Найти тему
Давид Давыдов

Советский Ил-2 или немецкий Ю-87 "Штука". Какой самолёт опаснее для врагов и безопаснее для своих экипажей. Что и о чём говорит статистика.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В мировой истории вооружения наблюдается интересное явление — сопоставление оружия противоборствующих сторон. Это может быть любое вооружение, начиная ещё с каменных топоров, древних и средневековых копий, щитов, мечей и заканчивая современными пушками, пулеметами, танками, ну и, конечно же, самолетами. В данной статье я хочу поразмышлять о двух самолётах, ставшими яркими символами Великой Отечественной войны, и попытаться сравнить их. Сравнить не только сами эти самолёты, но и уровень подготовки тех, кто на них летал и воевал. Речь пойдет о самолетах, исходя из боевого применения которых можно сказать, что они практически одного класса, несмотря на то, что один является бронированным штурмовиком, а другой – легкобронированным пикирующим бомбардировщиком. Конечно же, речь пойдёт о легендарном советском штурмовике Ил-2, а также о не менее легендарном немецком пикирующим бомбардировщике Ю-87 "Штука".

Ил-2 – советский штурмовик времён Второй мировой войны. Одномоторный, двухместный (пилот и задний стрелок) штурмовик. Принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. Серийное производство осуществлялось с 1941 по 1945 годы. Создан в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Всего было выпущено более 36000 штук. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации! Фото из открытых источников.
Ил-2 – советский штурмовик времён Второй мировой войны. Одномоторный, двухместный (пилот и задний стрелок) штурмовик. Принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. Серийное производство осуществлялось с 1941 по 1945 годы. Создан в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Всего было выпущено более 36000 штук. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации! Фото из открытых источников.
Пикирующий бомбардировщик Ю-87 "Штука" - главный символ немецкого блицкрига. Одномоторный, двухместный (пилот и задний стрелок) немецкий пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Первый полёт совершил в 1935 году. Первое боевое применение – в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. В качестве штурмовика использовался всю войну от первого до последнего дня. Выпускался с 1935 по 1945 годы. Всего было построено 6500 штук. Картинка из открытых источников.
Пикирующий бомбардировщик Ю-87 "Штука" - главный символ немецкого блицкрига. Одномоторный, двухместный (пилот и задний стрелок) немецкий пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Первый полёт совершил в 1935 году. Первое боевое применение – в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. В качестве штурмовика использовался всю войну от первого до последнего дня. Выпускался с 1935 по 1945 годы. Всего было построено 6500 штук. Картинка из открытых источников.

Начнем с немецкого пикирующего бомбардировщика. Я не буду углубляться в технические детали и остановлюсь только на основных характеристиках. Несмотря на низкую скорость и среднюю аэродинамику, поскольку шасси у него не убирались, Ю-87 был одним из самых эффективных боевых самолетов Второй мировой войны, благодаря своей способности к точной бомбардировке с крутого, практически отвесного пикирования. Ю-87 применялся с большим успехом для поддержки наземных войск, а также для атаки на морские цели. Эти самолеты сыграли важнейшую роль при ряде военных операций, начиная со вторжения Германии в Польшу, Норвегию и заканчивая блицкригом против таких стран, как Нидерланды, Бельгия и, конечно же, Франция. Из-за их прочности, точности и высокой эффективности против наземных целей Ю-87 стал основой штурмовой авиации Люфтваффе. Он интенсивно эксплуатировался в самых разных географических зонах с различными климатическими условиями, что говорит о его значительном техническом ресурсе.

Ю-87. Фото из открытых источников.
Ю-87. Фото из открытых источников.

Но самым главным достоинством этого самолёта была способность пикировать под углами от 60 до 90 градусов, то есть почти вертикально. Именно благодаря этой особенности он достигал очень высокой точности бомбометания. Имеются свидетельства очевидцев, согласно которым даже не самому опытному пилоту Ю-87 удавалось иногда попасть бомбой в открытый люк танка, не говоря уже про точное попадание в сам танк.

Ю-87. Фото из открытых источников.
Ю-87. Фото из открытых источников.

Ю-87. Фото из открытых источников.
Ю-87. Фото из открытых источников.

Но, несмотря на высокую техническую оснащенность, Ю-87 всё же не был идеальным боевым самолётом: его бронирование было слабым и фрагментарным, скорость небольшая, оборонительное вооружение недостаточное. По этой причине уже к 1943 году эти самолёты немцы старались не отправлять в боевое воздушное пространство без истребительного прикрытия. Господство в воздухе немцами было утрачено, и советские лётчики, стали сбивать медленные Ю-87 в больших количествах.

Ю-87. Картинка из открытых источников.
Ю-87. Картинка из открытых источников.

Конструкция Ю-87 содержала много передовых идей. Например, автоматические воздушные тормоза для обеспечения вывода самолета из пикирования, даже если пилот терял сознание от перегрузок. Сирена, называемая "иерихонской трубой" которая проводилась в действие потоком набегающего воздуха и производила ужасающий вой во время пикирования, кстати, помогая пилоту оценивать скорость пикирования, не глядя на прибор, а просто по звуку. Также она оказывала психологическое воздействия на противника.

Ю-87. Картинка из открытых источников.
Ю-87. Картинка из открытых источников.

Неубираемые шасси, которые некоторые специалисты считали недостатком этого самолёта, позволяли ему взлетать практически с любых аэродромов и неподготовленных площадок, расположенных близко к линии фронта, и очень быстро оказывать поддержку наземным войскам. Если немцы натыкались на плотную оборону, то уже через 15-20 минут над ними появлялись Ю-87. А у нас это время составляло обычно полтора-два и более часов.

Ю-87. Фото из открытых источников.
Ю-87. Фото из открытых источников.

После битвы за Британию Ю-87 больше не используют в Западной Европе. А вот в битве за Крит и Мальту используют. В Средиземном море Ю-87 очень успешно использовали против кораблей противника. Также использовали в Югославской и Греческой компаниях. А ещё они поддерживали корпус Роммеля в Африке. В очень больших количествах "Штуки" применялись на Восточном фронте в войне против СССР.

Ю-87. Фото из открытых источников.
Ю-87. Фото из открытых источников.
Обломки Ю-87. Фото из открытых источников.
Обломки Ю-87. Фото из открытых источников.

Правда, советские ВВС стали их бить и бить очень успешно. К 1943 году их стали менять на штурмовые варианты Фокке-Вульф-190А. Так как же работал Ю-87? А вот как: с высоты где-то 3-4 тысячи метров пилот отыскивал цель через окно в полу кабины, а затем выпускал аэродинамические тормоза, убавлял газ и делать переворот через крыло. Затем пикировал под углом 60-90 градусов над целью. Когда самолет приближался к земле на высоте 450 метров, пилот сбрасывал бомбы и тут же включался механизм выхода из пикирования.

Ю-87. Фото из открытых источников.
Ю-87. Фото из открытых источников.

Ну а дальше всё шло автоматически: когда нос "Штуки" оказывался выше линии горизонта, воздушные тормоза автоматически убирались, дроссель открывался, и шаг винта устанавливался на набор высоты. Пилот брал управление на себя и возвращался к нормальному полёту. Всё. На самолете Ил-2 ничего подобного не было.

Ю-87. Картинка из открытых источников.
Ю-87. Картинка из открытых источников.

Теперь про Ил-2. Это советский штурмовик времён Второй мировой войны. Создан он под руководством Ильюшина Сергея Владимировича. Это самый массовый боевой самолет в истории авиации: их было выпущено более 36 тысяч штук. Конструкторы называли этот самолет "летающим танком", а пилоты Люфтваффе – "бетонным самолетом". И было, кстати, за что. Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, затем Советско-японской войны.

Сергей Владимирович Ильюшин  — советский авиаконструктор. Фото из открытых источников.
Сергей Владимирович Ильюшин — советский авиаконструктор. Фото из открытых источников.

Первый серийный Ил-2 был изготовлен в феврале 1941 года, и в последующем самолет и разные его модификации строились практически всю войну, до самого её окончания. Главная особенность Ил-2 заключалась в том, что броню включили в силовую схему планера самолета. Проще говоря, сделали бронекапсулу, а к ней приделали крылья и хвостовую часть фюзеляжа с хвостовым оперением.

Ил-2 Современная фотография. Фото из открытых источников.
Ил-2 Современная фотография. Фото из открытых источников.

Бронекапсула была сделана из гомогенной стали и закрывала двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые другие агрегаты. Лобовое стекло кабины, имевшее толщину 64 миллиметра, выдерживало попадание бронебойной пули калибром 7,62 миллиметра практически в упор. Самолет изначально был сконструирован двухместным. Существует ошибочное мнение, что Ильюшин якобы переделал штурмовик в одноместный под давлением военных, что и привело к огромным потерям в первый год войны. На самом же деле было все наоборот. Одноместный вариант – инициатива самого Ильюшина. Причина была в том, что на тот момент не было для Ил-2 достаточно мощного двигателя, и на испытаниях он показал аэродинамику, простите, оперённой кувалды.

Одноместный вариант штурмовика Ил-2. Картинка из открытых источников.
Одноместный вариант штурмовика Ил-2. Картинка из открытых источников.

Лётные качества Ил-2 были ни к черту, и летал он как утюг, причём в прямом и переносном смысле. Секрет был простым: в одно и то же время над штурмовиками работали и другие советские конструкторы. Так вот, чтобы спасти свой самолёт и чтобы заказ остался у него в условиях жесточайшей конкуренции, Ильюшин сам убрал кабину бортстрелка и этим естественно сократил объем бронекорпуса, а значит, и общий вес машины. На место стрелка поставили дополнительный топливный бак и сделали небольшое бронирование. В общем, сэкономленная масса позволила удовлетворить предъявленным к Ил-2 требованиям по скорости, ну а потом, когда поставили дополнительный бак, то и по дальности полета. Ну а к чему все это привело на фронте известно – к огромным потерям от атак истребителей противника, в лишённую огневой защиты заднюю полусферу.

Ил-2. Фото из открытых источников.
Ил-2. Фото из открытых источников.

Столкнувшись с огромными потерями Ил-2, командование ВВС потребовало от Ильюшина снова сделать самолет двухместным. Только вот изменить бронекорпус уже не было возможности. Поэтому бортстрелок находился за бронекорпусом и был защищен лишь 6-ти миллиметровым листом брони со стороны хвоста. При этом защита пилота со стороны задней полусферы осуществлялась поперечной бронёй толщиной 12 миллиметров. А дополнительно к ней был ещё и тот самый лист толщиной 6 миллиметров, который защищал бортстрелка.

Ил-2. Фото из открытых источников.
Ил-2. Фото из открытых источников.

То есть, попросту говоря, пилот имел защиту на порядок выше, чем бортовой стрелок. А заднюю кабину все называли "кабиной смерти". По статистике, на одного погибшего летчика Ил-2 в войну приходилось три-четыре, а то и больше погибших бортовых стрелков. Такие вот особенности имел штурмовик Ил-2.

Ил-2. Фото из открытых источников.
Ил-2. Фото из открытых источников.
На этой фотографии гвардии старший сержант Виталий Николаевич Жалнин. Фото сделано 25 января 1944 года. Здесь Виталию Жалнину всего 18 лет. Он был бортстрелком на штурмовике Ил-2. Совершил 102 боевых вылета!!! И это при том, что средний срок жизни лётчика штурмовика Ил-2 составлял всего несколько вылетов. Соответственно, средний срок жизни бортового стрелка, не прикрытого бронёй, был в несколько раз меньше. Все 102 вылета Жалнин совершил с одним и тем же лётчиком – капитаном А.Е. Гургенидзе. При этом Жалнин сбил 5 немецких самолётов. Виталий Жалнин – единственный бортовой стрелок Ил-2, представленный к званию Героя Советского Союза. Но из-за того, что его родители были репрессированы, в присвоении высокого звания было отказано. Только в 1996 году ему было присвоено звание Героя России. Фото из открытых источников.
На этой фотографии гвардии старший сержант Виталий Николаевич Жалнин. Фото сделано 25 января 1944 года. Здесь Виталию Жалнину всего 18 лет. Он был бортстрелком на штурмовике Ил-2. Совершил 102 боевых вылета!!! И это при том, что средний срок жизни лётчика штурмовика Ил-2 составлял всего несколько вылетов. Соответственно, средний срок жизни бортового стрелка, не прикрытого бронёй, был в несколько раз меньше. Все 102 вылета Жалнин совершил с одним и тем же лётчиком – капитаном А.Е. Гургенидзе. При этом Жалнин сбил 5 немецких самолётов. Виталий Жалнин – единственный бортовой стрелок Ил-2, представленный к званию Героя Советского Союза. Но из-за того, что его родители были репрессированы, в присвоении высокого звания было отказано. Только в 1996 году ему было присвоено звание Героя России. Фото из открытых источников.
Герой Советского Союза, капитан гвардии Александр Ермолаевич Гургенидзе. До сентября 1943 года был инструктором по подготовке летчиков-штурмовиков. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1943 года. До конца войны летал в одном экипаже с будущим Героем Российской Федерации воздушным стрелком Виталием Жалниным. В одном из боёв 16 апреля 1945 года самолёт Гургенидзе и Жалнина был сбит, а сам Гергенидзе был ранен. Посадив самолёт на воду, лётчик и бортстрелок оказались в ледяной воде Балтийского моря. Жалнин поместил командира в одноместную резиновую надувную лодку, сам остался в воде и более получаса буксировал его к берегу, пока их не спасла высланная с берега лодка с бойцами. Фото из открытых источников.
Герой Советского Союза, капитан гвардии Александр Ермолаевич Гургенидзе. До сентября 1943 года был инструктором по подготовке летчиков-штурмовиков. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1943 года. До конца войны летал в одном экипаже с будущим Героем Российской Федерации воздушным стрелком Виталием Жалниным. В одном из боёв 16 апреля 1945 года самолёт Гургенидзе и Жалнина был сбит, а сам Гергенидзе был ранен. Посадив самолёт на воду, лётчик и бортстрелок оказались в ледяной воде Балтийского моря. Жалнин поместил командира в одноместную резиновую надувную лодку, сам остался в воде и более получаса буксировал его к берегу, пока их не спасла высланная с берега лодка с бойцами. Фото из открытых источников.

В сорок втором году инженеры все-таки сделали чертежи нового бронекорпуса, закрывающего и бортового стрелка. Однако из самого верха, из правительства, последовал жесточайший приказ: не снижать темпы производства Ил-2, к чему, безусловно, привело бы внедрение в серию новой модификации. В итоге бронекорпус, защищающий обоих членов экипажа, был сделан только на самолете Ил-10, выпуск которого был начат в конце 1944 года. Но это уже никак не влияло на ход войны. Война заканчивалась.

Ил-2. Картинка из открытых источников.
Ил-2. Картинка из открытых источников.

Ил-2 был, конечно, грозной машиной, но, как видим, он не был лишён серьёзных недостатков: со всеми доработками он получился очень "сырым". Было много особенностей, о которых знают только специалисты, да пилоты, воевавшие на Ил-2. Самолет получился тяжелым, неповоротливым и манёвренностью особой не отличался, что сделало область его применения довольно узкой.

Ил-2. Фото из открытых источников.
Ил-2. Фото из открытых источников.

Ил-2 не мог, как Ю-87, пикировать отвесно или почти отвесно, потому что из подобного пикировании он просто не выходил. Он мог наносить удары только с пологого пикирования 30-35 градусов, что снижало точность попаданий. Кстати, реактивные снаряды были неуправляемыми и поэтому были эффективны только на коротких дистанциях не более 400 метров. На больших же у них, как и у "Катюш", было колоссальное рассеивание. Бомбить прицельно тоже не очень-то получалось. Вот почему основным оружием Ил-2 были пушки и пулемёты.

К сожалению, Ил-2 не мог так круто пикировать, как показано на этой фотографии. На самом деле самолёт летит горизонтально на высоте более 1000 метров. При печати снимка негатив повернули таким образом, чтобы создавалась иллюзия, будто штурмовик так круто пикирует. Фото из открытых источников.
К сожалению, Ил-2 не мог так круто пикировать, как показано на этой фотографии. На самом деле самолёт летит горизонтально на высоте более 1000 метров. При печати снимка негатив повернули таким образом, чтобы создавалась иллюзия, будто штурмовик так круто пикирует. Фото из открытых источников.

Ил-2. На этой фотографии сделан такой же эффект, с целью создать видимость пикирования. Если приглядеться, то видно, что самолёты летят параллельно земле. Фото из открытых источников.
Ил-2. На этой фотографии сделан такой же эффект, с целью создать видимость пикирования. Если приглядеться, то видно, что самолёты летят параллельно земле. Фото из открытых источников.

Кстати, пологое пикирование создавало идеальные условия для немецких зенитчиков. Более того, не надо быть профессионалом, чтобы понять одно: при пологом пикировании всё, что было у штурмовика под крыльями, тоже попадало под огонь зениток. Результат был страшным: одно попадание зенитного снаряда в боекомплект, и самолет, а то и два самолёта, разносило в мелкие брызги.

Ил-2. Фото из открытых источников.
Ил-2. Фото из открытых источников.

Немецкие истребители, кстати, сбивали Ил-2 очень тупо и примитивно: первый заход – очередь по стрелку, на втором заходе сбивали сам штурмовик. Броня на штурмовике защищала только двигатель и лётчика, а всё остальное было как у обычного самолета, поэтому прекрасно горело и разваливалось в воздухе. Ил-2 из-за большого веса летом, при высоких температурах наружного воздуха с полным боекомплектом взлетал очень вяло и долго, а затем очень неохотно набирал высоту.

Ил-2. Фото из открытых источников.
Ил-2. Фото из открытых источников.

Этот список недостатков можно бы продолжать и дальше, но, я думаю, нет смысла. Главное понять, что из-за всего этого потери были просто ужасающие. Многие говорят, что, Ил-2 летал в основном над передним краем, над кораблями, разными укрепрайонами и буквально притягивал к себе зенитные снаряды. Спору нет, всё справедливо. Только вот возникает один простой вопрос: "А Ю-87 "Штука", где летал? Разве Ю-87 не был таким же самолетом переднего края?".

Ил-2. Согласно официальной статистики Штаба ВВС Красной армии, всего за период с 1941 по 1945 годы ВВС Красной Армии потеряли 23600 самолётов Ил-2. Из них 12400 Ил-2 составили боевые потери, где погибли 7837 лётчиков. 11200 самолётов Ил-2 – небоевые потери. Потери связанные с низкой подготовкой лётного состава. Это аварии и катастрофы на взлёте и посадке, гибель при полётах в сложных метеоусловиях и на малых высотах, ошибки пилотирования и т.д. Для сравнения, самолётов Ю-87 "Штука" было построено немцами в период с 1935 по 1945 годы всего 6500 штук. Фото из открытых источников.
Ил-2. Согласно официальной статистики Штаба ВВС Красной армии, всего за период с 1941 по 1945 годы ВВС Красной Армии потеряли 23600 самолётов Ил-2. Из них 12400 Ил-2 составили боевые потери, где погибли 7837 лётчиков. 11200 самолётов Ил-2 – небоевые потери. Потери связанные с низкой подготовкой лётного состава. Это аварии и катастрофы на взлёте и посадке, гибель при полётах в сложных метеоусловиях и на малых высотах, ошибки пилотирования и т.д. Для сравнения, самолётов Ю-87 "Штука" было построено немцами в период с 1935 по 1945 годы всего 6500 штук. Фото из открытых источников.

По сути, Ю-87 выполнял такие же задачи, как и Ил-2, но только, в отличие от него, не имел такого мощного бронирования. Известны случаи, когда красноармейцы сбивали Ю-87 из винтовки Мосина. Давайте вспомним, кто потопил линкор "Марат" с его мощнейшей противовоздушной обороной? Ганс-Ульрих Рудель всё на том же Ю-87. Попросту говоря, условия применения Ю-87 и Ил-2 были практически одинаковыми.

Атака Ю-87 на советский линкор "Марат". Картинка из открытых источников.
Атака Ю-87 на советский линкор "Марат". Картинка из открытых источников.

А теперь статистика: самолетов Ю-87 было построено всего 6500 штук. Всего. Вдумайтесь в это. Самолетов Ил-2 было построено 36183 штуки. Из них только боевые потери составили 12400 штук. То есть наши потери почти в два раза перекрывали по количеству весь авиапарк Ю-87. Это как надо было готовить лётчиков? Как надо было воевать? Как надо было, наконец, командовать, чтобы угробить такое количество людей и самолетов, броня у которых была не хуже танковой?

Ил-2. Фото из открытых источников.
Ил-2. Фото из открытых источников.

Да-да, я не преувеличиваю. Броня у Ил-2 была гомогенной и клёпаной. Потери Ил-2 были таковы, что звание Героя Советского Союза в начале войны давалось, вдумайтесь, всего за десять боевых вылетов! Тот же Рудель сделал на Ю-87 более 2500 вылетов. Известны случаи, когда полк Ил-2 "сгорал" буквально за одну неделю полностью! И часть отправляли на переформирование. А ведь были еще и это позорище великое – потери небоевые! Они составили 11200 самолетов Ил-2. Это когда самолет разбивали из-за отвратительной подготовки летного состава. На посадке, на взлете, при полетах на малой высоте, когда летчик, не правильно оценив ситуацию, просто не успевал вывести самолет из пикирования. Гибли от неграмотной работы с арматурой самолета. И много ещё от чего.

Ил-2. Фото из открытых источников.
Ил-2. Фото из открытых источников.
Ил-2. Фото из открытых источников.
Ил-2. Фото из открытых источников.

Из всего из этого, конечно же, надо сделать вывод. И вывод этот очень простой: самолёты Ил-2 и Ю-87 имели свои слабые и сильные стороны и в целом по боевой эффективности были вполне равноценны. Использовались практически в одинаковых условиях, одинаково опасны были для наземного противника и имели примерно сопоставимый уровень безопасности для своих экипажей. Вот только подготовка лётного состава в Германии и в СССР была разная. Отсюда результат: только небоевые потери Ил-2 почти такие же, как и боевые, и почти вдвое превышают общее количество Ю-87, когда-либо построенных немцами. А всё потому, что готовить надо летчиков. Готовит надо танкистов, моряков, пехотинцев. Готовить тщательно и кропотливо. В противном случае потери неизбежны. И потери такие, что, простите за каламбур, бабы не успеют нарожать.