Друзья, продолжаем беседу по поводу композиции, а именно ее законов и приемов. В прошлой статье мы рассмотрели приемы от Эдгара Пейна. Мы так же изучили золотое сечение, т.н. божественную геометрию.
Так, методом индукции мы постепенно пришли к базовым законам композиции. Почему выбран такой вариант подачи материала? Потому, что так нагляднее и понятнее смысл самих законов.
Слово«композиция» буквально означает соединение, связь. А значит все ее элементы "живут" в определенной системе и соподчинены друг другу.
В любой живописной композиции эта система иерархична.
Исходя их такой логики сформировались главные правила построения и законы композиции.
В конце статьи будет полезная ссылка для скачивания.
Законы композиции
1) Закон неделимости и подчинения единому центру - все части композиции соподчинены центру. Даже в случае с диптихом или триптихом - все составные части таких произведений подчинены одному смысловому и композиционному центру. В некоторых учебниках этот закон разделяют на 2, но мне кажется чем проще - тем лучше. Смысл и так понятен.
2) Закон контраста - одновременно борьба противоположностей и их диалектическое единство. Это касается и тональной проработки, и палитры, и объемов, короче говоря - на каждом этапе работы, начиная от картона (так называется генеральный тональный эскиз к картине), до непосредственного исполнения, необходимо помнить о контрастах.
3) Закон новизны - в искусстве художественный образ представляет собой всегда что-то новое. Он проявляется как по форме, так и по содержанию. Поэтому необходимо искать новое прочтение даже классических тем.
Вот ярчайший пример.
Самое, пожалуй, революционное произведение для своего времени и не только - "Троица" Рублева. Почему?
Потому что Андрей Рублев первый изобразил Троицу крупным планом, на столе нет какого-то обилия яств, мы не видим Авраама и смеющуюся Сару на задней плане, выглядывающую из шатра. Перед нами не просто путники, отдыхающие на привале. Напротив, они имеют божественный, ангельский вид (+крылья, нимбы).
Раньше этот библейский сюжет назывался и изображался как "встреча". Но Рублев изменил все, совершил, таким образом, революцию в сознании. Конечно, почитание Святой Троицы было и раньше. Но он поменял незыблемый византийский канон и создал новый, более совершенный.
Виды композиций. Фронтальная
Друзья, может возникнуть путаница между приемами композиций и их видами.
Прием выполняет служебную функцию, это средство достижения цели - целостного и гармоничного восприятия живописного объекта.
Вид композиции - это генеральная конструкция, выстроенная по определенному принципу и опирающаяся на конкретные приемы.
Существует несколько классификаций видов композиций, в этой статье мы рассмотрим самую краткую и понятную, на мой взгляд. Она включает в себя: фронтальную и пространственно-объемную.
Фронтальные композиции свойственны монументальной живописи (роспись, мозаика, витраж). Очень часто они выполняются в рамках декоративного письма: используются чистые цвета, объем практически отсутствует, касания четкие.
Фронтальные композиции очень графичны и монументальны по сути своей, в них четко видно пятно.
Если мы возьмем "Бурлаков на Волге", увеличим в 2 раза и сделаем роспись 1 в 1 на стене, допустим при входе в Дом Культуры города N, то она будет выглядеть одним мутным пятном на расстоянии среднестатистической городской прогулочной зоны. Потому, что эта шедевральная работа написана как пространственно-объемная картина. Она предназначена для интерьера, а не экстерьера.
Создавая фронтальные композиции, авторы чаще всего делают их самостоятельными произведениями, чтобы исключить влияние среды и не задумываться о масштабе, стилистике или построении пространства, в котором они будут существовать.
Все храмовая живопись византийского канона - практическое руководство по такой композиции.
Чтобы подчеркнуть самостоятельность произведения, используются так же различные композиционные приемы - рама, кайма, линия, бордюр и другие. Эти приемы решают проблему вычленения произведения из пространства и замыкают его композицию.
XX век "разрешил" фронтальной композиции сойти со стен на холсты, формализм пришел ровно отсюда же. Однако это требование времени, бороться с которым, мне кажется, не стоит. Лучше органично вписаться).
Пространственно-объемная композиция
Сразу уточним, в живописи - это станковая (т.е. только на холсте) композиция.
Исходя их определения вида, мы понимаем, что она воздействует на зрителя не только через сочетание плоскостей и объемов, цветов, но и пространство между ними. Это классическая многоплановая живопись, со всей своей сложностью.
Сейчас на выставках современного искусства можно встретить прекрасные работы, написанные и плоско и объемно.
Очень часто станковисты и монументалисты спорят о подходах в живописи. О том, что в картине приемлемо, а что нет. На сколько может формализм "хозяйничать" на холсте. А тут еще и фотореалисты подливают масло в огонь. Думаю, важно просто вести работу в одном ключе. Это и так не просто).
А вот и обещанная ссылка - книги по теории композиции здесь.
В следующей статье рассмотрим более подробную классификацию видов композиции.
Предыдущие статьи по теме:
#живопись #искусство #композиция #картины