Эксперимент: как слова «Ты такой умный!» могут навредить ребенку

Хвалить ребенка важно и нужно. Похвала повышает детскую самооценку, дает ему уверенность в себе и мотивацию к новым достижениям. Однако исследования показывают, что иногда похвала может достигать противоположного эффекта, делая ребенка тревожным и немотивированным. Почему это происходит и как правильно хвалить ребенка? Рассмотрим в этой статье.

Хвалить ребенка важно и нужно. Похвала повышает детскую самооценку, дает ему уверенность в себе и мотивацию к новым достижениям.

Различные исследования указывают на то, что неконструктивная похвала может иметь неожиданный эффект на уверенность ребенка в себе. Так, психологи Кэрол Дуэк (ведущий мировой эксперт в области мотивации) и Клаудия Мюллер в 1998 году провели эксперимент. В нем приняли участие 128 детей в возрасте 10-11 лет. Целью исследования было установить связь между различными типами похвалы и мотивацией.

Эксперимент состоял из двух частей. Сначала детей разделили на две группы и предложили им выполнить ряд задач. После этого одну группу хвалили словами «Ты такой умный», то есть поощряли их ум и сообразительность. Второй группе детей говорили: «Ты отлично постарался! Тебе пришлось хорошо потрудиться», то есть хвалили за усердие и старание.

Во второй части эксперимента детям предложили два варианта задач на выбор – попроще и посложнее. Результаты исследования показали, что в группе, которую хвалили за ум, 66% выбирали простые задания, но при этом они справлялись с ними хуже по сравнению со второй группой. Во второй группе (поощряемой за усердие), более 90% участников выбирали сложные задания и показывали более высокие результаты.

Хвалить ребенка важно и нужно. Похвала повышает детскую самооценку, дает ему уверенность в себе и мотивацию к новым достижениям.-2

Дети из второй группы, которые не могли справиться с заданием, чаще всего говорили, что это, скорее всего, произошло из-за недостаточных усилий. В то же время дети из первой группы чаще отмечали, что им, возможно, не хватает способностей, и они недостаточно умны.

Кроме того, когда детей попросили описать эксперимент ученикам другой школы, некоторые из детей, кого хвалили за ум, немного приврали, завысив свои результаты.

Почему так произошло?

Потому что похвала «за ум» сначала вызвала у детей удовлетворение, но впоследствии повысила уровень тревоги – они боялись, что могут потерять свой «статус». Та ответственность, которая была возложена на них деструктивной похвалой, вызывала напряжение и не давала как следует сосредоточиться на заданиях. Хватило одной фразы, чтобы подорвать у детей веру в себя.

Дети из второй группы, которых хвалили за старание, не испытывали такого напряжения, ведь они не рисковали своей самооценкой и не испытывали страх потерять звание «умного ребенка». Они знали, что успех зависит не от их личностных качеств, а от количества приложенных усилий.

Хвалить ребенка важно и нужно. Похвала повышает детскую самооценку, дает ему уверенность в себе и мотивацию к новым достижениям.-3

Какой можно сделать вывод?

Дети, которых хвалят за ум, часто стремятся оставаться «умными» и поэтому выбирают более простые пути, чтобы избежать возможного провала. В то время как дети, которых поощряют за трудолюбие, не испытывают таких страхов. Они более мотивированы на то, чтобы узнавать и пробовать новое.

Данные эксперимента имеют важное значение для родителей: ваши дети должны знать, что результат любого дела всегда в большей степени зависит от усилий, а не только от врожденных способностей или ума. Это поможет детям не бояться ошибок, не чувствовать давление и необходимость соответствовать стереотипному образу «отличника». Подобный подход к похвале способствует мотивации и формированию адекватной самооценки ребенка.

Конечно, никто не говорит о том, что похвалу «Ты такой умный» не стоит использовать вовсе. Всегда лучше пере-, чем недохвалить. Просто когда вы хвалите ребенка, всегда важно делать акцент не только на его врожденных положительных качествах, но и на тех усилиях, которые он прикладывает для достижения результата. Так ваш ребенок вырастет мотивированным, любознательным и успешным.

А как вы считаете, лучше перехвалить или недохвалить? Обязательно делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на наш канал!

Читайте также:

Травля в школе: формы, последствия и способы предотвращения

Фразы, которые никогда нельзя говорить ребенку. Часть 1