Стремление к одобрению и признанию – одна из базовых потребностей каждого ребенка. Похвала помогает сформировать уверенность в себе и здоровую самооценку у малышей, но не всякая похвала одинаково полезна. Иногда неправильно подобранные слова одобрения могут даже развить в ребенке тревожность.
В нашей новой статье мы рассмотрим 9 важных правил эффективной похвалы, которые помогут вам поддерживать детей, по-настоящему развивая их потенциал и уверенность в себе.
1. Делаем акцент на действиях, а не качествах ребенка
Похвала должна быть сосредоточена не на качествах ребенка в целом, а на том действии, которое он совершил сейчас. Важно обращать внимание на детали, отмечать их в своей похвале.
❌ «Ты у меня самый умный».
✅ «Ты отлично справился с контрольной! Здорово, что ты решил эту сложную задачу. Не зря ты вчера так долго к ней готовился!»
2. Используем описательную похвалу
Описательная похвала отличается от оценочной тем, что вы не просто констатируете какой-то факт, а конкретизируете и проговариваете то, в чем отличился ваш ребенок. Описательная похвала мотивирует и придает ребенку уверенности в себе. Да, она требует от родителя большей вовлеченности, но и польза от нее гораздо больше.
Например, ребенок по вашей просьбе убрал за собой игрушки. Ваша реакция:
❌«Молодец!»
✅ «Ты сегодня особенно постарался, разложил все игрушки очень аккуратно и быстро. Смотри, как теперь чисто и хорошо в твоей комнате! Спасибо тебе большое, ты очень мне помог!»
3. Уходим от поверхностной похвалы
Размытые и неконкретные слова похвалы не принесут большой пользы, а иногда даже могут навредить. Об этом мы писали здесь. Если родитель повторяет ребенку «Ты самый лучший», но не проговаривает, в чем он действительно хорош, то, столкнувшись с малейшей неудачей, ребенок будет искать проблему в себе, ведь он больше не соответствует статусу «самого лучшего».
В некоторых случаях это и вовсе может привести к пассивности, безынициативности ребенка и его страху перед любыми начинаниями. «А что если я не справлюсь и тогда перестану быть «лучшим». Лучше не буду пробовать совсем».
4. Подводим итог, отмечая приложенные усилия
Хваля ребенка, важно всегда подводить итог, акцентируя внимание на его усилиях и стараниях.
✅ «Ты отлично потрудился». «Ты можешь собой гордиться». «Ты прекрасно справился». «Ты это заслужил».
5. Избегаем упоминаний о неудачах в прошлом
Ваша похвала не должна быть построена на сравнении нынешних успехов ребенка с его прошлыми неудачами и слабостями. Конечно, можно обратить внимание на прогресс ребенка, но не стоит слишком сильно принижать его действия в прошлом.
❌ «А помнишь, как ты в прошлый раз за это двойку получил? Вот позор-то был. Наконец-то ты собрался и написал контрольную на четверку!»
✅ «Ты очень старательно трудился в этой четверти и отлично поработал на контрольной. Ты заслужил эту хорошую оценку, можешь собой гордиться!»
6. Хвалим через призму своих чувств
Чтобы вложить в похвалу больше теплых чувств, можно поделиться с ребенком вашим собственным восприятием его успехов.
❌ «Хорошая тренировка, молодец!»
✅ «Сегодня после занятия тренер подошел ко мне и похвалил тебя. Мне было очень приятно услышать эти слова, ты действительно отлично постарался. Я горжусь тобой!»
7. Просим ребенка самого оценить свои успехи
Очень важно давать ребенку повод самому задуматься о тех действиях, которые он совершил, и найти в них повод для радости и удовлетворения. Таким образом мы подкрепляем самооценку ребенка, а не только стимулируем его всегда действовать так, как нравится родителю.
❌ «Мне нравится твой рисунок, он красивый».
✅ «Какой классный рисунок у тебя получился, особенно мне нравится вот эта собачка, у тебя получилось нарисовать очень добрую и смешную мордочку. Расскажи, а что происходит на рисунке? Почему ты выбрал эти цвета? По-моему, получилось очень здорово и ярко! А тебе самому нравится? Как ты считаешь, что тебе удалось нарисовать лучше всего?»
8. Избегаем фразы «Я так и знала, что все получится»
«Я так и знала, что у тебя все получится» = «Я давным-давно вкладывала в тебя свои ожидания, и хорошо, что на этот раз ты их оправдал. А в следующий раз ты будешь сильно тревожиться, чтобы не подвести маму и вновь оправдать мои ожидания».
Этими словами мы как будто отнимаем у ребенка заслуженную им радость и гордость за те усилия, которые он предпринял, чтобы добиться результата.
9. Никогда не сравниваем ребенка с кем-либо другим
… ни при похвале, ни при критике. Сравнение ребенка с другими – одна из самых частых родительских ошибок. Порой мы даже этого не замечаем. Фраза «А вот я в детстве…» – это тоже сравнение.
Начиная сравнивать своего ребенка с кем-то другим, мы сами же подрываем его мотивацию, его желание и стремление к самостоятельным действиям, подрываем его самооценку и уверенность в себе. «Зачем стараться, если у Васи/брата/мамы всегда будет получаться лучше».
Еще больше полезной информации об эффективной похвале вы найдете в вебинаре «Как правильно хвалить ребенка» на нашем Youtube-канале Фонд Достойный Гражданин. Подписывайтесь!
Читайте также:
Фразы, которые никогда нельзя говорить ребенку. Часть 1
Чем сирота отличается от ребенка, выросшего в семье? Материнская депривация