Найти в Дзене
Искусство народу

Изучаем композицию 5.0 Эскизы и как их перенести на холст

В эскизе Семирадского мы видим, как решаются основные задачи - поиск композиционного центра, Фото из открытых источников.
В эскизе Семирадского мы видим, как решаются основные задачи - поиск композиционного центра, Фото из открытых источников.

Самая, пожалуй, важная тема - эскизы. Потому что делать их нужно обязательно и не один.

В конце расскажу и покажу как перевести композицию на холст без распечатки эскиза.

В живописи любая композиция начинается с эскиза. Если есть удачное решение - скорее всего и картина удастся. Это как проект дома, по сути. В нем необходимо продумать и решить все основные вопросы, прежде чем приступать к холсту.

Наиболее важным из этих вопросов является идея, сюжетный замысел и основная мысль, которую необходимо выразить просто и понятно.

Очень динамичный эскиз Эжена Делакруа, из энергичных крутящихся линий рождается бой, выхватываются отдельные фигуры, но все подчинено разыгрывающейся ситуации. Никакой конкретики, а глаз уже представляет, что там за кадром.
Очень динамичный эскиз Эжена Делакруа, из энергичных крутящихся линий рождается бой, выхватываются отдельные фигуры, но все подчинено разыгрывающейся ситуации. Никакой конкретики, а глаз уже представляет, что там за кадром.
Сразу маленький совет - не стоит делать сразу большой эскиз, лучше это будут маленькие почеркушки 10*15 см., быстрые. Не стоит стремиться к аккуратности - это живой творческий поиск, пусть он будет свободный.

В дальнейшей работе вопросы художественного выражения будут приобретать все большее значение, но идеологическое содержание остается главным элементом, который руководит всем остальным.

Эскизы Семирадского к "Последнему дню Помпеи", фото из открытых источников
Эскизы Семирадского к "Последнему дню Помпеи", фото из открытых источников

Обычно я делаю от 5-10 маленьких эскизов к работе, затем прихожу к какому-то одному решению и уже на формате 30*40 (плюс-минус) начинаю уточнять все детали.

Тональный эскиз или картон - главное тональное и композиционное решение, которое рождается в результате работы с набросками, зарисовками и мини-эскизами.
тональные эскизы темперой
тональные эскизы темперой

Далее ищем цветовое решение. На поиск тоже может потребоваться несколько вариантов - лучше не ограничиваться 1 решением, а сделать противоположные по звучанию. И важно, чтобы эскизы "отлежались", т.е. прошел день-два, тогда свежим взглядом будет проще понять, какой вариант лучше.

Цветовой эскиз можно выполнить в любом материале, быстрее всего работать с темперой или акрилом - и то и то быстро сохнет, исправлять можно сколько угодно.
Акварельный эскиз В.Д. Поленова. Фото из открытых источников.
Акварельный эскиз В.Д. Поленова. Фото из открытых источников.

Как только готов окончательный эскиз и наш холст, приступаем к работе. Как перевести рисунок без того, чтобы распечатывать наш замысел на принтере и переводить по копирке? Очень просто.

Честного говоря, мне больше с ксероксом заморачиваться лень, поэтому я даже заказы перевожу на холст таким способом).

Чертим диагонали и соединяем середины всех сторон отрезками.

-6

Далее соединяем середины каждой стороны отрезками, как здесь.

-7

Получилось 4 квадрата с диагоналями. Соединяем пересечение диагоналей у двух соседних квадратов 2 горизонтальными линиями.

-8

Теперь соединяем те же середины квадратов, но вертикальными линиями.

-9

Получилось 16 маленьких квадратов с 1 диагональю. Проводим в каждом квадрате еще по 1 диагонали, вот так.

-10

Теперь соединяем горизонтальными линиями середины всех квадратов.

-11

Делаем то же самое, но вертикальными линиями.

-12
Все. Теперь такую же сетку чертим на холсте и спокойно переносим по квадратикам рисунок - просто сравниваем масштабы и перерисовываем.

Как видите, все очень просто, и не стоит тратить время на поход в копицентр. А переведя эскиз своими руками - вы только лишний раз изучите свою задумку и напишете гораздо быстрее!

В следующей статье изучим очень важную тему цветовой композиции (гармонии).