Английский художник-прерафаэлит Джон Эверетт Милле создал знаменитую картину «Офелия» в 1852 году. И на сегодняшний день эта картина по праву считается одной из самых известных и загадочных в мире. Но мало кто знает, что модель, которая позировала художнику, почти повторила судьбу шекспировской героини...
Элизабет Элеонор Сиддал появилась на свет 25 июля 1829 года в Лондоне. Она родилась в многодетной семье, денег постоянно не хватало, и ей приходилось помогать матери в швейном деле. В 18 лет Элизабет устроилась работать модисткой в шляпный салон, куда в 1849 году зашел художник-прерафаэлит Уолтер Деверелл. Рыжеволосая красавица с миндалевидными зелеными глазами и фарфоровой кожей сразу привлекла внимание художника.
Он попросил девушку позировать ему и так юная Элизабет вошла в мир лондонских художников-прерафаэлитов, став их музой. Сам Деверелл запечатлел Элизабет в образе переодетой Виолы в картине по мотивам произведения У. Шекспира «Двенадцатая ночь». А себя художник изобразил в образе герцога Орсино (по центру).
Прерафаэлиты считали, что искусство зашло в тупик и должно вернуться к доакадемическим традициям — к эпохе Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини (художники проторенессанса, творившее до Рафаэля). По их мнению, искусство должно было возрождать духовность, не скованную обрядностью. Возможно, именно поэтому прерафаэлиты вольно трактовали и евангельские сюжеты, отступая от принятых канонов.
В 1848 году основатель братства прерафаэлитов познакомился с художником Джоном Эвереттом Милле, который в 1851 году решил создать картину по мотивам шекспировской трагедии «Гамлет».
Напомню сюжет:
Влюбленная в Гамлета Офелия узнала, что он убил ее отца. Девушка сошла с ума и дошла до реки. Стоя на берегу, она оплакивала отца, а в ее руках было несколько цветочных венков. Девушка захотела повесить их на ветви плакучей ивы и упала в воду. Именно этот эпизод истории художник захотел воссоздать. История Офелии снискала популярность в среде викторианских художников, а ее самоубийство воспринималось как вызов предрассудкам.
В качестве главной героини Милле решил изобразить Элизабет.
Сначала Милле написал пейзаж — чтобы детально передать природу, художник проводил на берегу реки по 11 часов в день:
В течение одиннадцати часов я сижу, скрестив ноги, как портной, под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья… Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться.
Ранняя смерть Офелии контрастирует с пышностью, которая ее окружает. Цветы, выбранные художником, символичны и переданы с ботанической точностью. Розы связаны с прозвищем Офелии, данным ей братом, - «Роза мая», а на боль и невинность указывают крапива и маргаритки.
Анютины глазки символизируют несчастливую любовь, а фиалки на шее Офелии указывает на верность и целомудрие. В 4-м акте Офелия говорит: «Я бы дала вам фиалок, но они все увяли, когда умер мой отец».
В оригинале мы встретим упоминание crow-flower — «вороний цветок». У Милле это водяной лютик, water crowfoot, на языке цветов означающий «неблагодарность». Также на картине присутствует плакун-трава — так Милле истолковал long purples, «длинные пурпурные цветы», хотя Шекспир, скорее всего, имел в виду ятрышник (растение из семейства орхидных). В пьесе упоминается и народное название цветка — пальцы мертвеца. Смерть уже протянула к девушке руки, и скоро намокшее платье утянет ее на дно.
После того, как работа над пейзажем была закончена, Милле приступил к написанию Офелии. Художника занимала идея изобразить модель в условиях, максимально приближенных к оригиналу - то есть, под водой. На протяжение четырех месяцев Элизабет позировала Милле в ванной. Дело происходило зимой и, чтобы модель не замерзала, Милле решил разместить под ванной горелки, которые подогревали воду. Но со временем они гасли и модель продолжала позировать в остывшей воде...
Платье Офелии тоже было написано с натуры. Милле заказал (по другим данным, нашел в антикварном магазине) старинный наряд, за который заплатил 4 фунта. Благодаря этому все детали были переданы с достоверной точностью, что свойственно прерафаэлитам.
Но из-за позирования в холодной ванной Элизабет заболела, а ее отец отец потребовал от Милле оплаты счетов за лечение. К счастью, деньги у него были – после выставки в Академии искусств картину приобрел арт-дилер Генри Фаррел. Врачи выписали девушке лауданум — опиумную настойку на спирте. В те годы это средство использовалось в качестве обезболивающего и снотворного. Здоровье Элизабет стремительно ухудшалось…
Кроме Милле Элизабет позировала еще одному известному прерафаэлиту — Данте Габриэлю Россетти. Девушка надеялась, что их творческий союз рано или поздно закончится свадьбой, но художник не воплощал концепцию идеального мужа и постоянно изменял Элизабет.
В 1860 году у Элизабет обострилась болезнь легких, и тогда Россетти обещал жениться на ней, как только она поправится. Свадьба состоялась 23 мая 1860 года. Вскоре девушка забеременела, но ребенок родился мертвым. Это подорвало и без того шаткое психическое и физическое состояние. Депрессию Элизабет стала лечить уже знакомым ей лауданумом. Потеряв дочь, супруги все больше отдалялись друг от друга.
Так, судьбы Офелии и Элизабет оказались связаны. В феврале 1862 года склонная к меланхолии Элизабет приняла смертельную дозу лаудана и умерла несколько дней спустя. Как оказалось, девушка была в ожидании второго ребенка. Возможно, она боялась, что роды вновь закончатся трагедией или устала от измен и обманов мужа...
Смерть Элизабет — такая же загадкой, как и гибель Офелии и до сих пор неизвестно, случайно ли она приняла большую дозу лауданума или сделала это сознательно... Многие исследователи связывают ее раннюю смерть именно с болезнью, появившейся после сеансов позирования у Милле.
Образом меланхоличной красавицы вдохновляются и сегодня — Ник Кейв и Кайли Миноуг в клипе «Where The Wild Roses Grow», а скандальный режиссер Ларс фон Триер — в знаменитом фильме «Меланхолия».
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: