Когда дело доходит до вопроса о самом быстром истребителе, вы можете сравнивать только те истребители, которые все еще находятся в эксплуатации, или же рассмотреть каждый последний реактивный истребитель, когда-либо украшавший небо — и мы выбрали вариант последний.
Что касается авиационных технологий, истребители уже давно находятся на переднем крае науки и техники, расширяя границы высоты и производительности. В отличие от коммерческих авиалайнеров, они делают упор на скорость и маневренность, причем многие из них также обладают скрытностью, способностью запускать ракеты класса «воздух-воздух» и другими уникальными функциями.
Учитывая, насколько продвинутыми должны быть эти военные самолеты (от этого обычно зависит жизнь пилота), каждый из них представляет собой монументальное достижение инженерной мысли, открывающее путь к тому, чтобы будущие истребители были еще быстрее, мощнее и лучше оснащены. В честь этого новаторского духа мы представляем семь самых быстрых самолетов за всю историю авиации.
1. Boeing X-43
X-43, экспериментальный беспилотный самолет, считается не только самым быстрым истребителем, но и самым быстрым самолетом из когда-либо построенных, достигнув максимальной скорости 9,6 Маха (11 508 километра в час).
В рамках программы Hyper-X стоимостью 230 миллионов долларов Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства ( НАСА ) разработало X-43 для исследования гиперзвуковых полетов. При этом американское агентство побило рекорды скорости и раздвинуло границы аэрокосмической техники.
Технические трудности
X-43 NASA не взлетал самостоятельно, отстыковывался во время полета от B-52. Однако после взлета полеты были недолгими.
NASA потеряло первый самолет в 2001 году, когда он вышел из строя во время испытаний. В 2004 году каждый из оставшихся двух самолетов во время испытательных полетов пролетел всего 10 секунд (достигнув скорости 6,8 Маха, а затем 9,6 Маха соответственно), а затем через 10 минут планирования упал в океан.
Некоторые утверждают, что X-43 нельзя считать истребителем, поскольку это был экспериментальный беспилотный самолет, ориентированный на скорость, а не на воздушные бои. Однако, учитывая федеральную поддержку проекта и военные последствия того, чего он достиг, другие считают этот сверхзвуковой самолет самым быстрым истребителем всех времен.
2. North American X-15
X-15, совместный проект НАСА и ВВС США (USAF), стал еще одним революционным самолетом в погоне за скоростью и предшественником X-43. Способный развивать скорость более 6 Маха, реактивный самолет с ракетным двигателем находился в разработке в 1950-х и 60-х годах.
Самый быстрый полет пилотируемого самолета
Как и Х-43, Х-15 должен был подняться в небо на В-52, но в отличие от Х-43 это был пилотируемый самолет. В 1967 году пилот Пит Найт вошел в историю, пролетев на Х-15 со скоростью 6,72 Маха (8 312.371 километр в час), что стало самым быстрым полетом пилотируемого самолета, когда-либо зарегистрированным.
Почетный выход на пенсию
Высокоскоростной самолет совершил 199 испытательных полетов, прежде чем НАСА и ВВС США вывели из эксплуатации X-15 в 1968 году. На знаменитой фотографии ВВС США 1960-х годов изображен X-15, пролетающий над базой ВВС Эдвардс во время сверхзвукового полета.
3. Lockheed SR-71 Blackbird
Ни одно обсуждение быстрых истребителей не будет полным без упоминания легендарного SR-71 Blackbird.
Разработанный в эпоху холодной войны, этот самолет-разведчик мог развивать максимальную скорость 3,30 Маха (3 956 километра в час) на высоте 25 908 метров над землей. Из-за опасности внезапной потери давления в кабине члены экипажа «Черного дрозда» носили скафандры, похожие на скафандры космонавтов.
Американским военным был нужен истребитель, который мог бы превосходить перехватчики и другие зенитно-ракетные системы, и в «Блэкберде» ВВС США нашли ту скорость, которую искали.
Обтекаемый, полностью черный профиль самолета и его непревзойденные скоростные характеристики снискали ему репутацию вершины аэрокосмических технологий и символа американского превосходства в воздухе.
4. Bell X-2 Starbuster
На заре сверхзвуковых полетов Bell X-2 Starbuster стал новаторским самолетом, проложившим путь для будущих самолетов, включая X-43 и X-15.
X-2 стал результатом сотрудничества в 1945 году Bell Aircraft Corporation, ВВС США и Национального консультативного комитета по аэронавтике (NACA).
Слава и трагедия
В 1956 году капитан Милберн Дж. «Мел» Апт преодолел звуковой барьер, когда на Х-2 он достиг максимальной скорости 3,20 Маха (3 836 километра в час), что сделало его первым человеком, летавшим со скоростью выше 3 Маха.
К сожалению, после установления этого рекорда самолет потерпел крушение. Хотя Апт катапультировался, но у него не раскрылся парашют до того, как капсула разбилась.
5. МиГ-25
Советский Союз разработал МиГ-25, также известный под кодовым названием НАТО «Foxbat», во время холодной войны. Грозный самолет-перехватчик, известный своей невероятной скоростью, МиГ-25 имел максимальную скорость 2,83 Маха (3 392 километров в час) и поступил на вооружение в 1970 году.
Когда советский летчик-истребитель Виктор Беленко сбежал в Японию в 1976 году, он прилетел туда на МиГ-25. В результате американские военные смогли получить массу информации о Foxbat.
Советский Союз разработал истребитель для противодействия угрозе со стороны высотных самолетов-разведчиков и бомбардировщиков. Оснащенный современными радиолокационными системами и четырьмя ракетами «воздух-воздух», МиГ-25 представлял собой серьезную проблему для западных ВВС.
Длительное наследие
Советский Союз прекратил производство МиГ-25 несколько десятилетий назад, но это не помешало им сыграть свою роль в последующих глобальных конфликтах. Например, Ирак использовал самолеты МиГ-25 во время ирано-иракской войны и войны в Персидском заливе.
6. МиГ-31
Основываясь на наследии МиГ-25, МиГ-31 стал преемником системы перехвата и поражения высокоскоростных целей. Этот истребитель с максимальной скоростью 2,8 Маха (3 356 километров в час) впервые появился в небе в 1975 году, и российские ВВС используют его до сих пор.
Обладая классическим силуэтом истребителя, МиГ-31 является грозным противником в воздушном бою. В то время как первый пилот контролирует воздушную скорость и высоту, второй пилот системы вооружения.
По сравнению с МиГ-25, «Фоксхаунд» обладает улучшенными радиолокационными возможностями и улучшенной авионикой, что позволяет ему летать быстро и с хорошей стабильностью на малых высотах, чего его предшественник не мог делать так же хорошо.