Сегмент минивэнов в России никогда развитым не был, даже в "сытые нулевые", когда наш рынок был переполнен интересными новыми авто по хорошей цене. Россияне в то время не ценили просторные, семейные машины и отдавали предпочтение или большим седанам, или кроссоверам. В принципе, сейчас ситуация аналогичная. Но тем не менее в начале 2010-х отношение соотечественников к вэнам начало меняться с появлением на сборочном конвейере Лады Ларгус с семью местами и просторным багажником.
"Надежда" безнадёжна
До Ларгуса, в свою очередь, ситуацию Автоваз попытался переломить Ладой Надежда, но это дело оказалось безнадежным. Минивэн на базе растянутой классической Нивы по цене был дорог, а по качеству и вовсе отвратителен. Он гнил, сыпался буквально во всем. Хотя сама концепция была приятной: постоянный полный привод с понижающей передачей, трехрядный салон, клиренс 210 миллиметров и намек на комфорт.
Однако не удалось. Россияне в то время отдавали предпочтение вэнам из Японии. Той же Митсубиси Делика. Поэтому проект оказался не выгодным, и его прикрыли.
Но Нива в данном контексте упомянута вовсе не случайно. На заводе вообще эту машину считают одной из самых перспективных в своем же модельном ряду.
Немного истории
Lada Niva 4х4, она же Lada Niva Legend, она же Ваз 21214 - автомобиль, который по праву можно считать живой легендой.
На сборочном конвейере она существует более 40 лет и в советское время Нива считалась настоящей гордостью тольяттинского автопрома. Безусловно, к 80-м годам (именно тогда она начала появляться в гражданской продаже на рынке Ссср) Автоваз уже располагал некоторыми разработками и вместе с Porsche вовсю трудился над "зубилом" Ваз 2108, который по своему стал отличным автомобилем на переднем приводе. Но интерес к Ниве, тем не менее, на фоне "восьмерки" с прорывной концепцией дизайна и упразднения тяги на задние колеса в 80-е годы меньше не стал.
Автоваз отправлять Ниву на "пенсию" не собирается и клепает на её базе всевозможные вариации. Об одной из самых интересных поговорим далее.
Мы тебя слепили из того, что было
В 2022 году произошли всем известные события и Автоваз они тоже не обошли стороной. В частности, главной потерей для него стал отказ покровителя в виде альянса Nissan-renault от тольяттинского автогиганта. Контрольный пакет акций был отдан российским партнерам, и, таким образом, на совместных с Рено проектах был поставлен крест. Пришлось снимать с производства такие модели, как Lada Xray и Largus. И если по первому никто особо не горевал, то потеря Ларгуса была болезненной, ведь рынок лишился лидера своего сегмента (конкурентов за такие деньги просто не было).
Придворная Фирма Автоваза "Промтех" из Нижнего Новгорода решила предложить альтернативу ушедшему Ларгусу. В виде Lada Kub Nn. Нижегородцы сделали упор на Ниве ввиду высокой степени локализации компонентов для производства и буквально слепили новинку из того, что было за кратчайшие сроки.
Сам "промтех" не новичок в области создания различных коммерческих вариаций серийных ВАЗовских машин. И основными преимуществами продукции фирмы являются конструктивная простота, практичность, относительная доступность.
В настоящий момент Lada Kub Nn доступна для покупки на заказ. Цены на машину начинаются от 2 миллионов рублей, но дилеры, как правило, набавляют еще несколько десятков тысяч сверху. Таким образом, мы имеем в продаже уникальный авто по сравнительно доступному ценнику. А в чем конкретная уникальность "кубовой" Нивы, будем разбираться далее.
В чем особенности?
Кузов
Выглядит Lada Niva Kub NN, конечно же, на любителя. Ведь вряд ли кто-то серьезно отнесется к светодиодной головной оптике и надфарникам, которые в буквальном смысле компания закупает на одном из популярных китайских маркетплейсов. Также довольно нелепо выглядит цветная декоративная полоса, которая проходит по обеим сторонам кузова.
И тем не менее, сам кузов стиля "каблук" получился гармоничным. Да и Нива легко узнается. Правда, только спереди. А вот задняя часть никаких ассоциаций не вызывает. Да и может ли? Ведь, по сути, это инородная часть, которая приварена к средней стойке Нивы, и основана она на полу-раме. То есть Ниву просто распилили пополам и приделали к ней "ларёк" с большой площадью остекления. Получилось вроде бы даже и неплохо.
Однако приделанная "будка" представляет собой сборный каркас на панелях с нижней частью задних дверей от Ларгуса, с фонарями от Газель Бизнес. А держится вся эта конструкция на массе герметика, а также на пластике и шпатлевке. Прямо скажем, действительно кустарный метод производства. Да и кузовные зазоры могли бы быть и поменьше.
Другая проблема - отсутствие перегородки между передней и задней частью салона привело к уменьшению жесткости кузова, из-за чего "гуляют" центральные его стойки. Следствие - ускоренный износ дверных петель и отслаивание краски в местах их установки. Но зато уже штатно идет антикоррозионная обработка кузова, чего нет на заводских Нивах.
Что же касается габаритов, то в длину кузов вытянулся на 4900 миллиметров. грубо говоря, на метр больше, чем обычная трехдверная Нива. Колесная база же составляет 3 метра 50 миллиметров.
Как дела обстоят с геометрической проходимостью? Естественно, что относительно обычных Нива этот павильон на колесах бессилен на сложных участках местности. С другой стороны, клиренса в 240 миллиметров должно хватать на многие случаи жизни, в том числе, чтобы ездить по сравнительно среднему бездорожью.
Внутреннее убранство
Первое, что следует отметить - салон рассчитан на 8 посадочных мест, и в задней части салона мы имеем два ряда кресел. В распоряжении пассажиров второго ряда имеются портативная климат-система и люк.
Но, к сожалению, сама климатическая установка реализована неграмотно. Воздушный поток идет только сверху, а вот ноги той же зимой будут обогреваться только спереди. Таким образом, в холода задние седоки, скорее всего, будут мерзнуть по низу.
И это не единственное, что вызывает разочарование. Так, те, кто сидят на втором ряду, ногами будут упираться в спинки передних кресел, и водитель, его сосед сбоку будут чувствовать постоянные пинки, толчки.
Что же касается третьего ряда, то кроме самих кресел здесь из удобств ничего нет. Даже форточки не открываются. А имеющийся LED-плафон включить может только водитель.
Отделка кабины аккуратная на первый взгляд. Пластиковые панели подогнаны ровно, а сиденья обшиты добротной экокожей. Но при детальном разборе выясняется, что сами кресла имеют посредственный сварной каркас-основу.
Про переднюю часть салона смысла рассказывать нет, ибо она полностью идентична обычным Нива Легенд.
Оснащение
Здесь особых откровений нет. В базовом варианте идет китайская светодиодная оптика, кондиционер, стальные колесные диски, передние электрические стеклоподъемники, отдельная климат-система для задней части салона. Больше и отметить особо нечего.
Техническая часть
Постоянный полный привод с центральной блокировкой, понижающая передача на Lada Niva Kub Nn также присутствуют. Однако если передняя подвеска на неё перекочевала с исходника без изменений, то вот задняя конструкция уже иная. Да, задний мост от Нивы, однако подвеска уже на рессорах от Вис 2349 и пневматических баллонах.
Кардан удлиненный и с промежуточной опорой от раздаточной трансмиссии. Лонжероны стоят усиленные. И оно понятно, ибо полная масса машины превышает 2 тонны, тогда как её грузоподъемность ограничена 850 килограммами.
Мотор 1,7 литра доработанный и вместо 83-87 сил мощности выдает уже 106. Как это удалось сделать не заводскими методами - загадка. Однако многие отмечают, что для такого прироста как минимум сделаны расточка цилиндров, замена поршневой группы. И пока что неизвестно, как всё это дело скажется на ресурсе мотора. Это вызывает тревогу.
Трансмиссия механическая с пятью ступенями. То есть штатная. И внимания поэтому не заслуживает.
Иные моменты и перспективы
Lada Niva Kub NN - это машина, вне всяких сомнений, интересная: просторная, комфортная на ходу и достаточно практичная. Но надо понимать, что, по сути, кустарная сборка в Нижнем Новгороде "Промтехом" не радует качеством. Лепят из того, что есть и что можно купить в Китае. Поэтому на долговечность рассчитывать не приходится.
Но с другой стороны, если бы за дело взялся Автоваз, то качество удалось бы вывести на приемлемый уровень. Только вот серийной сборки такой восьмиместной Нивы почему-то не происходит. Причина? Она проста - цена машины станет еще больше, и в ней попросту никто не будет заинтересован. Хотя и сейчас многие не видят смысла отдавать более 2 миллионов рублей за архаичную, пусть и проходимую Ниву повышенного функционала.
В Тольятти понимают, что при массовой сборке этот авто постигнет судьба Лады Надежда. Следовательно, финансово она себя никак не оправдает.