Найти в Дзене
Искусство народу

3-5 красок + замес на палитре: метод живописи Айвазовского. Приемы и материалы

Оглавление

Друзья, сегодня короткая, но очень практичная статья о методе работы Айвазовского.

Все мы знаем его знаменитую мнемонику: посмотреть на объект, закрыть глаза и точно воспроизвести увиденное; сделать так 5 раз. Но, помимо этого известного приема тренировки зрительной памяти, есть очень полезный пласт приемов, которые вполне могут быть в арсенале у практикующего мариниста.

Неаполитанский залив утром 1893. 46×75. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-821554565
Неаполитанский залив утром 1893. 46×75. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-821554565

Итак.

Белый грунт

Отступая от традиционного трехслойного метода академического стиля, Айвазовский предпочитал более свободный и экспрессивный подход к своим работам. Светящийся белый грунт позволял ему воплотить свои идеи и настроения на холсте, добавляя импровизацию и эмоциональность.

Этот подход требовал большего мастерства и навыков, поскольку каждый слой краски должен был быть тщательно проработан, чтобы сохранить прозрачность и яркость.

Закат 1866 46х61. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-319204711
Закат 1866 46х61. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-319204711

Небо в один прием

Айвазовский всегда писал его в раз и больше не возвращался к этому участку - правило, которое соблюдал неукоснительно.

3-5 красок для картины + замесы

Т.е. в конкретной работе использовал всего 3-5 вида красок, делал предварительные замесы на палитре, а в процессе сгущал их или облегчал. Это, кстати, очень ускоряет процесс написания любого мотива.

Аул Гуниб в Дагестане.Вид с восточной стороны 1869 133х169. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-316650390
Аул Гуниб в Дагестане.Вид с восточной стороны 1869 133х169. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-316650390

Кстати, в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes».

Гладкие, лаковые поверхности в начале

В 40-60-е годы, Айвазовский предпочитал создавать гладкие, блестящие, лаковые поверхности на своих картинах, в то время как в 70-х годах он отошел от этого стиля (но такие "лаковые" картины все же присутствовали в его творчестве практически всю жизнь) и стал предпочитать матовые поверхности, более обобщенные изображения в своих произведениях.

Караван в оазисе. Египет 1871. 75х92 см. Источник фото https://dzen.ru/profile/editor/id/618166eb4308ed2940c1b8a6/658ad4d75c108b68eadcc2c8/edit
Караван в оазисе. Египет 1871. 75х92 см. Источник фото https://dzen.ru/profile/editor/id/618166eb4308ed2940c1b8a6/658ad4d75c108b68eadcc2c8/edit

Гладкая поверхность отлично подходит для морских пейзажей, передачи тонкой перспективы и т.д. "Месить" краску, не имея достаточного опыта в маринах очень тяжело.

Такой подход не был характерен только для Айвазовского, но и для всей русской живописи на протяжении семидесяти лет - с 30-х годов XIX века до начала XX века.

Море 1898.Этюд 24,3х20,3 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-663873291
Море 1898.Этюд 24,3х20,3 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-663873291

Интересно отметить, что техники работы, выбор красок и материалов неоднократно менялись самим художником. Эти изменения не были просто внешними особенностями или предпочтениями мастера, они отражали новые творческие задачи, которые Айвазовский решал, и визуальные аспекты, такие как поверхность картин, играли свою роль в этом процессе.

Кораблекрушение, 1884 г. Айвазовский всегда учитывал все возможности выразительности, которые можно получить из различных живописных приемов. Он обращал особое внимание на повышенное звучание и насыщенность цвета под лаком, в отличие от матового пятна. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-698095703
Кораблекрушение, 1884 г. Айвазовский всегда учитывал все возможности выразительности, которые можно получить из различных живописных приемов. Он обращал особое внимание на повышенное звучание и насыщенность цвета под лаком, в отличие от матового пятна. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-698095703

В первой половине своей жизни Айвазовский писал на гладком холсте с матовым грунтом, и это было заметно на большинстве его ранних работ. Хорошая сцепляемость красочного слоя и грунта, отсутствие выхода масла на оборотную сторону холста, блестящая поверхность живописи - все это было характерно для хорошего эмульсионного грунта, который использовался Айвазовским в этот период.

Ледяные горы в Антарктиде 1870 110,5х130,5 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-329531860
Ледяные горы в Антарктиде 1870 110,5х130,5 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-329531860

Однако, вместе с этим, мы встречаем и работы с дефектным, слишком жирным масляным грунтом, что приводило к плохой сцепке с красочным слоем в некоторых случаях.

Восковая паста.

Во второй половине своей жизни, Айвазовский предпочитал писать на маленьких картинах без покрытия. Эта техника особенно заметна на его работах, которые сегодня хранятся в Феодосийской картинной галерее. Например, на картинах, таких как "Вид кавказских гор с моря" (1894), он использовал жидкую краску для создания эффекта прозрачности воды.

Буря на Ледовитом океане 1864 208х148 см. Как правило, картины, написанные Айвазовским до 70-х годов, покрыты лаком из мягких смол (даммарным, мастичным, сандарачным). Во второй половине жизни, особенно при работе над большими холстами, Айвазовский стремился к ровной матовой поверхности живописного слоя.  Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-117221069
Буря на Ледовитом океане 1864 208х148 см. Как правило, картины, написанные Айвазовским до 70-х годов, покрыты лаком из мягких смол (даммарным, мастичным, сандарачным). Во второй половине жизни, особенно при работе над большими холстами, Айвазовский стремился к ровной матовой поверхности живописного слоя. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-117221069

При этом нельзя сказать, что было какое-то нарушение в технологии. Мы уже обсуждали последствия письма по непросохшему красочному слою здесь. Его работы часто писались в один прием, как-то раз он вообще работы на выставку написал за неделю до ее открытия). Предвосхищая споры - обсудим это утверждение чуть позже.

Хаос. Сотворение мира 1841 106х75 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-201513671
Хаос. Сотворение мира 1841 106х75 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-201513671

Он так же применял для достижения матовой поверхности живописи восковую пасту, добавляя ее в краски или покрывая ею картину по высыхании. Кстати, Фешин тоже так делал.

Буря на море лунной ночью 28х39 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-495343017
Буря на море лунной ночью 28х39 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-495343017

Картина, покрытая таким образом, на следующий день шлифуется (фланелью, например), живопись приобретает мягкий, ровный блеск. Обычно подобные мастики варят из воска, скипидара и смолы.

Швабры вместо кистей

В поздний период творчества были созданы его гениальные полотна - серия больших работ, посвященная морской стихии во всей ее неистовстве. И эти работы писались огромными кистями, практически "швабрами" - из воспоминаний его учеников.

Ночь на Чёрном море 1879 58,5х69,5 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-241641235
Ночь на Чёрном море 1879 58,5х69,5 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-241641235

Так что частый совет, который можно услышать от преподавателя училища/худ. института/школы "возьми кисть побольше", имеет очень даже практический смысл).

Щетина для земли и камней

Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Завершающему этапу работы Айвазовский уделял большое внимание, так как последние мазки не только придавали законченность изображению, но и сообщали ему тот трепет и движение, каким полны лучшие картины художника.

Стычка ширванцев с мюридами на Гунибе 1869 133х109,5 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-543215942
Стычка ширванцев с мюридами на Гунибе 1869 133х109,5 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-543215942

Всемогущие лессировки

Вся работа художника, включая лессировку, обычно выполнялась в одном приеме.

Он использовал этот прием уже на первом этапе работы, накладывая полупрозрачный слой краски на значительные плоскости картины, при этом используя белый грунт холста в качестве светящейся подкладки.

Как правило, Айвазовский использовал лессировку для придания живости и реалистичности своим работам.

Синопский бой 1853. 220х400 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-158831787
Синопский бой 1853. 220х400 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-158831787

Этот метод так же заключался в нанесении более темного тона на борозды краски с помощью жесткой щетины. Лессировка придавала особую глубину и силу красочному слою, особенно у основания волн, создавая эффект прозрачности. Иногда Айвазовский также использовал лессировку, чтобы затемнять значительные плоскости картины.

Итальянский пейзаж. Вечер 1858 108х160 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-464746093
Итальянский пейзаж. Вечер 1858 108х160 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-464746093

Лессировка не являлась обязательным этапом работы для Айвазовского, как это было в трехслойном методе живописи старых мастеров. Они присутствуют (в разной степени, конечно) в работах мастера в 2 вариантах :

1. Первый этап живописи. К примеру в первом слое небо, вода бывают сделаны так, что дают "работать" белому фону холста.

2. Собственно, это завершающие полупрозрачные мазки, положенные точно и метко. Кстати, не всегда это требовалось.

Таким образом, это не классическая многослойная "долгая" живопись. И даже с учетом этого "второго" слоя можно сказать, что меткость руки мастера позволяла ему писать, что называется, в раз.

Айвазовский достигал правдивого изображения прозрачной воды, распределяя красочный слой с различной плотностью по холсту. Этот прием был использован в его работах "Среди волн" и "Прибой у крымских берегов".

Подтверждение вышесказанному находим у Николая Басманова, многолетнего руководителя Феодосийской картинной галереи имени мастера и безусловного эксперта в области творчества Ивана Константиновича :

Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды.
Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями 1892. 212х339 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-464718627
Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями 1892. 212х339 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-464718627

Следование плану

Айвазовский, будучи последователем Брюллова, разделял его подход к работе. Он верил, что истинная ценность работы проявляется, когда художник подходит к холсту уже с готовым видением. Такой подход помогал ему сохранять цельность и целостность своих произведений, делая их естественными и органичными.

Дороги от Млета до Гудаура 1868 40х60 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-489108276
Дороги от Млета до Гудаура 1868 40х60 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-489108276

Нет локального цвета

Он действительно не придерживался использования локального цвета, то есть цвета, свойственного определенному объекту без учета влияния окружающей обстановки.

В творчестве Айвазовского преобладает гармоничное сочетание цветов, которые подчиняются основной красочной гамме всей картины.

Облака над морем. Штиль 1889 г., 112х146 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-226782226
Облака над морем. Штиль 1889 г., 112х146 см. Источник фото https://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-226782226

Он использовал те же цвета, которые присутствуют в основной палитре картины, не только для изображения неба и воды, но и для земли, гор, скал и растительности. Такой подход дает обобщенность и спаянность, позволяет создать гармоничное цветовое построение и цельность живописного впечатления.

Фото взято из открытых источников. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г., 92×141 см
Фото взято из открытых источников. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г., 92×141 см

Великий британский маринист Уильям Тернер посвятил стихотворение мастеру, вдохновленный картиной "Неаполитанский залив в лунную ночь":

«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений».

Друзья, мы не успели охватить все приемы великого мастера, для поклонников его творчества делюсь ссылкой на капитальный труд 1967 года. Однако обращаться к его наследию будем и в дальнейших статьях).

Еще статьи по теме: