Найти тему
Искусство народу

Изучаем композицию 6.0 Шпаргалка для художника №2 Законы и виды

Друзья, продолжаем беседу по поводу композиции, а именно ее законов и приемов. В прошлой статье мы рассмотрели приемы от Эдгара Пейна. Мы так же изучили золотое сечение, т.н. божественную геометрию.

Так, методом индукции мы постепенно пришли к базовым законам композиции. Почему выбран такой вариант подачи материала? Потому, что так нагляднее и понятнее смысл самих законов.

Слово«композиция» буквально означает соединение, связь. А значит все ее элементы "живут" в определенной системе и соподчинены друг другу.

В любой живописной композиции эта система иерархична.

Исходя их такой логики сформировались главные правила построения и законы композиции.

В конце статьи будет полезная ссылка для скачивания.

Законы композиции

1) Закон неделимости и подчинения единому центру - все части композиции соподчинены центру. Даже в случае с диптихом или триптихом - все составные части таких произведений подчинены одному смысловому и композиционному центру. В некоторых учебниках этот закон разделяют на 2, но мне кажется чем проще - тем лучше. Смысл и так понятен.

"Сад земных наслаждений" Босха. Каждая створка триптиха подчинена центру, но и центр без них был бы слишком статичен. Ритмов и контр-ритмов здесь можно найти гораздо больше, конечно. Фото оригинальной работы взято с сайта https://gallerix.ru/storeroom/1400476940/N/1051001873/
"Сад земных наслаждений" Босха. Каждая створка триптиха подчинена центру, но и центр без них был бы слишком статичен. Ритмов и контр-ритмов здесь можно найти гораздо больше, конечно. Фото оригинальной работы взято с сайта https://gallerix.ru/storeroom/1400476940/N/1051001873/

2) Закон контраста - одновременно борьба противоположностей и их диалектическое единство. Это касается и тональной проработки, и палитры, и объемов, короче говоря - на каждом этапе работы, начиная от картона (так называется генеральный тональный эскиз к картине), до непосредственного исполнения, необходимо помнить о контрастах.

В том же самом примере видим, что важные моменты обозначены двумя контрастными цветами, остальные выполняют функцию кулис.
В том же самом примере видим, что важные моменты обозначены двумя контрастными цветами, остальные выполняют функцию кулис.

3) Закон новизны - в искусстве художественный образ представляет собой всегда что-то новое. Он проявляется как по форме, так и по содержанию. Поэтому необходимо искать новое прочтение даже классических тем.

Вот ярчайший пример.

Самое, пожалуй, революционное произведение для своего времени и не только - "Троица" Рублева. Почему?

Потому что Андрей Рублев первый изобразил Троицу крупным планом, на столе нет какого-то обилия яств, мы не видим Авраама и смеющуюся Сару на задней плане, выглядывающую из шатра. Перед нами не просто путники, отдыхающие на привале. Напротив, они имеют божественный, ангельский вид (+крылья, нимбы).

Раньше этот библейский сюжет назывался и изображался как "встреча". Но Рублев изменил все, совершил, таким образом, революцию в сознании. Конечно, почитание Святой Троицы было и раньше. Но он поменял незыблемый византийский канон и создал новый, более совершенный.

Источник https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/zagadka-ikony-presvjataja-troica.1434/
Источник https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/zagadka-ikony-presvjataja-troica.1434/

Виды композиций. Фронтальная

Друзья, может возникнуть путаница между приемами композиций и их видами.

Прием выполняет служебную функцию, это средство достижения цели - целостного и гармоничного восприятия живописного объекта.

Вид композиции - это генеральная конструкция, выстроенная по определенному принципу и опирающаяся на конкретные приемы.

Существует несколько классификаций видов композиций, в этой статье мы рассмотрим самую краткую и понятную, на мой взгляд. Она включает в себя: фронтальную и пространственно-объемную.

Фронтальные композиции свойственны монументальной живописи (роспись, мозаика, витраж). Очень часто они выполняются в рамках декоративного письма: используются чистые цвета, объем практически отсутствует, касания четкие.

А. Блиок, "Антивоенная манифестация художников на улицах в Риме", 1985г. Источник https://comprosvet.livejournal.com/1382157.html?view=comments
А. Блиок, "Антивоенная манифестация художников на улицах в Риме", 1985г. Источник https://comprosvet.livejournal.com/1382157.html?view=comments

Фронтальные композиции очень графичны и монументальны по сути своей, в них четко видно пятно.

Если мы возьмем "Бурлаков на Волге", увеличим в 2 раза и сделаем роспись 1 в 1 на стене, допустим при входе в Дом Культуры города N, то она будет выглядеть одним мутным пятном на расстоянии среднестатистической городской прогулочной зоны. Потому, что эта шедевральная работа написана как пространственно-объемная картина. Она предназначена для интерьера, а не экстерьера.

Учебная постановка с типичным "плоским" письмом. Минимальный объем, строгая композиция, фото автора.
Учебная постановка с типичным "плоским" письмом. Минимальный объем, строгая композиция, фото автора.

Создавая фронтальные композиции, авторы чаще всего делают их самостоятельными произведениями, чтобы исключить влияние среды и не задумываться о масштабе, стилистике или построении пространства, в котором они будут существовать.

Все храмовая живопись византийского канона - практическое руководство по такой композиции.

Источник https://fotoload.ru/foto/1293308/1920x1080/
Источник https://fotoload.ru/foto/1293308/1920x1080/

Чтобы подчеркнуть самостоятельность произведения, используются так же различные композиционные приемы - рама, кайма, линия, бордюр и другие. Эти приемы решают проблему вычленения произведения из пространства и замыкают его композицию.

XX век "разрешил" фронтальной композиции сойти со стен на холсты, формализм пришел ровно отсюда же. Однако это требование времени, бороться с которым, мне кажется, не стоит. Лучше органично вписаться).

Пространственно-объемная композиция

Сразу уточним, в живописи - это станковая (т.е. только на холсте) композиция.

У Ильи Ефимовича, гениальнейшего нашего мастера, планы всегда мастерски разобраны, сложнейшие ракурсы и великолепный колорит. Источник http://ilyarepin.ru/galereya/
У Ильи Ефимовича, гениальнейшего нашего мастера, планы всегда мастерски разобраны, сложнейшие ракурсы и великолепный колорит. Источник http://ilyarepin.ru/galereya/

Исходя их определения вида, мы понимаем, что она воздействует на зрителя не только через сочетание плоскостей и объемов, цветов, но и пространство между ними. Это классическая многоплановая живопись, со всей своей сложностью.

Сейчас на выставках современного искусства можно встретить прекрасные работы, написанные и плоско и объемно.

Источник http://ilyarepin.ru/galereya/
Источник http://ilyarepin.ru/galereya/
Очень часто станковисты и монументалисты спорят о подходах в живописи. О том, что в картине приемлемо, а что нет. На сколько может формализм "хозяйничать" на холсте. А тут еще и фотореалисты подливают масло в огонь. Думаю, важно просто вести работу в одном ключе. Это и так не просто).

А вот и обещанная ссылка - книги по теории композиции здесь.

В следующей статье рассмотрим более подробную классификацию видов композиции.

Предыдущие статьи по теме:

Изучаем композицию 1.0
Искусство народу18 июня 2023
Изучаем композицию часть 2. Божественная геометрия
Искусство народу18 июня 2023
Изучаем композицию 5.0 Эскизы и как их перенести на холст
Искусство народу25 июня 2023

#живопись #искусство #композиция #картины

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц