Найти в Дзене
druzhinin audio

В поисках «бархатного звука». Обзор «ретро»-ЦАПа SMSL M7

Оглавление

№18/2024. Японские чипы, американский трансформатор, пресловутый китайский фактор. И форм-фактор тоже. Сэмплы и графики прилагаются.

Всем привет!

Музыкой в lossless-форматах (т.е. без сжатия) из интернета сейчас никого не удивишь: стриминг или скачивание файлов — без разницы, теперь это норма.

Сложно поверить, но тот же FLAC (=Free Lossless Audio Codec) получил широкое распространение только в конце 2000-х гг. Первый lossless-контент я скачал в 2008-м (как сейчас помню — несколько альбомов группы Queen из локальной p2p-сети), и в том же году впервые натолкнулся на оцифровку винила с разрешением 24 bit 96 kHz. Никаким Hi-Res как аудио-стандартом ещё даже не пахло, он укрепился где-то к середине 2010-х.

По мере увеличения количества релизов сначала во FLAC, затем и Hi-Res, встал закономерный вопрос: а как эти файлы воспроизводить? Компьютер в качестве источника для домашней системы был отброшен. А решением стала программа для авторинга дисков в формате DVD-Audio — Minnetonka discWelder Chrome 2 (в народе — «Сварщик»).

Во-первых, DVD-Audio поддерживал максимальные на тот момент параметры LPCM — 24 bit 192 kHz, что позволяло помещать на диск любой доступный контент, от стандартных CD до аналоговых «рипов» SACD (забыли уже, наверное, что до того, как хакеры взломали защиту, SACD копировали с воспроизводящих устройств по аналогу?). Причём, ёмкость диска можно было увеличить, сжав исходный LPCM в MLP — lossless-кодек компании Meridian, которая лет так через десять разработала другой, ставший более распространённым кодек — MQA (обсуждали где-то ЗДЕСЬ >>>). Во-вторых, на тот момент у меня уже был стационарный проигрыватель, поддерживающий DVD-Audio, что, собственно, и предопределило решение :)

Затем началась эра внешних аудио-карт. Году в 2013-м у меня появился интерфейс Focusrite Scarlett 2i2 (1st Gen). Как аналогово-цифровой преобразователь (АЦП) — прекрасная вещь! До сих пор его использую: например, недавно мы слушали оцифровки аудиокассет, сделанные с помощью этого устройства. Но в качестве цифро-аналогового преобразователя (ЦАПа) — увы и ах. Как и любое другое устройство из профсегмента, функция воспроизведения звука там на сдачу.

Относительно вменяемый результат от связки «ПК + внешний интерфейс» в моей системе* удалось получить ещё через несколько итераций, при переходе на ЦАП SMSL M7 — о котором сегодня и поговорим.

* — важная ремарка: в системе образца ~2018-19 гг. К текущему моменту в ней заменены ВСЕ компоненты, за исключением пары межблочных кабелей

SMSL M7

С него же в принципе началось моё знакомство с Chi-Fi. Говорим «Chi-Fi» — имеем ввиду серийные аудио-компоненты, преимущественно бюджетного ценового сегмента, разработанные и произведённые в Китае.

Для 2017 г., когда эта модель появилась в продаже, SMSL M7 был укомплектован «по последнему слову»: два японских чипа Asahi Kasei AK4452 [Datasheet] — по одному на каждый канал, цифровой транспорт XMOS XCore U208, «выхлоп» на операционниках TPA6120A2, линейное питание на американском трансформаторе TRIAD и другие фирменные потроха (причём, «фирменность» эта всячески подчёркивалась в промо-материалах того времени).

Воображение поражали и поддерживаемые форматы (LPCM до 32 bit 768 kHz, DSD до DSD512), и заявленные паспортные характеристики (динамический диапазон 116dB, сигнал/шум 107dB, THD+N 0.00068%).

Входы: USB-Audio и S/PDIF в коаксиальной и оптической реализации. При этом «на борту» были также предварительный усилитель (RCA Pre output) и полный усилитель для наушников (6.35 mm Jack).

Размещалось всё это в более чем компактном корпусе:

-4

Ещё можно было менять параметры передискретизации и цифровые фильтры, а также некие «стили звуковой подачи» (не спрашивайте, не помню). Со всем этим огородом приходилось управляться с помощью — внимание! — одной крутилки и двух кнопок. Никаких тебе дисплеев, пультов управления и мобильных приложений :)

В Европе стоимость девайса составляла около 210 €. В России, учитывая наценку магазинов, что-то около 22.000-25.000 ₽. Я взял свой экземпляр на «вторичке», о чём в последствие пожалел.

Где-то на восьмом месяце владения у ЦАПа перестал работать USB-вход. Ну, и какое тут «гарантийное обслуживание», когда товар со вторичного рынка...

Проблема оказалась на уровне BIOS, и даже мой волшебный мастер, обслуживающий всю мою технику, не смог воскресить аппарат. Впрочем, входы S/PDIF работали без нареканий, поэтому ЦАП без рук не остался — и до сих пор радует своего следующего владельца.

Я же сначала решил, что сам спровоцировал поломку — неправильным подключением: аудио-система запитывалась от одной розетки, MacBook в качестве источника — от другой (земляные петли, фазовое рассогласование, выбросы импульсного блока питания — и вот это вот всё). Это, в свою очередь, запустило рефлексию на тему, благодаря которой в перспективе было изучено много информации, ставшей «базой» при организации питания системы druzhinin audio в её нынешнем виде.

С другой стороны, эта история запустила цепочку перебора и ЦАПов, и периферийных компонентов. Благо Поднебесная в начале 2020-х гг. стала шлёпать их как горячие пирожки. Некоторые из них тестировались уже в рамках этого блога (он, напомню, был запущен весной 2022 г.): ЦАПы SMSL M100 mk I, SMSL M100 mk II, Loxjie D30 mk II, USB-изолятор iFi iDefender+, медиаплеер Zidoo Z9X. Оставлю за кадром устройства, по которым я не делал тестовых записей и не фиксировал результатов сравнений, поскольку мнения по ним вряд ли будут релевантными и объективными (всё-таки времени уже прошло немало).

Кстати, несколько позже я нашёл в интернете отзывы других владельцев SMSL M7 с той же проблемой — умирающим USB-входом. Оказалось, что «косяк» закрался то ли на уровне разработки устройства, то ли при подборе компонентов для его сборки. В общем, «неправильное подключение» оказалось ни при чём. А вот заводской дефект, который может проявиться в каждом из экземпляров этого ЦАПа, очень даже при чём. В 2019 г. модель сняли с производства…

***

Что же по звуку? Как ни странно, записи с SMSL M7 у меня сохранились. Вернее всего одна запись, фрагменты которой мы сейчас прослушаем вместе.

Увы, это не прямой захват с RCA-выходов, а «рип» с кассеты, записанной с использованием ЦАПа. Всё лучше, чем ничего.

Фонограмма: гр. «Кино» — «Звезда по имени Солнце» (1989 г.), переиздание 2019 г. от лейбла Maschina Records [Discogs] / FLAC 16 bit 44.1 kHz

Цифровая часть: MacBook + Audirvana => SMSL M7

Дека: Nakamichi ZX-7

Аудиокассета: Sony Super EF 90 (фото не прикладываю, т.к. подобную кассету мы разбирали в одном из недавних выпусков)

Обратно в «цифру» записано с той же деки и при помощи упоминавшегося выше интерфейса Focusrite Scarlett 2i2 (1st Gen). В исходнике — LPCM 24 bit 88.2 kHz (в этом же разрешении сняты графики тестовых треков), для публикации поджал до 16 bit 44.1 kHz.

Важно! Делаем поправку на качество фонограммы (не топ) и ленты (далеко не топ).

Трек «Апрель»

Sample >>>

Трек «Сказка»

Sample >>>

«Сказка» и «Апрель» — мои любимые композиции с этого альбома. «Торкнули» сразу, при первом прослушивании, ещё на катушечном магнитофоне. Продирают до мурашек и по сей день. Они одновременно и светлые, и страшные. С одной стороны, очень пророческие для самого Виктора Цоя, с другой — воспринимаются как глубоко личные и для слушателя (во всяком случае, у меня так).

Релизы Виктора Цоя и гр. «Кино» на аудиокассетах мы с вами ранее обсуждали: ЗДЕСЬ >>> и ЗДЕСЬ >>>

***

В «прочтении» ЦАПа на чипах Asahi Kasei фонограмма звучит в целом приятно: не зря ведь у концепции Velvet Sound (в дословном переводе — «бархатный звук») до сих пор много поклонников. Однако присутствуют и все родовые травмы устройств, построенных на бюджетной обвязке и со слабой организацией питания (в SMSL M7 хоть и трансформатор, но размером со спичечный коробок). Прежде всего — мутность звука, нехватка глубины в НЧ-регистре и зажатость сцены.

Но это в сравнении с устройствами в пять и десять раз дороже. А свои ~200 € устройство отыгрывает до последнего евроцента — факт.

Как бы то ни было, эпоха компактных ЦАПов, внешних блоков питания и прочих экспериментов по апгрейду Chi-Fi для меня закончилась. Наигрался :) Теперь играем в High End.

Ну, а данный выпуск можно считать приквелом ко всему блогу. Как минимум, к той его части, которая относится к цифровому аудио. И одновременно финальным аккордом этого моего этапа аудио-биографии.

ПС. Не нашёл в архиве нормальных фотографий SMSL M7 в системе. Вот только такой мыльный снимок каким-то чудом сохранился в запрещённой нынче соцсети:

***

Всем хорошего звука!

Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru

Telegram-канал >>>