50-листовой ретро-альбом посвящен процессам изготовления совершенно новых на тот момент моделей: автобусу ГЗА-651 и санитарному автомобилю ГЗА-653, выпуск которых был налажен на Горьковском автобусном заводе. При этом, сам альбом хранится в архивах заводского музея Павловского автобусного завода (ПАЗ).
Если ориентироваться на информацию из самого альбом, его сделали в ноябре 1951 года. По крайней мере, последние цифры по выпущенным машинам, там соответствуют октябрю месяцу. Интересно, что готовился он по всем правилам «официальных» изданий тех лет – тиснение на обложке сделано явно не кустарным способом.
История ГЗА-651 началась в апреле 1950 года, когда МГБ СССР срочно запросило для себя партию из 10 вагонных автобусов ГЗА-650 с открывающейся крышей. Каким-то образом столь могущественную организацию смогли убедить, что «капотник» им подойдет больше, и уже в июле заказчику показали первый образец автобуса ГЗА-651, который в соответствии с ТЗ действительно имел сдвижную крышу. Видимо в МГБ и сами толком не знали, зачем им нужен был автобус-кабриолет, а потому оставшиеся 9 машин, собранные с августа по сентябрь 1950 года, имели уже обычный жесткий верх. Да и первый образец к этому моменту обзавелся обычной крышей. Интересно, что в итоге «гэ-бэ-шники» забрали только 9 экземпляров, а оставшиеся 2 ушли к другим потребителям.
Стоит отметить, что девять мелкосерийных автобусов заметно отличались от того самого первого образца с открывающейся крышей. Вместо металлического пола на них был установлен фанерный, оконные проемы стали шире, а боковые двери наоборот уменьшились с 690 до 580 миллиметров. При этом нижнюю кромку водительской двери подняли до уровня пола, чтобы разместить под ней люк аккумуляторного отсека. Кроме того на этих машинах внедрили цельнометаллическую крышу, изменили конструкцию кожуха подогревателя лобовых стекол, инструментального ящика, выхлопной трубы и кронштейна «запаски». В итоге, по сути, экспериментальные автобусы практически полностью соответствовали тем ГЗА-651, которые потом пошли в серию. Разве что обивка сидений для МГБ была кожаной, а не из текстовинита, да общая пассажировместимость была 25 человек, а не 23, как на серийных автобусах.
Собственно говоря, именно вышеупомянутая партия и должна была стать началом серийного производства ГЗА-651. Однако к тому моменту на заводе не успели ни разработать КД, ни проработать технологию сборки, ни определится, как же именно начать собирать новую модель, не снижая темпом производства автобусов на шасси ГАЗ-ММ. Поэтому старт относительно серийного производства состоялся только в декабре 1950 года.
Предсказуемо, что, несмотря на план в 550 автобусов, до конца 1950-го было собрано всего 36 единиц. Зато начиная с января месяца 1951 года автобусный завод начал уверенно не только выполнять ежемесячный план выпуска, но и периодически перевыполнять его. Январь – 80 машин вместо 75 по плану, май – 172 вместо 165, август – 201 вместо 190, октябрь – 207 вместо 195.
Кроме базовой модели ГЗА-651, завод выпускал и спецверсию ГЗА-651Б. Ее разработали в 1951 году по заказу автотехнического отдела ХОЗУ МГБ СССР. Автобус предназначался для перевозки заключенных и был разделен на три отсека: изолированную 2-местную кабину, отсек для конвоируемых с общей и раздельными камерами, отсек для охраны с выходом через заднюю дверь. При заказе в 240 единиц в IV квартале 1951 года успели изготовить только 47 таких машин, из которых в МГБ пошли 23 штуки, а остальные забрало МВД.
В декабре 1951 года Горьковский автобусный завод был переведен из ведения МАТТП в состав МППС СССР и получил новое наименование «Завод №642», после чего встал вопрос о сворачивания выпуска автобусов на данном предприятии. Выпуск ГЗА-651 в Горьком был остановлен в феврале 1952 года, а все оборудование – демонтировано.
Всего с 1950 по февраль 1952 год с конвейера сошло 1445 единиц ГЗА-651, включая 13 товарных кузовов. Причем за четыре месяца после передачи предприятия в ведение МППС СССР собрали всего 355 автобусов – меньше, чем суммарно за сентябрь и октябрь 1951 года.
А заказ на спецтранспорт для перевозки заключенных, коим был ГЗА-651Б, после профилирования предприятия и переноса производства автобусов ГЗА-651 на Завод автотракторного инструмента (ЗАТИ) в Павлово (нынешний ПАЗ), пришлось размещать уже на заводах МВД СССР.
Еще раньше, чем ГЗА-651 на Горьковском автобусном заводе было решено собирать санитарные автомобили ГЗА-653. Их проектирование началось еще в начале 1949 года, а к декабрю уже изготовили два опытных образца на шасси ГАЗ-51 и один на шасси полноприводного ГАЗ-63.
Общая компоновка «санитарки», ради скорейшего освоения в производство, была сохранена, как и на выпускавшемся ГАЗ-55. Однако в конструктивном плане это был другой автомобиль. Кабина теперь была отделена от салона перегородкой с окошком, а доступ в салон осуществлялся через отдельную правую дверь в кузове. У передней стенки кузова появилось 3-местное сиденье под подушкой которого разместили отсек для санитарных принадлежностей. Сидячие больные перевозились на двух 5-местных откидных сиденьях вдоль бортов. Кабина ГЗА-653 отличалась от стандартной ГАЗ-51 дверьми и боковинами, имела более высокую крышу с смонтированными в нее опознавательными огнями и фарой прожектором. Кроме того на нее устанавливали два стеклоочистителями, под панелью приборов с правой стороны стоял отопитель, горячий воздух от которого нагнетался электровентилятором в салон по специальному трубопроводу. Для повышения комфорта, в шасси базового грузовика внесли изменения, установив новые рессоры, а так же четыре амортизатора, отсутствующие на грузовиках.
После прохождения испытаний у военных при госпитале № 401 Горьковского военного округа, а затем и у гражданских медиков на Городской станции скорой помощи в Горьком, было решено начать выпуск ГЗА-653 на шасси ГАЗ-51К.
По настоянию МАТП выпуск первых машин начали с января 1951 года, а не с апреля, как планировалось изначально. Однако на полноценную конвейерную сборку завод все равно вышел только во IIквартале, нарастив производство с 48 единиц в марте, до 76 в апреле и выйдя в октябре на показатель 155 «санитарок» ежемесячно.
После вышеупомянутой передачи предприятия и перепрофилирования его на выпуска аппаратуры связи, производство ГЗА-653 продолжалось до июля 1952 года. За все время на Горьковском автобусном заводе было сделано 3415 готовых автомобилей и 3 кузова к ним.
Собственно говоря, вот так выглядела статистика производства ГЗА-651 и ГЗА-653 в цифрах на ноябрь 1951 года. Все можно оценить самостоятельно…
Огромная благодарность заводскому Музею ПАЗ за помощь в подготовке материала.