№14/2024. Два признака, отличающие устройства High End от «собратьев» из Hi-Fi. Разбираем на примере ЦАПа Audio-GD R-8 mk2.
Всем привет!
Важная веха: на этой неделе число подписчиков блога druzhinin audio в Дзене превысило три тысячи человек! Комьюнити наше расширяется: хорошая музыка и качественный звук привлекают всё большее внимание, что, несомненно, даёт повод смотреть в будущее с оптимизмом. Ведь, как известно, «искусство — это последняя надежда для современного человека, который очень сильно погружен в цифровой мир». ©
***
Что такое High End и чем он отличается от Hi-Fi? Хороший вопрос, ведь де-факто ни то, ни другое «классовое» определение аудиотехники не имеет под собой стандартов. Вы можете возразить, что «полоса воспроизводимых частот от 20 Гц до 20 кГц» — это и есть стандарт Hi-Fi. Особо подкованные пользователи будут апеллировать даже конкретными идентификаторами — DIN 45500, IEC 60581 или ГОСТ 24388-88 (ГОСТ 23262-88). Вот только авторитетные персоны из мира аудио-индустрии возразят, что все эти стандарты означают лишь одно: «каждый производитель делает, что хочет и как хочет».
Как возникла эта коллизия, мы подробно обсуждали:
В свою очередь, отсутствие чётких стандартов привело к тому, что эксперты называют «всё будущее аудио — в прошлом»:
Оба материала, на которые я ссылаюсь, очень важны в контексте сегодняшнего разговора. Поэтому, если вы попали сразу на этот выпуск, рекомендую для начала ознакомиться с ними.
Если суммировать всю доступную информацию и отделить мух от котлет, можно однозначно назвать два признака, отличающие изделия High End от «собратьев» из Hi-Fi. Пункт номер один: применение уникальных технологий и ультимативных (иногда на грани эзотерики) решений, в том числе — при выборе материалов для изготовления.
Наличие патентов на изобретения, собственная схемотехника и/или программное обеспечение — это всё относится к «уникальным технологиям». Они же нередко соседствуют и с «эзотерикой». Навесной монтаж, серебряный припой, гальваническая развязка каждого узла и тому подобное — да-да, вот с этим.
Пункт номер два: High End — это мелкосерийное производство. Зачастую — вообще индивидуальная, ручная сборка. Что, учитывая первый пункт, выглядит логичным. Но и существенно увеличивает ценник.
В комментариях к одному из выпусков подписчик Владир написал об устройствах High End: «В моем представлении — это что-то от 50-ти кг весом и по двадцать транзисторов в канал». На мой взгляд, это стереотип (вспомним, например, устройства от Chord Electronics), хотя аудио-мир знает не один десяток изделий, соответствующих и описанным параметрам тоже.
В общем, не всё так однозначно. И чтобы попусту не теоретизировать, предлагаю обратиться к трём компонентам из системы druzhinin audio, которые относятся к классу High End.
Это, во-первых, акустика Vandersteen Model 2Ce Signature II [TTX на сайте производителя], обзор которой я всё никак не соберусь подготовить (а Михаил Борзенков уже сделал свой, причём, ещё пару лет назад: взгляните — там, с одной стороны, всё по полочкам; а с другой… ну, вы же знаете Мишу).
Во-вторых, признаками High End’а обладает усилитель Victor A-X1000. Конечно, в 1984 г., когда он был произведён, такого понятия ещё не существовало; кроме того, это серийное производство: никакой тебе ручной сборки — сплошной бездушный конвейер. Но если судить по схемотехнике, то многие решения здесь являются уникальными — и реализованы только в этой флагманской модели. Об этом усилителе мы уже немного говорили, вот ЗДЕСЬ >>>, а подробно его препарировал Алексей Юрьевич — отмотайте видео на отметку 5 мин. 20 сек., там начинается самое интересное.
Третий компонент — наш сегодняшний герой. Это цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) Audio-GD R-8 mk2, пришедший в систему на смену своему «младшему брату» — Audio-GD R-1 (2021 Version), обзор которого в блоге ранее выходил. И который я тоже рекомендую предварительно прочесть, поскольку он содержит базовую информацию о мультибитных чипах, технологии R2R и самом производителе. Кроме того, нам никак не обойтись без сравнения двух этих ЦАПов:
Audio-GD R-8 mk2
Итак, впечатлившись Audio-GD R-1 (2021) [~1.000 €] — ЦАПом хоть и нетривиальным, но всё-таки на уровне «начального High End’а», мне стало любопытно запрыгнуть в лигу повыше. Скажу честно: сначала выбор пал на Gustard DAC-R26 [~1.600 €]. Однако обсуждение «Гуся» в баре DAstereo от этой мысли быстро отвадило. Оказалось, что без доработки устройство не заиграет «как надо». Согласитесь, при таком уже достаточно серьёзном ритейле хотелось бы получить законченное решение, не требующее переделок… Не буду вдаваться в подробности: если интересно, информацию легко найдёте на DA’шке.
В общем, взор был вновь обращён в сторону Audio-GD. И в этот момент у меня состоялся разговор с одним аудио-энтузиастом, который в своей системе сравнивал Audio-GD R-1 (2021) с «комбайном» Audio-GD R-27 (2021) [~2.200 €] — и смог достаточно внятно описать разницу между этими устройствами в пользу последнего. Сам он, к слову, оставил себе «комбайн».
Прослушка тоже состоялась, и хотя впечатления оказались немного смазанными из-за усталости от перелётов — я тоже загорелся приобретением этого девайса.
Но изучив информацию об Audio-GD R-27 (2021) более внимательно, отказался и от этой идеи. Во-первых, этот «комбайн» объединяет в себе ЦАП Audio-GD R-8 первой ревизии и предусилитель/усилитель для наушников Audio-GD Master 19 — в одном корпусе. Подумайте сами, могут ли два полноформатных устройства полноценно разместиться в корпусе только одного из них? Очевидно, производителю пришлось пойти на некоторые компромиссы.
Об этом говорит, например, ценник каждого из этих устройств в отдельности. Так, стоимость Audio-GD Master 19 составляет ~1.000 €. Первая ревизия ЦАПа Audio-GD R-8 вышла ещё в 2018 г. и на данный момент на первичном рынке не представлена, а его вторая ревизия (mk2) обойдётся в ~2.000 €. Как говорится, do the math.
Во-вторых, по технической реализации Audio-GD R-8 mk2 значительно превосходит первую ревизию (соответственно, и R-27 тоже), а значит, если выбирать устройство, с которым собираешься провести хоть сколько-нибудь продолжительный отрезок жизни (а не какое-нибудь там «временное увлечение»), то компромиссов быть не должно. Иначе в перспективе такие компромиссы будет вызывать не радость от прослушивания музыки, а сожаления о неверно принятом решении :)
В-третьих, никогда не ставил перед собой задачу иметь «ушной» усилитель в домашней системе. Наушники мне нужны только на прогулках — и не более того.
Примерно такой логикой я руководствовался в момент принятия решения — «комбайн» или «чистый» ЦАП.
Затем предстоял следующий выбор, ведь помимо стандартного R-8 mk2 есть ещё две вариации — на регенеративном питании (R-8HE mk2) и с изменённым фасадом и дисплеем (R-8 mk3). Первое не актуально, поскольку весь тракт у меня уже гальванически развязан по питанию и стабилизирован. Что касается фасада и дисплея, то за время пользования R-1 (2021) я уже привык к стилю а-ля советские часы.
По соотношению «цена/качество/функционал/удобство» стандартный Audio-GD R-8 mk2 оказался самым приоритетным вариантом.
К слову о «вариациях»: поставки R-8 mk2 в Европу и в Азию немного отличаются по функционалу. Европейская версия, которая поставляется официальным дистрибьютором и в Россию тоже, предусматривает возможность подключения внешнего тактового генератора («клока»), азиатская — нет. И это ещё один аргумент в пользу «чистого» ЦАПа, ведь у «комбайна» R-27 (2021) возможность подключения внешнего «клока» отсутствует вне зависимости от регионов поставки.
После столь длинной прелюдии пора перейти к рубрике:
Вскрытие покажет! («распаковка»)
Vol. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 <— этот выпуск
Экземпляр из партии, собранной в начале 2024 г.:
В комплект, помимо силового кабеля «для чайника» и USB-кабеля «для принтера», входит также программатор Altera USB Blaster — на случай, если производитель решит выпустить новую прошивку.
Габариты R-1 (2021) в сравнении R-8 mk2 — 240x360x80 мм VS. 430x445x80 мм:
Вес R-1 (2021) в сравнении R-8 mk2 — 5 кг VS. 12 кг.
Аппарат тютелька в тютельку уместился в стойку MD 108-5. А вот для подключения «силовика» пришлось колхозить:
Потом придумаю какой-нибудь вариант поприличнее :)
Чтобы получить максимальное представление о «начинке» Audio-GD R-8 mk2, обратимся к сайту производителя.
TTX:
Восемь групп полностью дискретных R2R-модулей (для LPCM), а также четыре отдельных — для DSD.
Два тактовых генератора («клока») TCXO Accusilicon на 90 и 98 MHz (для сигналов LPCM с частотой дискретизации кратной 44.1 kHz и 48 kHz).
Чтобы полностью исключить влияние джиттера во входящем сигнале, R-8 MK2 использует асинхронный процесс тактирования. Сначала он считывает и сохраняет значительный объем данных источника сигнала в ОЗУ, сбрасывает тактовую частоту источника сигнала и напрямую использует для тактирования выходных данных из ОЗУ высокопроизводительные [генераторы] Accusilicon. Ключом к этому методу обработки данных является обеспечение целостности передачи данных, что является техническим ноу-хау.
Цифровой транспорт Amanero 384, обеспечивающий обработку данных LPCM (до 32 bit 384 kHz) и DSD (до DSD512).
Управление организовано на программируемой вентильной матрице FPGA, за стабильность работы «лестницы» резисторов отвечают пять интегральных схем CPLD.
Линейное питание базируется на трёх трансформаторах R-core: отдельный — на каждый канал, плюс третий — на цифровую часть.
Используется новейший дискретный сервостабилизированный источник питания, производительность которого сравнима с аккумуляторами после более чем годичной калибровки и оптимизации для каждой части схемы. В компонентах, отвечающих за преобразование цифрового сигнала в аналоговый, используется такой же источник питания. Аналоговые схемы питаются от «чистых» источников питания класса А — для достижения наилучшего звучания, определенного во время тестов на прослушивание.
Входы: USB-Audio, I2S (реализован на разъёме HDMI), а также S/PDIF в коаксиальной (AES/EBU и RCA) и оптической реализации. Гнездо BNC задействовано для подключения внешнего «клока», о чём уже было сказано выше.
Входы USB и HDMI оснащены независимыми изоляторами и двумя наборами линейных источников питания для раздельной подачи питания на модули USB и HDMI перед изоляторами — для предотвращения помех от источников сигнала. USB-вход использует двунаправленный изолятор, который может передавать сигнал I2S на процессор FPGA и получать от него тактовый сигнал для точной передачи потока данных.
Выходы: балансные XLR, небалансные RCA, а также ACSS (фирменная технология Audio-GD для коммутации устройств бренда).
«Выхлоп» также полностью дискретный, без использования операционных усилителей в виде микросхем.
Рекомендуемое время прогрева нового устройства (до выхода в стабильный рабочий режим): 400 часов (!). Из них 100 часов обеспечивает производитель перед отправкой, и ещё 300 возлагаются уже на самого пользователя.
Режимы работы: NOS (Non-OverSampling, то есть без передискретизации и цифровой фильтрации) в двух вариантах, базовом — NOS-1, и с новой конфигурацией этого режима — NOS-0, а также OS (OverSampling) — с 2-х, 4-х и 8-ми кратной передискретизацией.
Режим симуляции «фирменного звука» мультибитных чипов Philips образца середины 1980-х гг. (своего рода «фишка» R2R-ЦАПов Audio-GD) в этой модели назван «имитацией фонокорректора» (или «симуляцией проигрывателя виниловых пластинок»).
Производитель рекомендует несколько вариантов настройки: например, для получения «максимально нейтрального звучания» необходимо выбрать режим OS с 8-ми кратной передискретизацией и отключить режим «имитации фонокорректора». А чтобы получить «максимально теплый и плавный звук» — режим NOS-0 + «имитацию фоно».
***
Для контраста — сравните «начинку» Audio-GD R-8 mk2 с типичным ЦАПом класса Hi-Fi [~300 €]:
***
На этом месте я беру паузу. Все выводы о звуке — по прошествии рекомендованных производителем 300 часов прогрева. «Эффект качелей», к слову, начался примерно через час после первого включения. Предварительные впечатления до «качелей», то есть «на холодную», такие: в сравнении с R-1 (2021) у R-8 mk2 более проработанный низ, шире сцена, больше деталей на ВЧ.
Резюмируя, отмечу, что Audio-GD R-8 mk2 — идеальный вариант для аудио-систем, находящихся в состоянии перманентного апгрейда. Например, при замене усилителя на балансный не придётся менять ЦАП, поскольку аналоговый выход здесь реализован в трёх разных конфигурациях, включая XLR. То же и с цифровыми входами: я, например, планирую переходить на источник с I2S. И, конечно, я непременно воспользуюсь возможностью подключения внешнего «клока» :)
«Но всё это потом, а в данный момент…» (с)
***
Всем хорошего звука!
Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru