Набор для самостоятельной сборки, который позволяет создать модель хоппера-цементовоза серии 19-1217 в масштабе 1:87. Производитель набора Дмитрий Агапкин, г. Москва. Набор был анонсирован и выпущен еще в 2023 году (первый анонс был опубликован на нашем канале в мае прошлого года).
Также ранее на канале мы публиковали готовые, собранные и окрашенные, модели в авторском исполнении.
И вот пришло время пощупать данный кит своими руками и сравнить его с ранее выпущенными наборами от Дмитрия.
О прототипе
Модель 19-1217 примечательна несколькими интересными фактами. Во-первых, тем, что серия представляет собой современный тип хопперов повышенной вместимости и повышенной грузоподъемности. Такого типа моделей в масштабе 1:87 представлено, прямо скажем, не много. Вагон относится к VI модельной эпохе (начало производства - 2007 год, так что если считать окончанием V эпохи 2010 год, то формально он ее застал, хоть и недолго). В наши дни вагоны этого типа уже достаточно распространены на путях РЖД.
Во-вторых, именно с этой серией связана одна интересная история, опубликованная в свое время в отраслевом журнале "Вагоны и вагонное хозяйство" (№1 (25) I квартал 2011). В статье под названием "Как устранить загрязняемость хопперов-цементовозов мод.19-1217" речь шла о том, что в процессе эксплуатации данных вагонов операторами (в частности "Первой грузовой компанией) выяснилось два неприятных момента: проблемы с фиксацией загрузочных люков и нечитаемость номеров, вызванная повышенной загрязняемостью. ПГК начала нести убытки из-за повышенного времени простоя вагонов.
В процессе анализа проблемы и последовавших переговоров с производителем (ОАО «Рузхиммаш») было принято решение о модернизации ранее выпущенных и вновь изготавливаемых вагонов. Каждый запорный люк оборудовали теперь отдельным запорным устройством, горловины люков приподняли над крышей, а на крышах над боковыми стенками появились козырьки.
Основным лейтмотивом статьи стал вывод о том, что тесное сотрудничество между оператором и производителем позволило решить проблему в конструктивном духе и показало пример для оперативного решения спорных вопросов.
Говоря о модернизации вагонов, нужно отметить, что не все вагоны одномоментно прошли модернизацию, и касалась она в первую очередь парка ПГК. Поэтому длительное время на ЖД встречались как модернизированные, так и не прошедшие модернизацию версии данного вагона, эксплуатируемые разными транспортными компаниями.
О наборе
Набор выполнен методом 3D печати из фотополимера. Состоит из нескольких крупных (кузов, рама, крыша, тележки) и десятка мелких деталей. Большая часть деталей уже отделены от поддержек, но следы необходимо будет зачистить. В поддержках поставляются наиболее хрупкие элементы: переходная площадка, лестница. Качество печати хорошее, но на боковых стенках есть небольшие полоски, так что придется постараться и отшлифовать их мелкой наждачкой.
Традиционно для производителя большая часть тормозного оборудования напечатана вместе с кузовом или рамой. Это облегчает сборку значительно. Добавить нужно будет только немного проволоки диаметром 0,4 мм - с ее помощью нужно воспроизвести элементы, которые пропечатать совсем уж проблематично (ось штурвала стояночного тормоза, тормозные тяги, воздуховоды от воздухораспределителя и т.д.)
Набор не комплектуется колесными парами - их нужно будет приобрести отдельно. Тележки адаптированы под колпары от Evemodel с AliExpress и сделаны составными: при необходимости можно не прикреплять к тележкам NEM-шахты на поводках (такая опция полезна, если сцепки планируется разместить в коробках на раме модели).
Интересной особенностью модели является то, что по всей длине рамы имеется отверстие, диаметром 2 мм; в него можно вставить металлическую спицу, которая обеспечит дополнительную жесткость конструкции модели и снизит нагрузку от кузова на раму на наиболее слабом участке. Спица вставляется через отверстие, которое после ее установки полностью закрывается розеткой автосцепки. Ранее такое решение было использовано производителем в наборах с платформами 13-470, и в случае с платформами решение однозначно оправданное. В случае с хоппером возникает сомнение, насколько это необходимо, учитывая достаточно короткую базу вагона. К слову спицы в комплекте с моделью не идут, так что использовать эту опцию или нет - сугубо на усмотрение моделиста, который будет собирать данную модель.
В наборе представлена модернизированная версия вагона с характерными козырьками над боковыми стенками; запорные механизмы для загрузочных люков также присутствуют. Таким образом можно построить модель образца после 2011 года.
К набору на выбор предлагается шесть вариантов декалей. Правда два из них соответствуют прототипам, не прошедшим модернизацию и не имеющих характерных козырьков на момент фиксации из на фото.
Декали воспроизводят все надписи до мельчайших подробностей, и в деталях соответствуют выбранным прототипам - здесь, как и в случае с моделями хопперов-минераловозов от Дмитрия, сделано все выше всяких похвал.
Набор снабжен подробной инструкцией в электронном виде в формате PDF, которая значительно упрощает процесс сборки модели. В ней модель показана с различных ракурсов, что снимает множество вопросов по установке отдельных мелких деталей.
В целом сборка модели не сложная, хотя, если сравнивать с упомянутым выше минераловозом, здесь этапов побольше за счет того, что рама и кузов сделаны отдельными деталями. Стыкуемость деталей между собой идеальная, ничего подгонять не нужно, зазоров нет.
Из запланированной небольшой серии из шести цементовозов пока собрать получилось один, и результат более чем радует. Впереди еще предстоит этап грунтовки, покраски и нанесения декалей, и об этом обязательно будет отдельный рассказ. Так что подписывайтесь, чтобы не пропустить, и не забудьте поставить лайк и поделиться ссылкой на канал с друзьями - мы публикуем для вас все самое объективное в мире отечественного ЖД моделизма!