№20/2023. «Аудио-тюнинг»: как изменить соотношение «цена/качество» в сторону «качества». Занимательная арифметика.
Also available on: Telegram, VK & DAstereo
Всем привет!
Ещё перед Новым годом я анонсировал перепроверку результатов некоторых обзоров, вышедших в блоге, — в связи с изменением компонентов моей системы. Переконфигурация, случившаяся в зимне-весенний период, поставила перед фактом: требуется пересмотр даже самого первого (базового) выпуска.
Путь в аудио — это путь постепенного развития. Именно поэтому увлечённые звуком люди находятся в перманентном апгрейде своих систем. Расширяется кругозор, появляется новый опыт — мозг формирует новые нейронные связи, предъявляя своему «носителю» всё более высокие требования к качеству звучания. Как это работает, я уже описывал в блоге:
Путь в аудио для каждого слушателя сугубо индивидуален. Одному нравится «лампа», другому — «камень». Фанат винила не обращает внимание на «песок» в дорожках и «поджатую» АЧХ, а любитель Head-Fi вряд ли озаботится вопросами акустической обработки помещения. Кто-то ориентируется исключительно на ультимативные решения класса High-End (если, кончено, это не просто манера кичиться ценой и торговой маркой), другой — на степень вовлечения в музыкальный материал (таким «вовлекатором» может быть, например, катушечный магнитофон первого класса без системы стабилизации скорости). Все мы разные, и у каждого есть свои «фишки». Кроме, конечно, свидетелей секты «нет никакой разницы» :)
У меня таких «фишек» несколько, и постоянные читатели блога о большинстве из них уже осведомлены. Одна из тем, к которой я периодически возвращаюсь, — это выявление компонентов, способных звучать «дороже» своей стоимости. Конечно, чудес не бывает, и чтобы сдвинуть соотношение «цена/качество» в сторону «качества», потребуются определённые манипуляции. Далеко не все устройства поддаются «тюнингу», но практика показывает, что в принципе такое возможно.
Итак, в сегодняшнем выпуске — кейс с апгрейдом.
Дисклеймер! Все выводы сугубо субъективны и не претендуют на истину в последней инстанции.
SMSL M100: mark I & mark II
Производитель цифро-аналоговых преобразователей (ЦАПов) и других аудио-компонентов S.M.S.L. попал в фокус моего внимания в конце 2019 г. Как раз тогда компания представила свою новую линейку ЦАПов с литерой «М», где M100 был самым младшим.
Первая версия на чипе Asahi Kasei AK4452 получила комплиментарные отзывы в англоязычном аудио-комьюнити, а также рекомендации от Амира на Audio Science Review и даже от небезызвестного Сталкера.
При цене в $79.99 рекламный буклет позиционировал устройство как «High-end DAC decoder»:
Впечатлила и поддержка пиковых характеристик аудио-форматов: LPCM до 32 бит 768 кГц и DSD512 в нативном режиме (при том, что сам контент тогда распространялся максимум в LPCM 24/192 и DSD128). В общем, я решил попробовать.
В «стоке» ЦАП поставлялся без блока питания, а его подключение позиционировалось как дополнительная функция. То есть производитель заверял: устройству достаточно питания, которое приходит от источника по USB-кабелю. Насколько его «достаточно» я выяснил, когда подключил к ЦАПу обычный зарядник от смартфона и получил (пусть и не значительную, но всё же) прибавку в качестве звука. И очень существенную — при использовании линейного блока питания. Но об этом позже.
В 2020 г. вышла вторая ревизия SMSL M100 mk II на чипе ESS Sabre ES9018Q2C. При цене уже $93.99 рекламный буклет утратил лычку «High-end». В прессе отмечалось немало преимуществ новой версии перед mk I. Комьюнити отнеслось благосклонно: и западное, и русскоязычное. И хотя Сталкер оставил этот ЦАП без внимания, я заказал вторую версию тоже.
По звуку ЦАПы немного отличаются. Если в двух словах, то mk II (ESS Sabre) я бы назвал более аналитичным, с акцентом на деталях и послезвучиях, а mk I (Asahi Kasei) — более музыкальным, вовлекающим в произведения. Вопреки расхожим мнениям, обе версии строят объемную и широкую сцену. А разница в контенте, записанном со стандартными характеристиками — LPCM 16/44.1 и DSD64, в сравнении с Hi-Res на этих ЦАПах «раскрывается» на раз-два.
Что любопытно, какое-то время обе версии одновременно продавались на торговых площадках. Стоимость mk I «подтянули» до $93.99, как у mk II. А когда первая ревизия была распродана, mk II подорожал до $99.99. Вторую ревизию, в свою очередь, распродали к началу 2022 г. Сейчас аппараты доступны только на вторичном рынке (всё за те же $99.99).
2020-2021 гг. запомнились всему миру пандемией, а моей комнате для прослушивания музыки — тем количеством аудио-компонентов, которого ранее в ней никогда не бывало. В какой-то момент у меня одновременно было до трех усилителей и трех кассетных дек, а также четыре пары акустических систем.
В этой круговерти SMSL’и благополучно отбыли на полку. Вспомнил я про них, когда начал вести этот блог. И второй раз — когда возобновил эксперименты с коммутацией.
BRZHIFI. Linear power supply
До SMSL у меня никогда не было внешних линейных блоков питания (ЛБП). На одном из форумов посоветовали рассмотреть продукцию BRZHIFI — как раз производитель представил свой ЛБП на 5V 1.2A для подобных ЦАПов. Однако чёрт меня дёрнул зайти на сайт с объявлениями, где местный «кулибин» предлагал блоки питания, собранные «на отечественных компонентах» и «на голову превосходящие китайские поделки». Догадайтесь сами, что я в итоге приобрёл. И за ценой не постоял.
Говоря «кулибин», я ни в коем случае не имею ввиду HandMade-производителей в целом. Напротив, очень уважаю труд «крафтовых» инженеров, которые действуют добросовестно. В данном же случае «дедушка оказался муд*ком».
Но сначала меня не смутил даже DC-кабель, встроенный в «кулибинский» ЛБП. Обычный шнурок от зарядки для телефона с пластмассовым коннектором micro-USB. Впрочем, на тот момент даже эта поделка дала неоспоримое преимущество перед «зарядкой» от смартфона Samsung.
В конце 2022-го я вновь достал с полки ЦАПы SMSL — на этот раз с идеей апгрейда путём замены силового кабеля, а заодно и DC-кабеля (телефонная «сопля» уже никакого доверия не вызывала). Вот тогда-то я впервые и разобрал этот блок питания.
И что же предстало моему взору? Трёхкопеечная платка с алиэкспресса, трансформатор «Тортранс» и худосочные проводочки (без изоляции!), которыми всё это соединялось. И это я ещё опускаю особенности монтажа и крепления компонентов внутри корпуса… Эпик фейл.
В общем, решив не искушать судьбу дважды, заказал тот самый BRZHIFI, который мне рекомендовали изначально:
А в качестве DC-кабеля — изделие известного HandMade-производителя SAMOPLЁT.
DC-кабель SAMOPLЁT и «силовик» Cold Ray Power Line AG
Собранные на основе советского кабеля из сплава меди и серебра (содержание серебра составляет 1,2 гр. на 1 метр!) изделия SAMOPLЁT мне приглянулись уже давно. Вот и появился повод для размещения заказа.
Связка BRZHIFI + DC-кабель SAMOPLЁT в сравнении с «кулибинским» блоком питания произвела такое же впечатление, как в своё время этот «кулибин» против «зарядки» Samsung. Ваты в ушах поубавилось изрядно!
Не спас «кулибина» даже «силовик», который я собрал, ожидая доставки ЛБП от BRZHIFI: немецкий кабель Cold Ray Power Line AG (3 x 2.5 мм2, посеребренная медь, без экрана, длинна 1,95 м.), коннекторы — вилка P-330, «ложка» C-330 (китайские «реплики» Oyaide).
Всё это подтолкнуло меня к новому сравнению двух версий SMSL M100 с другими устройствами, имеющимися в распоряжении. В том числе, с ЦАПом Loxjie D30 mk II на чипе ESS Sabre ES9068AS (+ силовой кабель DH Labs Red Wave из посеребренной меди).
Результаты
Апгрейд в результате вывел обе ревизии SMSL M100 на один уровень с Loxjie D30 mk II. И если в mk I узнаётся «почерк» чипа Asahi Kasei, то при сравнении с mk II, несмотря на разные поколения чипов ESS Sabre (9018 и 9068, соответственно), различия с Loxjie — на уровне «показалось».
Звучание Loxjie D30 mk II я недавно описывал в этом выпуске:
Мне даже встречалась, кстати, конспирологическая версия о том, почему SMSL сняла с производства эту младшую модель. Компания тогда сделала ставку на новый ЦАП — Sanskrit 10th Anniversary Edition mk II (на чипе AK4493 EQ), но оказалось, что по звуку он уступает M100. При цене в два с лишним раза выше! И даже Sanskrit mk III с обновлённым до AK4493S чипом не сильно спас ситуацию. И также встречались мнения, что M100 в связке с ЛБП выходит на уровень старших моделей, M300 и M500, что, опять же, не «билось» с финансовыми планами SMSL (бизнес есть бизнес). Сам я эти ЦАПы не слышал, поэтому в вопросах ценообразования буду оперировать теми устройствами, которые тестировал в своей системе.
Итак, минутка занимательной арифметики. Связка SMSL M100 + ЛБП BRZHIFI + DC-кабель SAMOPLЁT = 15.000 руб. Актуальная стоимость Loxjie D30 mk II = 22.000 руб. При равном уровне звука можно выиграть 7.000 руб., что, согласитесь, совсем неплохо.
А мультибитный ЦАП MyST DAC 1866D на чипе Analog Device AD1866, который сравнивался с Loxjie D30 mk II (выше я приводил ссылку на результаты этого прослушивания), в свою очередь, является представителем совсем другой ценовой категории = 49.000 руб. Как говорится, do the math.
На этом задачу считаю выполненной. Можно двигаться дальше.
Напишите в комментариях, приходилось ли вам заниматься «аудио-тюнингом» и какие устройства вам удалось «прокачать».
Post scriptum. Удивил заголовок? Не удивляйтесь — «аудиогопники» в принципе много чего себе позволяют:
Всем хорошего звука! До новых встреч.
Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru
Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на канал — в Дзене или Telegram. А еще есть паблик на VK (и не только), а также собственный столик в баре DAstereo.