Найти тему
Искусство народу

"Палитра, как и кисти, содержалась в чистоте, даже протиралась ватой."Секреты мастерства Ильи Ефимовича

Оглавление

Друзья, сегодня расскажу о тонкостях работы Ильи Ефимовича, самом процессе и полезных технических нюансах. Все эти детали почерпнуты из воспоминаний его учеников, писем самого мастера.

Между прочим, Илья Ефимович был большим поклонником Цорна, который писал всего на 4 красках: красной, охре, белой и черной! Вариации охры (у Цорна была желтая охра), красной и черной могут быть любыми - и результаты каждый раз будут тоже разными. Короче, я к чему). Изучать технику гениев важно, нужно и полезно. Есть такое мнение: не нужно ни на кого смотреть (в плане цвета и палитры), надо изобретать свое. Но друзья, мы сначала учимся читать, а потом сочиняем рассказы. Не наоборот.

Так вот, про Репина.

ЭСТЕТИКА РАБОТЫ

После каждого сеанса живописи он мыл ( точнее его помощник - если он работал в личной мастерской в Петербурге) кисти в керосине, затем водой с мылом. Палитра вычищалась и остатки краски перекладывались на меньшую палитру.

Здесь наглядное видео с процессом как избежать "голубиное гуано" на палитре.

Маниакальная чистота или просто рациональный подход к работе? Конечно, работать в опрятной мастерской чистыми инструментами очень удобно. Это не патология).

Как-то мой товарищ, учившийся на церковном отделении сказал соседу по постановке: ты же ешь чистой вилкой и с чистой тарелки, правда? Разговор был как раз по этому поводу.

КИСТИ

  • Плоские, не густые, только щетина.
  • Кисть была средней величины, чтобы длина щетины ни в коем случае не превышала полуторную ее ширину.
  • Для фонов - кисти-флейцы шириной в три-четыре пальца.
  • Иногда писал кистями на длинных палках.

Длительность работы над произведением

Илья Ефимович писал медленно, тщательно, делая для каждой большой картины массу предварительных этюдов и набросков, и поэтому работа над некоторыми полотнами растягивалась у него на годы. Чего стоит только более чем десять лет, отданные «Запорожцам». Репину долго казалось, что картине чего-то не хватает, и он снова ехал в Запорожье в поисках каких-то деталей. Иногда впадал при этом в форменное отчаяние.

"Запорожцы" 1880–1891, Холст, масло. 203 x 358
Источник фото https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_4005/
"Запорожцы" 1880–1891, Холст, масло. 203 x 358 Источник фото https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_4005/

В 1890 году он жаловался в одном из писем: «Я вынужден слишком многое приносить в жертву, чтобы добиться общей гармонии... Я не вижу конца этой работе, она совсем не движется. На какое-то время я вообще решил прекратить писать эту картину».

Подобная тщательность (кстати, сближающая художника с Ивановым), происходившая от огромной ответственности, внимательности, и очарованности самой темой, могла лишить первоначальный замысел запала. Но Репину каким-то чудом удавалось этого избежать. В его "Пенатах" хранится, между прочим, портрет Пушкина, который он писал последние 20 лет жизни и так и не закончил. Так что он был отличным "марафонцем" в этом смысле.

Принципы работы

«Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело».

Важно понимать, что он отвергал принцип "живописность ради живописности" - только правда жизни. Никаких "живопись надо придумать", цветастых теней и т.д. Категорически избегал театральности, увлечения лишь формой и красками, "эстетства" короче.

Удивительно, но в процессе работы он больше смотрел на натуру, чем на холст или палитру. Работал энергично, а если это был портрет, да еще какого-то писателя - будьте уверены, он уже перечитал основные его произведения, изучил биографию и вообще много чего о нем знал. Цитировал стихи поэтов, которых писал, знал подробности жизни всех своих счастливых моделей. Для него был важен человек как некое явление.

Если посмотреть "Запорожцев" внимательно, то очевидно, что написать так ... заразительно, можно было лишь зная этих людей лично и глубоко. В "Бурлаках на Волге" тоже каждый персонаж не случаен, особенно ему нравился Канин, о чем писал в своих письмах.

Канин был попом-расстригой, но Репин «до страсти влюблялся во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи». "Бурлаки на Волге", фрагмент. Источник фото
Канин был попом-расстригой, но Репин «до страсти влюблялся во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи». "Бурлаки на Волге", фрагмент. Источник фото
"Наша задача - содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории - вот наши темы. краски у нас - орудие, они должны выражать наши мысли, колорит наш - не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, ее душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке"- говорил Илья Ефимович.

. Советы, которые он давал ученикам:

  • Начинать в живописи с теней, он говорил, что это дает возможность быстрее находить световые соотношения красок и, кроме того, облегчает работу, так как в практике определить светлое пятно к темному легче, чем темное к светлому.
  • Мазки класть по форме (по направлению мышц, волокон, плоскости).
  • Если нужно положить краску густо - то кисть должна быть под совсем небольшим наклоном по отношению к холсту.
  • Соответственно лессировки или тонкий мазок под большим углом к холсту. Мазки должны быть разными по форме и размеру.
  • Краску надо класть немного "внахлест" - верхний мазок должен чуть-чуть заходить на край нижнего - краска должна смешиваться прямо на холсте.
  • Блики, самые светлые акценты - все в конце работы.
  • В принципе красочный слой на светах плотнее, чем тенях - принцип старых мастеров.
"Правда когда в натуре разница между светами и тенями более сильна, чем световая разница, допускаемая красочной палитрой, тогда полезно сперва дать на полотне несколько темных и светлых пятен, чтобы «схватить» то скрадывание контрастов, к которому художнику невольно приходится прибегать. Положив эти пятна и уловив световое скрадывание, дальше идти в прописке полотна «обычным» путем - от теней... -" советовал он.
Хоть фото и черно-белое, а видно начало работы. Очень ценный кадр. Источник фото http://www.tphv-history.ru/books/novoe-o-repine168.html
Хоть фото и черно-белое, а видно начало работы. Очень ценный кадр. Источник фото http://www.tphv-history.ru/books/novoe-o-repine168.html

К поправкам он относился беспощадно - все должно быть написано без исправлений. В этом ключе, глядя на такие казалось бы простые советы, понимаешь - они очень даже не простые). Илья Ефимович режиссировал слой за слоем и так добивался чистоты, убедительности и мастерства. Поправки же оправдывал только при изменении композиции, и к себе так же относился очень строго, говоря, что так и не достиг точности удара кисти.

Теперь понятно, почему невозможно таким образом быстро писать.

Кстати, он был очень милосерден к ученикам, в первую очередь говорил о достоинствах их работ. Но и конструктивной критики всем хватало. Не в пример Павлу Петровичу Чистякову, который со собственному выражению топил своих подопечных как котят - кто по-крепче, тот и выживет. К нему как-то пришел жаловаться отец одной студентки, которая не выдержала напряжения и угодила в лечебницу. "Надо же какая слабая оказалась" - заметил Павел Петрович.

Илья Ефимович Репин  " Живопись" 1915, 125×94 см. Источник фото https://artchive.ru/ilyarepin/works/295027~Avtoportret_za_rabotoj
Илья Ефимович Репин " Живопись" 1915, 125×94 см. Источник фото https://artchive.ru/ilyarepin/works/295027~Avtoportret_za_rabotoj

"Илья Ефимович не подавлял нас своим авторитетом. Он необычайно бережно относился к своеобразию творческих и технических исканий своих питомцев" - вспоминал С.И. Фролов.

Малявин и Сомов, Билибин и Кустодиев, Браз и Грабарь, Куликов и Горюшкин-Сорокопудов, Фешин и Сорин (необоснованно "затертый" молодой советской властью) - его ученики, а какие же они разные!

Но вернемся к советам.

  • Чем больше работа - тем больше кисть. Никакой стилизации в работе.
  • Писать идейных и выразительных персонажей.
  • У начинающего живописца на первом месте - форма.

"...форма должна быть у начинающего художника на первом месте, а когда он усвоит форму, необходимо ему не упускать и тона" - из воспоминаний А. Я. Чахрова.

  • В последствии они, форма и живопись, должны "жить" в гармонии.
"Репин говорил, что «живопись» и «форма» понятия противоположные, борющиеся между собой. Если художник погонится за формой, он потеряет живопись, если же будет увлекаться только живописью, он потеряет форму. Умение сочетать эти две противоположности и есть мастерство". По воспоминаниям М.И. Авилова
  • Лучшее освещение для работы в мощении - боковое и верхнее при отсутствии прямых солнечных лучей.
  • Для живописи брутальной мужской фигуры, портрета лучше грубый холст, с крупным зерном. Для детских, женских портретов - с мелким. Но советовал избегать абсолютно ровной поверхности.
  • Идеальная чистота в мастерской, никаких отвлекающих звуков.
Этюды для картины "Парижское кафе", холст, масло. 38 x 49 см. Невольно вспоминаются штудии Иванова - в смысле подхода к сбору материала. Это не случайно, несмотря на то, что публика не оценила по достоинству "Явление Христа народу", тем не менее от него "фанатели" все, как и от Брюллова. И Репин тоже.  Источник фото http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=7217
Этюды для картины "Парижское кафе", холст, масло. 38 x 49 см. Невольно вспоминаются штудии Иванова - в смысле подхода к сбору материала. Это не случайно, несмотря на то, что публика не оценила по достоинству "Явление Христа народу", тем не менее от него "фанатели" все, как и от Брюллова. И Репин тоже. Источник фото http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=7217

Интенсивность работы

Илья Ефимович работал примерно вот по такому графику: 9.00-12.00 - живопись, час перерыва, с 13.00-15.00 - живопись, после 16.00 - тоже работа, но не в своей мастерской, а у заказчика, например. В его личной мастерской не было штор/портьер, температура всегда чуть повышенная - чтобы натурщики не мерзли. Тишина абсолютная.

Основные краски

В завершении статьи поговорим о самом интересном, пожалуй. Помните, в начале мы обратились к палитре Цорна? Вот список красок, который Репин попросил г-на Борисова (он жил какое-то время у него в квартире при Академии) привезти ему в имение из Петербурга:

Белил цинковых (декоративных) - б
Охры светлой - 4
Охры красной - 4
Охры золотистой - 4
Терьдесиены жженой - 4
Черной слоновой - 3
Черный графит - 3
Вандик коричневый - 4
Капут-мортум черный - 3
Кадмий светлый - 4
(желтый) - 4
Киноварь - 4
Краплак розовый - 4
Краплак темный - 4
Краплак пурпуровый - 4
Пигмент - 4
Кобальт темный - 10
Ультрамарин темный - 10
Тер-верт - 10
Верт-эмерод - 4.

На первый взгляд кажется много, но если внимательнее вчитаться - те же красные, черные, белила + охра. И немного синей и зеленой (кстати, Цорн тоже допускал их на палитру). Плюс добавим сюда японскую киноварь и индийскую желтую.

Надеюсь, удалось немного приоткрыть завесу тайны огромного мастера и человека с большой буквы, а если хотите подробнее изучить биографию, мысли Ильи Ефимовича, прошу сюда).

Статьи о мастерах прошлого и настоящего: