Друзья, кажется все лежит на поверхности, но есть законы восприятия глазом объектов, которые невозможно игнорировать.
Сразу оговоримся, что подход к пейзажу (интерпретация формы) в живописи эпохи классицизма несколько другой. Флорентийская техника тоже иначе смотрит на форму, но подход, описанный в этой статье так же дает огромную свободу действия и творческой реализации. Полезно иметь такие инструменты в арсенале).
ФОРМА.
Восприятие формы обычно осуществляется с помощью:
– зрительного анализатора;
– тактильного анализатора;
– кинестетического анализатора..
Самое важное в восприятии формы глазом – это контур. Разделитель, другими словами, грань двух реальностей – фигуры и фона.
Благодаря микродвижениям глаза выделяют границы объектов, а с помощью прослеживающих движений – следуют по границе предмета и фона.
Помните фразу "живопись - это касания"? Это не просто так).
Идем дальше.
Тактильный анализатор.
Что здесь важно? Света смотрятся объемнее, чем тени. Отсюда еще одно правило: тени пишутся плоско/прозрачно, света - плотно. Фактура должна быть на свету. Исключение: интерьерная живопись с текстурной пастой, здесь фактура может появиться и в тенях, но стоит делать это деликатно.
Кинестетический анализатор.
Абстракционисты правы. Мозг видит абстрактные формы, их положение в пространстве. А потом анализирует и делает вывод о том, что это за предмет. Т.е. для нас морковь - это некий объект конусообразной формы, а потом овощ.
Т.о., если мы идем в интерпретации формы от абстрактного восприятия - это совершенно органично для нашего глаза. Эффектность такого изображения будет тем сильнее, чем точнее выполнены первые 2 вышеописанные правила.
Иными словами, если мы начнем вырисовывать каждую иголочку на ветке сосны, наш глаз это вообще не воспримет. И наоборот, в "каше" из серых пятен увидит берег озера.
Особенности восприятия цвета.
Психология выделяет в цветовом зрении три качественных уровня:
-ощущение цвета (простейший психологический акт, обусловленный физиологией зрения);
- восприятие цвета (более сложный процесс, определенный рядом индивидуальных особенностей восприятия цвета, в т.ч. психологических);
- чувства цвета (эстетическая, чувственная сторона).
Ощущение цвета как простейший зрительный акт свойственно животным, обладающих цветовым зрением.
Однако человек не воспринимает "чистое" ощущение цвета. Мы всегда видим цвет в определенном окружении, на той или иной фоне, в связи с ней.
В нашем восприятии цвета участвует сознание.
На качество восприятия цвета оказывает влияние состояние глаза, установка наблюдателя, возраст, воспитание, общее эмоциональное состояние.
Чувствительность глаза. Основные различия между воспринимаемыми цветами сводятся к различию по светлоте, цветовому тону и насыщенности, то важно установить способность глаза различать изменения цвета по каждому из этих параметров.
Способность к различию цветовых тонов не является постоянной и зависит от:
- изменения цветовых объектов по насыщенности и яркости;
- возраста, физиологического состояния человека.
Глаз здорового человека с развитым цветотоновым зрением способен различать в окружающем мире (при достаточно ярком освещении объектов) около 30 000 оттенков цветов.
Об аддитивном и субтрактивном смешении цветов здесь говорить не будем - это отдельная большая тема.
Вот что важно: определив и запомнив цвет какого-либо объекта, человек, независимо от условий освещения, воспринимает (а точнее, представляет благодаря зрительной цветовой памяти) этот цвет как постоянный, присущий данному объекту. Например, красный цвет, который при слабом освещении объективно видится как темно-красный, серо-красный, коричневато-красный, остается для объекта восприятия все равно красным.
И, следовательно, в картине глазу достаточно лишь намека на волну, к примеру, а мы уже воспринимаем пейзаж как морской и т.д. Вся интерьерная живопись с абстрактными цветами, пейзажами, портретами строится на этом принципе.
Краткие выводы:
- Наш мозг, для того, чтобы интерпретировать какой-то объект идет от абстрактного восприятия к смысловому анализу и выдает результат: это дерево, это трава и т.д.
- Задача художника - пройти этот путь в обратную сторону. К истоку, так сказать.
- При таком подходе важным становится чувство цвета - эстетическая сторона его восприятия.
Друзья, как создать идеальные цветовые комбинации читайте в книге классика М. Браэма.