Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Как картина погубила жизнь прекрасной натурщицы?

Английский художник-прерафаэлит Джон Эверетт Милле создал знаменитую картину «Офелия» в 1852 году. И на сегодняшний день эта картина по праву считается  одной из самых известных и загадочных в мире. Но мало кто знает, что модель, которая позировала художнику, почти повторила судьбу шекспировской героини...

Автопортрет Элизабет Сиддал (1854), позировавшей для Офелии.
Автопортрет Элизабет Сиддал (1854), позировавшей для Офелии.

Элизабет Элеонор Сиддал появилась на свет 25 июля 1829 года в Лондоне. Она родилась в многодетной семье, денег постоянно не хватало, и ей приходилось помогать матери в швейном деле. В 18 лет Элизабет устроилась работать модисткой в шляпный салон, куда в 1849 году зашел художник-прерафаэлит Уолтер Деверелл. Рыжеволосая красавица с миндалевидными зелеными глазами и фарфоровой кожей сразу привлекла внимание художника. 

Портрет Уолтера Деверелла кисти Джона Эверетта Милле.
Портрет Уолтера Деверелла кисти Джона Эверетта Милле.

Он попросил девушку позировать ему и так юная Элизабет вошла в мир лондонских художников-прерафаэлитов, став их музой. Сам Деверелл запечатлел Элизабет в образе переодетой Виолы в картине по мотивам произведения У. Шекспира «Двенадцатая ночь». А себя художник изобразил в образе герцога Орсино (по центру). 

Уолтер Деверелл. «Двенадцатая ночь», акт II, сцена 4. В центре в образе мечтательного герцога Орсино художник изобразил себя; сидящему справа шуту Фесту придал черты своего друга Россетти. Переодетая Цезарио Виола — Элизабет Сиддал.
Уолтер Деверелл. «Двенадцатая ночь», акт II, сцена 4. В центре в образе мечтательного герцога Орсино художник изобразил себя; сидящему справа шуту Фесту придал черты своего друга Россетти. Переодетая Цезарио Виола — Элизабет Сиддал.
Прерафаэлиты считали, что искусство зашло в тупик и должно вернуться к доакадемическим традициям — к эпохе Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини (художники проторенессанса, творившее до Рафаэля). По их мнению, искусство должно было возрождать духовность, не скованную обрядностью. Возможно, именно поэтому прерафаэлиты вольно трактовали и евангельские сюжеты, отступая от принятых канонов.

В 1848 году основатель братства прерафаэлитов познакомился с художником Джоном Эвереттом Милле, который в 1851 году решил создать картину по мотивам шекспировской трагедии «Гамлет».

Джон Эверетт Милле, автопортрет, 1881.
Джон Эверетт Милле, автопортрет, 1881.

Напомню сюжет:

Влюбленная в Гамлета Офелия узнала, что он убил ее отца. Девушка сошла с ума и дошла до реки. Стоя на берегу, она оплакивала отца, а в ее руках было несколько цветочных венков. Девушка захотела повесить их на ветви плакучей ивы и упала в воду. Именно этот эпизод истории художник захотел воссоздать. История Офелии снискала популярность в среде викторианских художников, а ее самоубийство воспринималось как вызов предрассудкам.

В качестве главной героини Милле решил изобразить Элизабет. 

-5

Сначала Милле написал пейзаж — чтобы детально передать природу, художник проводил на берегу реки по 11 часов в день:

В течение одиннадцати часов я сижу, скрестив ноги, как портной, под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья… Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться.

Ранняя смерть Офелии контрастирует с пышностью, которая ее окружает. Цветы, выбранные художником, символичны и переданы с ботанической точностью. Розы связаны с прозвищем Офелии, данным ей братом, - «Роза мая», а на боль и невинность указывают крапива и маргаритки.

Анютины глазки символизируют несчастливую любовь, а фиалки на шее Офелии указывает на верность и целомудрие. В 4-м акте Офелия говорит: «Я бы дала вам фиалок, но они все увяли, когда умер мой отец».

В оригинале мы встретим упоминание crow-flower — «вороний цветок». У Милле это водяной лютик, water crowfoot, на языке цветов означающий «неблагодарность». Также на картине присутствует плакун-трава — так Милле истолковал long purples, «длинные пурпурные цветы», хотя Шекспир, скорее всего, имел в виду ятрышник (растение из семейства орхидных). В пьесе упоминается и народное название цветка — пальцы мертвеца. Смерть уже протянула к девушке руки, и скоро намокшее платье утянет ее на дно.

После того, как работа над пейзажем была закончена, Милле приступил к написанию Офелии. Художника занимала идея изобразить модель в условиях, максимально приближенных к оригиналу - то есть, под водой. На протяжение четырех месяцев Элизабет позировала Милле в ванной. Дело происходило зимой и, чтобы модель не замерзала, Милле решил разместить под ванной горелки, которые подогревали воду. Но со временем они гасли и модель продолжала позировать в остывшей воде...

-9

Платье Офелии тоже было написано с натуры. Милле заказал (по другим данным, нашел в антикварном магазине) старинный наряд, за который заплатил 4 фунта. Благодаря этому все детали были переданы с достоверной точностью, что свойственно прерафаэлитам.

-10

Но из-за позирования в холодной ванной Элизабет заболела, а ее отец отец потребовал от Милле оплаты счетов за лечение. К счастью, деньги у него были – после выставки в Академии искусств картину приобрел арт-дилер Генри Фаррел. Врачи выписали девушке лауданум — опиумную настойку на спирте. В те годы это средство использовалось в качестве обезболивающего и снотворного. Здоровье Элизабет стремительно ухудшалось… 

Лауданум.
Лауданум.

Кроме Милле Элизабет позировала еще одному известному прерафаэлиту — Данте Габриэлю Россетти. Девушка надеялась, что их творческий союз рано или поздно закончится свадьбой, но художник не воплощал концепцию идеального мужа и постоянно изменял Элизабет. 

Данте Габриэль Россетти.
Данте Габриэль Россетти.

В 1860 году у Элизабет обострилась болезнь легких, и тогда Россетти обещал жениться на ней, как только она поправится. Свадьба состоялась 23 мая 1860 года. Вскоре девушка забеременела, но ребенок родился мертвым. Это подорвало и без того шаткое психическое и физическое состояние. Депрессию Элизабет стала лечить уже знакомым ей лауданумом. Потеряв дочь, супруги все больше отдалялись друг от друга.

Блаженная Беатриче кисти Росетти (портрет Элизабет Сиддал).
Блаженная Беатриче кисти Росетти (портрет Элизабет Сиддал).

Так, судьбы Офелии и Элизабет оказались связаны. В феврале 1862 года склонная к меланхолии Элизабет приняла смертельную дозу лаудана и умерла несколько дней спустя. Как оказалось, девушка была в ожидании второго ребенка. Возможно, она боялась, что роды вновь закончатся трагедией или устала от измен и обманов мужа...

Смерть Элизабет — такая же загадкой, как и гибель Офелии и до сих пор неизвестно, случайно ли она приняла большую дозу лауданума или сделала это сознательно... Многие исследователи связывают ее раннюю смерть именно с болезнью, появившейся после сеансов позирования у Милле. 

Образом меланхоличной красавицы вдохновляются и сегодня — Ник Кейв и Кайли Миноуг в клипе «Where The Wild Roses Grow», а скандальный режиссер Ларс фон Триер — в знаменитом фильме «Меланхолия». 

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: