Ну что, похоже, снова назревает очередной скандал вокруг нашего автогиганта - АвтоВАЗа. На этот раз всё закрутилось вокруг предложения руководства завода в лице Максима Соколова повысить так называемый "утильсбор" на новые автомобили.
Причем речь идет не просто о повышении, а по сути о его утроении в ближайшие годы! Народ, ясное дело, возмущен до предела такими аппетитами тольяттинских автобаронов.
А что же господин Соколов? В 2024 году он хочет поднять ставку утильсбора до 550 тысяч рублей. Для сравнения - сейчас этот сбор составляет 200-350 тысяч в зависимости от модели и комплектации. Но и это еще не все! В последующие 4 года руководство АвтоВАЗа планирует ежегодно закручивать гайки и увеличивать утилизационный платеж на 110 тысяч рублей.
В результате к ожидаемому 2029 году размер сего загадочного "утильсбора" должен составить баснословную сумму - 1 миллион рублей! Причем, судя по всему, это касается даже самых бюджетных моделей Лады. То есть Соколов сделал предложение, от которого невозможно отказаться - покупайте российскую машину за 1,5-2 миллиона минимум или оставайтесь без колес. Вот так запросто!
Предложение Максима Соколова о повышении утильсбора вызвало просто таки взрыв эмоций среди народа. Народ-то у нас не промах, сразу просек, что тут АвтоВАЗ пытается всех одурачить.
"Лёд тронулся, теперь смеяться будет АвтоВАЗ" - пишут язвительные комментаторы, намекая, что руководство завода ведет себя как знаменитый аферист Остап Бендер.
И правда, людям сразу бросилось в глаза - при чем тут, утилизация старых тачек? Это каждый сам делает в гараже - что можно оттяпать запчастями, а остатки сдать в металлолом. Выходит, утильсбор - просто очередной хитрый налог на бедных автолюбителей.
Народ в штыки воспринял аргументы про необходимость оградить "национального производителя" от импортных конкурентов. Люди-то видят, что Лада ничего не производит уже лет 30. А у тех же китайцев или корейцев - сотни современных моделей на любой вкус и кошелек.
Понятно, что АвтоВАЗ пытается продавить свои интересы через власти, чтобы продолжать впаривать народу Ладу по баснословным ценам. Люди уже не верят сладеньким обещаниям и видят реальное положение вещей. Сколько ни обманывай, а правда все равно вылезет наружу.
А ведь еще пару лет назад ситуация выглядела совсем иначе. В 2020 году цены на Лады были вполне человеческими. Так, базовая Веста стоила в районе 530 тысяч рублей, а максимально навороченная версия с "автоматом" и всеми наворотами - около 900 тысяч. Гранта и вовсе была бюджетной машинкой от 470 до 680 тыс. Сейчас же, после того как АвтоВАЗ остался один на рынке, цены взлетели до небес!
В апреле 2024 года дилеры просят за Весту от 1,2 до 1,9 миллионов! Даже за Гранту придется отвалить от 700 тысяч, а Нива встанет в кругленькую сумму 1,5 миллиона минимум. То есть ценники выросли в среднем в 2-2,5 раза! И ведь никакого объективного оправдания такому взвинчиванию цен нет - машины те же, на том же старом архаичном уровне.
А теперь давайте оценим, что получают покупатели за эти бешеные деньги? Ответ - три модели бюджетного Б-класса. В лучшем случае они соответствуют уровню доступных иномарок начала 2000-х. Зато если взглянуть на модельный ряд хоть Рено, хоть Фольксвагена, хоть китайских брендов - разительный контраст!
Десятки разнообразных современных машин на любой вкус и кошелек, включая электромобили. От компактных малышей до премиальных авто представительского класса, кроссоверов, пикапов и так далее.
Самое смешное, что для оправдания своих диких аппетитов руководство АвтоВАЗа снова пытается нажать на больную мозоль - мол, надо защитить отечественного производителя от иностранной экспансии. Только вот беда - сравнивать АвтоВАЗ с полноценными автогигантами было бы ошибкой.
При этом административными мерами, повышением пошлин и ухищрениями вроде утильсбора вышвыривают с рынка все остальные 90% разнообразных иномарок. Делают ли это на пользу потребителям? Ответ, думаю, очевиден.
А что если наоборот дать возможность народу свободно выбирать любые машины по душе и по карману?
Достаточно отменить пошлины и ввозные барьеры на иномарки, разрешить свободный параллельный импорт из дружественных стран. Зато обязать все государственные и бюджетные организации закупать исключительно автомобили АвтоВАЗа на тот объем, что они выпускают.
Ведь по большому счету национализированному заводу в Тольятти и не нужно больше, учитывая низкий спрос на их машины среди частников. Так мы убьем сразу двух зайцев - избавим страну от автомобильного голода и в то же время сохраним рабочие места и производство на родине "жигулей". Вопрос в том, готовы ли власти пойти на такой здравый и компромиссный путь?
Ситуация с нашим автопромом, ставшим по сути монополистом на рынке, выглядит более чем парадоксальной. С одной стороны, мы имеем дело с откровенно слабым и отстающим игроком, не способным обеспечить население современными и качественными машинами.
С другой стороны, этого игрока пытаются оградить от конкуренции, создавая для него ситуацию вечной "безрыбицы". И все это под соусом защиты "национальных интересов", хотя на деле обеспечиваются разве что узкие корпоративные цели АвтоВАЗа.
В результате граждане остаются в дураках - им навязывают откровенно устаревший и низкокачественный продукт по ценам, более подходящим для авто премиум-класса.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Хорошего вам дня.