Ещё один момент, который я упомянула в третьей части рассказа про общение с самодурами, и который следует прояснить – это эго-функция.
⠀
Что это такое?
Это функция выбора или, если точнее, функция опознавания выбора.
⠀
Человек, делая выбор, опирается на два аспекта:
⠀
✔ на то, что он чувствует здесь и сейчас. А чувства – это маркер потребности, как вы помните.
✔ на понимание себя в моменте – кто я сейчас и какой имею опыт по отношению к тому, что сейчас происходит.
⠀
Если у человека нарушен контакт с его чувствами и ощущениями, то эго-функция не работает.
Классический пример – если человек не чувствует холода, то он может сделать неправильный выбор, и, вместо того, чтобы остаться дома, пойдет зимой гулять на улицу в одних трусах.
Если человек путает свою идентичность в здесь и сейчас или не может опираться на полученный ранее опыт, то эго-функция не работает.
Когда-то давно я приводила об этом пример из жизни: когда какой-то депутат на своем автомобиле заехал в пешеходную зону, чуть не задавил пешехода, да ещё и возмущался, что какие-то люди ему, депутату, тут ездить мешают. Ну, конечно, же это был сбой в работе эго-функции, за что депутат и поплатился.
⠀
Но это ещё не все.
⠀
Окружающая среда постоянно изменяется, а личность постоянно приобретает новый опыт. Но на то, чтобы заметить, осознать изменения и присвоить новый полученный опыт, нужно время. Даже современному искусственному интеллекту требуется время для самообучения, что уж говорить о человеке. Мы несовершенны – и это неизменный факт.
Поэтому нам никогда не удается войти в одну реку дважды – тот выбор, который вчера был успешен, сегодня может оказаться промахом. А, значит, огорчения, разочарования, злость, стыд, отчаяние – неизбежны.
Так что без мужества потерпеть неудачу сохранять способность к выбору, по-моему, невозможно.
Но это и не значит, что неспособность, страх или нежелание другого брать на себя ответственность за выбор действий и принятие решений стоит терпеть. Вполне можно возвращать человеку ответственность со словами, вроде
«Слышу тебя, понимаю. Вижу, что тебе трудно. Что делать будешь?».