№3/2024. Стриминг — это не замена физическим носителям и не их эквивалент. Оба мира вполне сосуществуют и дополняют друг друга.
Всем привет!
Стриминговые сервисы, кажется, окончательно и бесповоротно вошли в обиход и условных меломанов, и не менее условных аудиофилов. Как и любой другой источник аудио-контента, стриминг имеет свои преимущества (дешёвый и быстрый доступ к огромному количеству записей; приличное качество звучания) и недостатки (ориентация на массовую популярную музыку; качество хоть и приличное, но не без компромиссов).
Цифровая дистрибуция — это вообще в целом история про компромиссы. Например, самый совершенный в плане интерфейса и рекомендательной системы сервис (по скромному мнению автора этого блога) — Spotify, до сих пор вещает только в lossy, то есть «со сжатием». Впрочем, для ознакомительного прослушивания в портативной системе этого более чем достаточно.
Но, нет, я не собираюсь расписывать плюсы и минусы различных платформ. В сегодняшнем выпуске — личный опыт по их применению и некоторые наблюдения о качестве звука.
***
Стриминговые сервисы — это не замена физическим носителям и не их эквивалент.
С одной стороны, ещё далеко не весь контент с традиционных аудионосителей портирован в «цифру» и размещён в сети (примеры >>> 1 | 2 <<< ), с другой — многие современные артисты выпускают новые релизы только в стриминге. Так что оба мира вполне сосуществуют и дополняют друг друга.
Для меня, например, один из ключевых интересов в аудио — поиск редких фонограмм. И мой приоритетный список источников (который учитывает и фактор доступности, и фактор качества) выглядит следующим образом:
1) Оригинальный носитель (CD, виниловая пластинка, лента)
Для условно-«старых» фонограмм
2) Специализированные магазины цифрового контента в lossless и/или Hi-Res (HDtracks, Qobuz Download Store, NativeDSD и др.)
Для условно-«нового» контента
3) Торрент-трекеры с контентом в lossless и Hi-Res
«Рипы» цифровых и аналоговых носителей, пиратские копии файлов из магазинов цифрового контента
4) Стрминговые платформы, транслирующие музыку в lossless и Hi-Res (Qobuz Streaming, Deezer, Tidal)
Выгрузка файлов с серверов этих платформ (пиратским способом, конечно же...)
5) Стрминговые платформы, транслирующие музыку в lossy
Очень редко, но случается и такое, что единственным доступным источником оказываются lossy-стриминги. Приоритет здесь, конечно, за уже упомянутым Spotify: используемый сервисом кодек Ogg Vorbis мне субъективно нравится больше, чем mp3.
И самый крайний вариант...
6) Lossy из интернета (mp3 и др.)
...для каких-то супер-экзотических записей.
При этом доступность фонограммы сразу в нескольких разных источниках — это возможность сравнить и выбрать наиболее приемлемый вариант для себя. Разумеется, если вы — чуть больше, чем просто меломан, и копаете не только «по верхам». Или не закуклены в рамках какой-нибудь аудиофильской религии, вроде «настоящий звук — только на виниле»…
***
Как уже стало понятно, стриминг я использую не непосредственно для прослушивания, а для получения файлов с аудио на жёсткий диск.
Для этого есть несколько резонов. Во-первых, в наше время хранить контент на полке куда надёжнее, чем доверяться внешним серверам.
Во-вторых, воспроизведение онлайн — это пакетная загрузка информации, это кэширование. То есть масса возможностей нахватать ошибок и из самой сети, и от сетевого оборудования. Что, конечно, оказывает влияние на звук.
Разница в звучании многократно проверялась в различных комьюнити и с использованием различных методов, в том числе, и в слепых тестах. Выводы совпадают: в прямом сравнении воспроизведение «из файла» имеет приоритет над воспроизведением онлайн. А если исключить из сравнений файлы — лидирует сервис Qobuz.
Я тоже участвовал в нескольких подобных прослушиваниях. Например, на одном из них сравнивались аудио-файлы FLAC 16 bit 44.1 kHz с соответствующим контентом из сервисов Tidal и Qobuz. И все три источника звучали по-разному, прежде всего, с точки зрения собранности и слитности. Фонограммы из Tidal показали самый «рыхлый» и невыразительный звук. Значительно лучше результат оказался у Qobuz, но и он проиграл в прямом сравнении файлам на жёстком диске.
Любопытно, что даже скачанные с серверов стриминговых сервисов файлы не всегда идентичны. Вы можете проверить самостоятельно — тема эта уже обсуждалась и в архивных выпусках блога сохранились сэмплы из Qobuz и Deezer для сравнения (>>> 1 | 2 <<<).
ПС. Треки из стриминговых сервисов неоднократно использовались и в других обзорах, они тоже доступны для прослушивания: Qobuz —> Roger Waters «Money» [Version 2023], Yello «Jungle Bill» [Single Version], Kenichi Tsunoda Big Band «Take Five», Tidal —> Depeche Mode «Ghosts Again», Deezer —> Moon Boots «First Landing».
***
«Пополняш» недели
Vol. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 <— этот выпуск
Некоторые интересные поступления за эту неделю:
The Doors «The Soft Parade» (1969) & «An American Prayer» (1978) [Reissue 1999]
—> знаменитая пиратская серия «2-в-1» от лейбла CD-Maximum; спонтанная покупка, поскольку никакого другого варианта альбома «An American Prayer» в наличии на нашей «туче» не оказалось, а прослушать хотелось именно с носителя, а не с какого-нибудь там стриминг-сервиса :)
De/Vision «Unversed In Love» (1995/re2004)
—> продолжаю закрывать «дыры» в дискографиях любимых артистов; добротная лицензия от AMG
Deep Purple «Machine Head» (1972/re~2000)
—> бутлег от лейбла Aziя Records [Discogs]; релиз является полной репликой первого винилового пресса альбома, причём реплика — как по оформлению, так и по содержанию (да-да, это трансфер с пластинки на CD!); к тому же добавлены любопытные бонус-треки (см. фото в галерее). Такого вы не услышите в стрминге и не скачаете с торрентов!
Пропустил этот диск в начале 2000-х гг., когда он вышел, и потом много лет вылавливал по аукционам. Купил в итоге запечатанный экземпляр (SEALED), но не удержался и вскрыл :) Если интересно, напишите в комментариях — могу в перспективе сделать обзор.
***
Всем хорошего звука!
Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru