Найти в Дзене
Архитектурный чайник

Ностальгические фото электричек и поездов 1970-х. Время, которое мы не оценили, будучи молодыми

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели!

Отец у меня работал большую часть жизни машинистом, знакомство с электричками для меня началось в три года. У нас была дача по Савеловскому направлению за станцией Икша, дом с участком находился на берегу канала имени Москвы. 
Электрички семидесятых годов - одно из лучших воспоминаний, всегда думаю о них с душевной теплотой. Давайте поностальгируем по ним вместе!

Что было с ЖД-транспортом в СССР

Железнодорожный транспорт существует в России без малого 200 лет (с 1837 года). Учитывая, что страна раскинулась на девять часовых поясов, ж/д сообщение является главенствующим видом транспорта.

Советские поезда и электрички времён СССР
Советские поезда и электрички времён СССР

Особое место занимают пригородные электрички. Железнодорожный транспорт обновляется неспешно. Легковые авто меняются каждый год, но мы ездим в вагонах, которые были спроектированы еще в 50-х годах прошлого века. 

Специфика эксплуатации подобных механизмов заключается в том, что они могут служить многие десятки лет при соблюдении регламента по уходу за ними. Мой отец проработал три десятка лет машинистом электрички на Савеловском и Ярославском направлениях (Москва), остались замечательные фото семидесятых годов.

Советские поезда и электрички времён СССР
Советские поезда и электрички времён СССР

Савеловское направление дачное, сам вокзал небольшой, здесь немноголюдно, есть своя камерная атмосфера. Савеловский вокзал не сравнить, например, с Казанским или Курским, где суета, беготня, толкотня огромных масс народа круглые сутки.

Мои воспоминания от советских вокзалов

Электричка проекта ЭР2-1088 на Савеловском вокзале была главной моделью несколько десятков лет. Форма кабины машиниста имела плоскую конфигурацию. 

Советские поезда и электрички времён СССР
Советские поезда и электрички времён СССР

Электрички на отдаленные станции (Дубна, Савелово) останавливались обычно по зонным станциям (ключевые пункты, где составы менялись). Если рейс был до Дмитрова, то возможны были остановки на 5-7 платформах. Если поездка была до Лобни или Икши, то электропоезд шел со всеми остановками (Долгопрудный, Лобня, Икша, Яхрома и т.д.). 

От Дмитрова пути становились однопутными. В настоящее время график изменился, не всегда соблюдается, в 70-е и 80-е годы по прибытии электричек можно было проверять часы, помню, минута в минуту приходили. 

Советские поезда и электрички времён СССР
Советские поезда и электрички времён СССР

Расписание составлялось с таким расчетом, что Ночью движение заканчивалось в 3-00, а начиналось в 5-00. То есть сообщение между населенными пунктами было круглосуточным и стоило копейки.

Из того времени запомнилось, что интервалы между поездами были минимальными не более 15 минут. Железная дорога работала четко, без сбоев и задержек, что говорит о профессиональном подходе к транспортным вопросам в масштабах страны.

Что неожиданно поменяла Олимпиада-80

Олимпиада-80 «встряхнула» многие отрасли, в том числе железнодорожную. Модели проекта «ЭР» получили титул «Олимпийские». Поезда встречались часто в Нахабино, Рижское и Курское направления. В 1979 году в депо Домодедово (Павелецкая линия) начал работать электропоезд "Горки Ленинские". 

Советские поезда и электрички времён СССР
Советские поезда и электрички времён СССР

Окрашен он был необычно, имел красивые красно-белые полосы на боках вагонов. Отец водил этот состав, брал меня иногда «покататься». «Ленинские горки» были сакральным местом для коммунистов Советского Союза. 

Советские поезда и электрички времён СССР
Советские поезда и электрички времён СССР

Отец был настоящий профессионал, у руководства числился всегда на хорошем счету. Партийный комитет и начальство железной дороги поручили ему водить электричку ЭР2-1189 в период Олимпиады.

В 1979 году был выпущен на рижском заводе электропоезд ЭР2Р-7001, его долго тестировали в Москве сотрудники депо и ВНИИЖТа. Модель очень понравилась и выглядела перспективной.

Советские поезда и электрички времён СССР
Советские поезда и электрички времён СССР

Литера «Р» в аббревиатуре означает: рекуперативное электрическое торможение с сохранением отдачи избытка электричества обратно в контактную сеть.

Демократия по-советски

В электричках ездили на дачу все слои общества в 70-е годы: пенсионеры, студенты, военные, строители, архитекторы. Ведь, авто оставались еще предметом роскоши. Чтобы купить машину, надо было отстоять несколько лет в очереди.

Советские поезда и электрички времён СССР
Советские поезда и электрички времён СССР

Часто ездил к подруге в гости от метро Ждановской (теперь Выхино). На конечной станции метро всегда летом творился бедлам, тучи дачников пересаживались в электрички, штурмовали тамбуры. В выходные здесь было не протолкнуться, иногда проще было добираться от «Электрозаводской», там тоже возле метро есть ж/д станция.

Запомнились электрички с тремя тамбурами проекта ЭР 10, их можно было встретить на «Белорусском вокзале», запомнились они поездками за город в район деревни Бородино. 

Советские поезда и электрички времён СССР
Советские поезда и электрички времён СССР

В семидесятые годы иногда ездили во Владимир к родственникам. Курское направление очень напряженное, всегда много людей на вокзале, вагонах пригородных поездов.

Здесь встречались все модели с аббревиатурой ЭР: 1, 2, 22, 2Р, а также ВЛ8 и ВЛ10. В депо города Железнодорожный была основное депо электричек, особенно формата ЭР1.

Итоги

Очень странно наблюдать, как обыденные вещи превращаются в уникальные феномены, знаки эпохи. Сейчас, вспоминая электропоезда своего детства, понимаю: какой это классный вид транспорта был в семидесятые годы и продолжает оставаться в наше время.
Преимущество электричек в их незаметности, пунктуальности, оперативности и даже комфорте. Мы дышим воздухом, не замечаем этого, но не можем прожить без этой субстанции и минуты.
Электрички в жизни мегаполиса выполняли в 70-е сходную роль, люди не просто перемещались в пространстве, а знакомились, общались, узнавали жизнь народа. Все это прекрасно, может быть, поэтому возникает такая ностальгия.

А какие истории у вас связаны с поездами времён СССР?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, А ТАКЖЕ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ! 

📍И конечно же читайте другие наши увлекательные статьи: