2,2 трлн рублей.
Говорить о падении рынка во II квартале преждевременно, сомневается директор банковских рейтингов Национального рейтингового агентства Константин Бородулин. «Несмотря на рост цен на автомобили, отложенный спрос сохранится, кроме того, его поддерживают опасения дальнейшего роста цен на автомобили. Для его реализации клиенты будут прибегать к кредитным средствам. Госпрограммы и субсидирование окажут поддержку объему выдач, и до момента исчерпания лимитов выдачи будут находиться на уровнях I квартала. Если не будет новых внешних шоков, ключевая ставка к концу года, вероятно, будет снижаться, что должно положительно сказаться на выдачах автокредитов», — считает он.
Специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), напротив, уверены в том, что после рекордного марта падения рынка во II квартале не избежать. «Это обусловлено опережающей реализацией спроса со стороны населения в I квартале в связи с ожидаемым ростом цен на автомобили с 1 апреля из-за повышения утильсбора. Также в начале года автосалоны зачастую со скидками реализуют автомобили модельного ряда предыдущего года, что положительно влияет на динамику продаж в I квартале», — объясняет директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин. По итогам года агентство ждет более скромного результата, чем НКР. «Продолжающийся рост цен на автомобили и сохранение спроса на них по итогам года могут обеспечить рост банковских портфелей автокредитов на 10−15%», — заключает эксперт.