Выпуск №13 — «чёртова дюжина». Как «звучат» разные межблочники, имеет ли значение длина и ширина, нужен ли «прогрев»? Аудио-разврат, 18+
Всем привет!
Сегодня решил начать без долгих прелюдий. Тема обозначена — поехали!
В этом обзоре я использовал десять RCA-кабелей, основная часть которых сейчас инсталлированы в моей системе, остальные — либо применяются для вспомогательных целей, либо не используются вовсе.
Коротко расскажу о каждом:
1) Renkforce, длина 1,5 м
«Винтажная Германия». Особенностью является плотная металлическая оплетка. У меня появился в результате обмена.
Интернет не знает модели конкретно этого кабеля, но другие изделия фирмы, выпущенные в 1980-90-е гг., представлены сейчас и на немецком eBay, и на нашем Авито (усилители, вертушки, даже кассетные деки). Некоторые источники сообщают, что аппаратура под этим брендом выпускается по сей день. Видимо, работает компания исключительно на домашнем рынке.
Следующие три кабеля — «американцы». Выкуплены со склада закрывшегося аудио-магазина. От одного у меня даже сохранилась фабричная упаковка (Monster Cable): она сообщает, что изделие разработано «in USA», а произведено «in China». Подозреваю, что два других провода примерно такого же происхождения.
2) Monoprice E119932-T, длина 0,9 м
Интернет тоже не особенно-то осведомлен об этой модели. Еще полгода назад я находил подобный кабель на сайте производителя. Но сейчас сайт не работает.
3) Monster Cable Stereo Audio 250i, длина 2 м
Известный бренд. И сам кабель легко гуглится. Как я понял, модель уже снята с производства, но доступна на вторичном рынке.
4) Straight Wire, длина 3 м
Очередной OUT-OF-PRODUCTION. Но производитель продолжает выпускать средства коммутации, и его сайт отлично работает.
Далее — три кастомных кабеля, сделанных в разное время на заказ одним мастером:
5) кастомный на основе микрофонного кабеля Quik Lok Type 780 с коннекторами REAN, длина 2 м
Здесь без сюрпризов: оба производителя легко гуглятся.
6) кастомный на основе микрофонного кабеля Philips (v.1) с коннекторами Nakamichi, длина 1,4 м
7) кастомный на основе микрофонного кабеля Philips (v.2) с коннекторами Monster Cable, длина 1,1 м
Кабели визуально и тактильно отличаются (v.1 чуть тоньше и эластичнее). Их происхождение мне неизвестно. Коннекторы заказывал сам — на алиэкспрессе.
Следующий кабель приехал с алиэкспресса уже готовым:
8) McIntosh 2328, длина 1,5 м
В пилотном выпуске блога я обещал рассказать о нем подробнее. Приобрел просто из любопытства, да и цвет очень понравился :) Заказал на распродаже с приличным дисконтом.
Также я включил в обзор инструментальный кабель 2 x RCA —> 2 x mono jack (6.35 мм):
9) Soundking Professional Low Noise Dual Cable, длина 1,5 м
Изделие начала 2010-х гг., опять же — из Поднебесной. Вряд ли кабель вообще предназначен для использования в системах Hi-Fi, скорее, для подключения музыкальных инструментов или микрофона. Скоро узнаем наверняка.
И, конечно, не обошлось без «стокового» кабеля:
10) штатный от видеомагнитофона Panasonic NV-FJ730, длина 1,5 м
«Сток», как считается, идёт в комплекте с аппаратурой только для проверки ее работоспособности. Так ли это? Выясним!
Условия для сравнения
Для этого обзора решил поменять тестовую композицию. В одной из соцсетей мне попеняли на то, что в своих тестах я использую слишком качественный материал — мол, даже утюг справится. Вроде как разница между компонентами лучше раскрывается на более посредственных фонограммах.
ОК, решил я: пусть будет композиция Billy Idol «Eyes Without A Face» с альбома 1983 года «Rebel Yell». Достаточно лоуфайно, господа?
Референсный трек, с которым будем сравнивать «звучание» кабелей, — собственный CD-рип с переиздания 1999 года. Копия сделана православным Exact Audio Copy по всем канонам.
Сам диск воспроизводился на CD/SACD-проигрывателе Pioneer PD-10-K в режиме Pure Audio (почему использовался именно он — читайте в моем обзоре этого устройства). С аналогового выхода сигнал поступал на АЦП — для записи.
Менялись только межблочные кабели, все остальные составляющие тракта оставались идентичными: аудио-интерфейс Focusrite Scarlett 2i2 первого поколения (на чипе Cirrus Logic CS4272), USB-кабель WireWorld Chroma 8, ПК/ОС MacBook Pro + Adobe Audition CC 2017.
Захват производился с разрешением 24 bit 88.2 kHz. Уровень выставлен в -3 dB. К этому же уровню приведен и исходный трек с CD, а также апсемплирован до 24/88 (для синхронизации дорожек при сравнении).
Слушаем
Monster Cable Stereo Audio 250i
Для прямого сравнения предлагаю нарезку хуков. В треке последовательно представлены 11 фрагментов — (слева направо) Original CD, Renkforce, McIntosh, Monster Cable, Quik Lok, Straight Wire, stock from Panasonic, Soundking Professional, Philips (v.1), Philips (v.2), Monoprice:
Выводы
Все выводы — субъективны и не претендуют на истину в последней инстанции. Информацию о системе, которую я использую как для прослушивания, так и для проведения тестов, можно найти, например, здесь или здесь.
После завершения теста я разделил кабели на три категории: референсные (не показали разницы с исходной фонограммой); «эквалайзеры» (кабели, обладающие так называемым «окрасом» — вносящие изменения в АЧХ, но не ведущие к деградации оригинального сигнала); аутсайдеры (заметно ухудшающие исходный сигнал).
К референсным я отнес:
Renkforce (1,5 м),
Monoprice E119932-T (0,9 м),
Straight Wire (3 м),
кастомный на основе микрофонного кабеля Quik Lok Type 780 с коннекторами REAN (2 м),
кастомный на основе микрофонного кабеля Philips (v.1) с коннекторами Nakamichi (1,4 м),
кастомный на основе микрофонного кабеля Philips (v.2) с коннекторами Monster Cable (1,1 м).
Сомнения у меня возникли только с последним кабелем из этого списка (Philips v.2 + Monster Cable). Возможно он чуть «подкрашивает» высокие частоты (ВЧ), но однозначно это я определить не смог. И решил все-таки отнести к категории референсных.
«Эквалайзеры» — название категории выбрано не случайно. Некоторые эксперты считают, что коммутация — это отличный инструмент для частотной коррекции. Не как классический эквалайзер в усилителе, конечно, а для тонкой подстройки согласованности компонентов аудиосистемы. Или компенсации некоторых особенностей используемых устройств.
В этот разряд по итогам сравнений попали:
Monster Cable Stereo Audio 250i (2 м)
Заметно подкрашивает высокие и низкие частоты (НЧ). При этом нет ощущения, что кабель звучит неестественно или утрированно ярчит.
Подойдет источникам, склонным к сухой аналитической подаче материала.
McIntosh 2328 (1,5 м)
Этот кабель, напротив, чуть поджимает ВЧ. На других фонограммах, кстати, это менее выражено. А на данном тестовом треке, как говорится, слышно невооруженным ухом.
Может подойти источникам, преукрашивающим этот частотный диапазон.
***
Еще в 2018 году блогер вокруг стерео опубликовал рецензию на этот McIntosh: «Сочное, детальное и скристое слюдяное Hi-Fi звучание. <...> Китайский McIntosh оказался очень детальный и прозрачным кабелем, бережно относящемся к самым тонким нюансам» (орфография и пунктуация авторские). В целом все ОК, но нюанс с ВЧ явно остался за кадром (намеренно или топикастер его не услышал, судить не возьмусь).
Я уже касался темы отзывов на аудио-компоненты в интернете. Повторю и сейчас простую истину: доверяй, но проверяй.
***
Аутсайдеры:
Soundking Professional Low Noise Dual Cable (1,5 м)
Заметно поджимает высокие и низкие частоты. Звук сухой, с подчеркнутой серединой (СЧ). Наверное, при длительном прослушивании будет утомлять.
Штатный от видеомагнитофона Panasonic NV-FJ730 (1,5 м)
Да-да, правы были те, кто говорил, что «сток» годится только для проверки работоспособности аппаратуры. В данном случае — НЧ поджаты, а ВЧ слишком резкие. Такое ощущение, что фонограмма вот-вот захлебнется в сибилянтах.
***
Любопытно, что данный тест не выявил каких-либо явных корреляций с физическими характеристиками кабелей: длина, диаметр, материал оплетки и коннекторы — ничего из этого не является определяющим для качества звука.
Лично я результатами удовлетворен. Никакого wow-эффекта на меня они не произвели. По сути, я подтвердил свои ранние наблюдения, все-таки кабели находятся в эксплуатации значительное время.
С другой стороны, приятно, когда прямое сравнение подтверждает выводы, сделанные в ходе обычного прослушивания. Например, неслучайно я использую в связке с ЦАПом Loxjie D30 mk II, склонным к яркой подаче материала, кабель McIntosh 2328 — для получения более референсного звучания (хотя «окрас» этого ЦАПа мне очень нравится). А при записи аудиокассет, особенно первого типа, я нередко использую Monster Cable Stereo Audio 250i, чтобы добавить записи жирка. Повторюсь, это не классическая эквализация, а тонкая подстройка. Просто я достаточно хорошо знаю особенности компонентов в своей системе.
Нужно ли «прогревать» межблочные кабели?
Прогрев аудио-компонентов — отдельное ответвление в аудиофильской религии (вроде тех свидетелей «святого аналога», чьи проповеди сводятся к тому, что Настоящий Звук есть только на виниле; кстати, недавно их вера немного пошатнулась, когда лейбл MFSL признал использование цифровых технологий при выпуске пластинок «в течение последних нескольких лет») и причина частых холиваров на профильных форумах.
Впрочем, я вполне допускаю, что новые усилители и акустические системы (и даже устройства, которые не использовались длительное время), действительно, могут потребовать прогрева — для выхода на заявленные характеристики. Более того: я сам предпочитаю перед началом прослушивания вхолостую погонять систему 30-40 минут, после чего уже усаживаюсь в кресло.
Прогрев элементов коммутации меня тоже всегда интересовал. Вроде бы даже есть специальные устройства для прогрева как межблоков, так и кабелей питания.
Увы, данный тест не показал зависимости качества звука от степени «прогретости» кабелей. Так, Renkforce и McIntosh 2328 в моей системе трудятся регулярно, кабель Monoprice E119932-T я использую только для тестов (и все они описаны в блоге; можно посчитать, сколько раз в этом году он был в работе), а, например, кастомный Philips (v.2) с коннекторами Monster Cable пролежал на полке больше года. И все они попали в категорию референсных.
Всем хорошего звука! До новых встреч.
Электронная почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru
Читайте также: Zidoo Z9X как стример для аудио. Инструкция