Москвич С-1 "Меридиан"
В 1970-ых Московскому автозаводу АЗЛК стало ясно, что Европейский автопром ушёл сильно вперёд и поспевать ему ни технически, ни внешне тот же 412-ый не в состоянии. В 1974 году был представлен совершенно новый Москвич "Дельта". Его то одобрение и привело к макету С-1 "Меридиан".
С-1 "Меридиан" представлял из себя заднеприводный автомобиль в трёхдверном кузове с классификацией фастбэк. Под капотом модернизированный карбюраторный мотор 412-ого Москвича с увеличенным объёмом до 1.7 литров (85 л.с.).
Была проведена работа и над просторным салоном в нежно-бежевом цвете.
Не смотря на хорошие результаты испытаний и существующие три вариации автомобиля Министерство автомобильной промышленности СССР посчитало "Меридиан" через чур авангардным и о финансировании серийного производства не могло быть и речи.
Москвич 3-5-6
В том же 1975 году был представлен достаточно перспективный Москвич 3-5-6.
Двухкарбюраторный двигатель объёмом 1.8 литра (103 л.с.), автоматическая коробка передач Borg-Warner. Увеличенная колея с колёсной базой и перспективы на будущий выпуск более бюджетных версий с объёмами 1.7 и 1.6. Что могло пойти не так?
Многие говорят об отказе верхушек автозавода в серийном производстве по причине хороших продаж Москвича 412 и в не желании создавать конкурента, но причина намного проще.
Главный конструктор модели 3-5-6 ушёл на пенсию, что привело к переформированию команды и полному отсутствию интереса к модели со стороны новых конструкторов.
АЗЛК-2144 "Истра"
О футуристичном будущем машиностроения задумывались ещё в 1885 году при появлении первого в мире автомобиля, так что попытки создать машину 2000 в 1985 году не стало для кого-то Атлантидой.
Так на свет и появился АЗЛК-2144 "Истра". Автомобиль в дюралевом кузове всего с одной дверью, которая давала доступ к обоим рядам сиденьев. Планировался дизельный двигатель Elsbett, работающий на сырье из рапсового масла. Среди всего обширного списка уже не удивительна и пневмоподвеска, оригинальные шины, климатическая установка, сканер переднего обзора, показывающий живых существ в темные времена суток.
Удивительно, что макет получил финансирование, но зная наши реалии совершенно не удивительно, что проект автомобиля будущего с продвинутой системой диагностики и вариатором потерял поддержку в 1993 году, как и многие перспективные проекты в такой сложный период страны.
Не смотря на утрату огромного количества концептов и макетов с большинством подобных моделей всё еще можно познакомиться воочию в том же музее АЗЛК в Москве.