№23/2023. Виктор Цой и группа «Кино» на польской кассете, предназначенной для продажи в Украине. Слушаем и смотрим графики.
Всем привет!
Не успели мы отметить 40-летие компакт-диска, как подоспел другой важный юбилей — 60 лет аудиокассете!
30 августа 1963 года на международной выставке бытовой электроники IFA в Берлине компания Philips представила образец первой в истории компакт-кассеты. В перспективе кассета станет одним из самых распространенных аудионосителей на многие десятилетия. А 30 августа будет официально считаться днем рождения этого формата.
Значит, продолжаем наши изыскания на этом поприще. Тем более, после летнего перерыва пора открывать новый сезон. И очень кстати на столике для препарирования оказался любопытный экземпляр — пиратская кассета с записью Виктора Цоя и группы «Кино».
Бутлеги «Кино» в этом году мы уже рассматривали. Собственно, этому посвящена самая первая публикация в 2023 году:
Как и в предыдущий раз, артефакт для данного выпуска предоставил мой друг Алексей С. (в сети известен под ником Седой_2007) — крупный коллекционер бутлегов и большой эксперт в этой сфере.
Этой кассеты нет в базе Discogs, а на аукционной площадке она впервые появилась летом этого года. Нас с Алексеем она заинтересовала не только оформлением…
…но и происхождением, и трек-листом:
Итак, во-первых, происхождение. Кассета выпущена в Польше для распространения на территории Украины — что само по себе уже интересно. Не припомню, чтобы мне ранее встречались подобные экземпляры. Но кассета 100% польская, а польских пираток через меня прошло немало.
Во-вторых, оформление. Здесь как раз никакой экзотики. На обложку помещен «клипарт» от графического редактора типа CorelDRAW (в 1990-е гг. картинки для свободного использования распространялись на специальных дисках или входили в пакет ПО) — и это первая подсказка для датировки релиза, т.к. год выпуска на вкладыше не указан.
В-третьих, содержание. Трек-лист, конечно, интригует. Было ожидание, что на кассете записана студийная сессия 1986 г., изданная в полном виде лишь в 2020 году под вывеской «Любовь — это не шутка».
Купированная версия этой сессии выходила в 1990-е и на виниловой пластинке, и на CD (см. «Неизвестные песни Виктора Цоя» в базе Discogs). А ещё раньше некоторые её фрагменты всплывали в ларьках звукозаписи и у домашних «писателей».
Мы уже встречали на бутлеге от пиратского лейбла «Лекс Рекордс» копию этой сессии, сделанную с магнитофонной катушки. И надеялись, что здесь будет что-то подобное.
Увы, ожидания не сбылись. Трек-лист оказался следующим:
Сторона А
1. Печаль *
2. Разреши мне **
3. Братская любовь **
4. Спокойная ночь *
5. Хочу перемен *
6. Троллейбус *
Сторона В
7. Любовь — это не шутка **
8. Ты обвела меня вокруг пальца **
9. Весна ***
10. Около семи утра ***
11. В поисках сюжета ***
12. Последний герой ***
13. Лето ***
14. Электричка *
15. Группа крови *
Источники:
* CD «Последний Герой», 1989/1996 (Remastered), Moroz Records
** студийная сессия 1986 г., CD «Неизвестные Песни», 1992/1996 (Remastered), Moroz Records
*** студийная сессия 1982 г., CD «Неизвестные Песни», 1992/1996 (Remastered), Moroz Records
Да, всё верно, этот сборник записан с двух компакт-дисков студии Moroz Records. Я очень хорошо знаю звук этой ремастированной серии, поэтому никаких сомнений в определении источников у меня не возникло.
И это позволяет нам наиболее точно установить год выпуска кассеты — вторая половина 1990-х гг., причём не ранее 1996 года.
Чем руководствовался составитель данной компиляции, нам с Алексеем сказать сложно. Каких-либо закономерностей мы не нашли. Но это никак не уменьшает коллекционную ценность данного артефакта. Тем более, что записана кассета очень прилично, особенно для пиратки из 90-х. Далеко не идеал, конечно, но именно «прилично».
Есть здесь, впрочем, и разбаланс каналов, и отличия в уровне записи и АЧХ между сторонами, и местами сильные сибилянты (особенно «досталось» почему-то фонограмме 1982 года, тут больше всего искажений) — все прелести массовых кассетных релизов. Которыми грешат даже «новоделы» из 2020-х гг.:
Но в целом кассета слушается на ура даже в современной стационарной аудиосистеме.
Рассмотрим графики (оцифровка в LPCM 24 bit 96 kHz):
Сторона А
Сторона B
В качестве иллюстрации (и только для ознакомления!) — несколько треков. В целях экономии места на облачном диске, поджал исходную оцифровку до mp3 320 kbps:
1986 | Разреши мне (сторона А) >>>
1989 | Спокойная ночь (сторона А) >>>
1986 | Любовь — это не шутка (сторона B) >>>
1982 | Около семи утра (сторона B) >>> (максимум искажений именно в этом треке)
1989 | Группа крови (сторона B) >>>
Вместо заключения
Кажется, я уже это говорил, но повторюсь: бутлег — это сугубо нишевый продукт. Оценивать подобные артефакты наравне с официальной продукцией нельзя. Просто потому, что критерии будут диаметрально противоположными. При этом и те, и другие издания могут обладать коллекционной привлекательностью.
Если при обсуждении «официалов» мы можем говорить о качестве записи, удачном оформлении релиза, «правильных» номерах матриц и т.д., то бутлеги оценивают, например, по редкости фонограммы, количеству сохранившихся экземпляров и, порой, даже по «косякам», которые допустили «пираты» при производстве.
То же и с ценообразованием. Например, кассета из данного обзора обошлась её владельцу в 5 тыс. руб. Много это или мало? Для рядового меломана — оверпрайс. Для коллекционера — обычный средний ценник.
А что думаете вы — о качестве записи данной кассеты, её содержании и цене? Как всегда, жду ваши комментарии.
Читайте также:
Всем хорошего звука!
Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru