До конца 2024-го в России суммарно построят, реконструируют и отремонтируют порядка 4,1 тыс. км федеральных трасс, что примерно на 20% выше показателя прошлого года. Одной из основных задач остается ликвидация грунтово-щебеночных разрывов на дорогах Дальнего Востока, находящихся в ведении Росавтодора. В последние годы в этом направлении была проделана большая работа.
До 2026-го А-360 «Лена» (Невер – Якутск), которую неофициально называют Амуро-Якутской автомобильной магистралью, на всем своем протяжении (1153 км) будет приведена в нормативное состояние. Последними в эксплуатацию сдали объекты на 133 – 151 км. Таким образом, на территории Амурской области трасса полностью переведена в асфальтобетон. Грунтово-щебеночное покрытие сохраняется лишь на ряде отрезков в Якутии.
В этом году долгожданные работы стартовали на перевале Тит и подходах к нему (496 – 506 км). Как сообщили в апреле в пресс-службе Росавтодора, здесь уже завершена вырубка леса и монтаж водопропускных труб, а где-то выполнено устройство земляного полотна. Другой участок (с 990-го по 1000-й км) практически готов — уложено два слоя асфальтобетонного покрытия. До конца года «Лена» преобразится и с 936-го по 944-й км. С 916-го по 936-й км, где в данный момент введутся аналогичные работы, обновленную трассу поэтапно введут в 2025-м.
Напомним, федеральная А-360 связывает два региона и имеет важное стратегическое значение для Дальнего Востока. По ней доставляют промышленные грузы как от БАМа, так и Транссиба. Кроме того, она открывает доступ к населенным пунктам Якутии от трассы Р-297 «Амур».
На протяжении многих десятилетий, практически с самого начала XX в., несколькими поколениями отечественных специалистов в суровых климатических условиях Крайнего Севера была проделана колоссальная работа, благодаря которой сегодня на карте автомобильных дорог России от Невера в северо-восточном направлении до Якутска и тянется трасса А-360 «Лена».
Еще в позапрошлом десятилетии ее называли одной из самых грязных и опасных дорог России и мира. На отдельных участках даже большегрузы после проливных дождей буквально утопали в грязи. Где-то в непогоду проехать было попросту невозможно, хотя с 1987 года (после открытия мостового перехода через Алдан) М56 считалась круглогодичной трассой (именно такой учетный номер «Лена» имела до 2017 г.).
Масштабные мероприятия по обновлению федеральной дороги стартовали в 2005-м. С тех пор в асфальтобетон перевели сотни километров. Глава Росавтодора Роман Новиков два года назад заявил, что полностью от гравийно-щебеночных участков избавятся до 2025-го, хотя до того озвучивались и более ранние сроки. Но, видимо, в полной мере этот масштабный проект завершат только к 2026 году.
Помимо «Лены» дорожную одежду в 2024-м поменяют на 58 км А-393 Южно-Сахалинск – Оха (834 км). Эта трасса, являющаяся важнейшей транспортной артерией островного региона, перешла в ведение Росавтодора в 2021-м. На тот момент четвертая ее часть не имела асфальтового покрытия. На сегодня остается обновить 113 км. Еще один аналогичный проект реализуется на Р-504 «Колыма» (Магаданская область) — с 1821-го по 1831-й км. Эту трассу полностью закатают в асфальт к 2028 году.
В статье использованы изображения с сайта Федерального дорожного агентства (Росавтодор) / rosavtodor.gov.ru