Найти в Дзене
Строительный мир

В России построят новую автодорогу в направлении Северного Ледовитого океана

Круглогодичную автомобильную дорогу протяженностью 200 км построят за Полярным кругом на территории Чукотки. Она соединит Билибино с мысом Наглейнын, где в скором времени появится новый морской терминал, пропускная способность которого составит около 2 млн тонн грузов (50 судозаходов) в год. Главным образом, этот объект будет работать на нужды Баимского горно-обогатительного комбината, с которого по будущей трассе к Чаунской губе будут доставлять медь.

© Официальный сайт полпреда Президента РФ в ДФО / dfo.gov.ru / CC BY 4.0 (Объекты строящегося Баимского ГОКа)
© Официальный сайт полпреда Президента РФ в ДФО / dfo.gov.ru / CC BY 4.0 (Объекты строящегося Баимского ГОКа)

В феврале 2024-го федеральное правительство утвердило распоряжение о строительстве всесезонной дороги в Чукотском автономном округе — соответствующий документ опубликован на сайте Кабмина. Известно, что за реализацию проекта возьмется компания «Полярный экспресс» — подразделение «ГДК Баимская».

Ожидается, что движение по маршруту откроют в 2027 году. Это будет двухполосная дорога. Ширина проезжей части составит 6 м, обочин с обеих сторон — по 1,5 м. По данному направлению будут перевозить не только грузы с ГОКа, но и различные товары, которые для местных жителей в рамках Северного завоза будут доставлять в регион через новый порт. Объект построят в формате государственно-частного партнерства. В роли концедента выступает Минвостокразвития РФ. Соглашение о намерениях стороны заключили еще в 2021-м.

Дорога Билибино – мыс Наглейнын станет частью более протяженной трассы (430 км), которая и соединит порт с одним из крупнейших в мире неосвоенных месторождений «Песчанка» с запасами по JORC в 9,9 млн тонн меди и 16,6 млн унций золота. После 2028-го на двух линиях здесь ежегодно планируют перерабатывать до 70 млн тонн руды. Среднегодовое производство меди составит 300 тыс. тонн, а золота — 490 тыс. унций.

Это месторождение было открыто в 1972-м, но из-за отсутствия в том числе необходимой сопутствующей инфраструктуры его освоение тогда признали экономически нецелесообразным (поисковые работы велись до 1984 г.). Со временем реализация проекта стала возможной, благодаря появлению преференциальных режимов на Дальнем Востоке РФ.

© «ГДК Баимская» / baimskaya.ru (Для освоения месторождения будет построена вся необходимая инфраструктура, включая круглогодичный портовый терминал и всесезонную дорогу протяженностью 430 км для отгрузки продукции на рынок по Cеверному морскому пути)
© «ГДК Баимская» / baimskaya.ru (Для освоения месторождения будет построена вся необходимая инфраструктура, включая круглогодичный портовый терминал и всесезонную дорогу протяженностью 430 км для отгрузки продукции на рынок по Cеверному морскому пути)

Параллельно дороги от плавучих АЭС (предусмотрен ввод четырех энергоблоков на реакторах РИТМ-200 мощностью 106 МВт каждый) в направлении ГОКа пройдет ЛЭП 330 кВ «Певек – Билибино», строительство которой завершат в 2025 году.

Суммарный объем инвестиций в проект освоения Баимской рудной зоны, по некоторым оценкам, составит 900 млрд руб. Что касается дороги на участке от месторождения до Билибино, то его построят исключительно на средства инвестора. Летом 2023-го владельцем 100% долей «ГДК Баимская» стало ООО «Баимская холдинг», учредителями которого выступают казахская Trianon Ltd (99%) и ООО «УК Баимская».

В статье использованы изображения с сайтов baimskaya.ru, minvr.gov.ru и dfo.gov.ru