Как нас обманывают художники: "обманки" в живописи

9,4K прочитали

Оптические иллюзии – явление не новое, а первые «иллюзионисты» известны еще со времен античности. С эволюцией живописи совершенствовалось и мастерство художников в создании картин-обманок, которым позже было дано название тромплёй.

Тромплёй (фр. trompe-l'œil — «обманчивый глаз», «обманчивая видимость», «оптическая иллюзия») – технический прием, создающий визуальную иллюзию (некоторые исследователи относят тромплёй к отдельному жанру).

Традиция создавать "обманки" имеет давнюю историю и берет начало в эпоху античности, и это неудивительно, так как это было своеобразным ответом на принцип мемисиса (μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание), положенного в основу эстетики античности.

«После этого Зевксис «написал мальчика с виноградом, и когда к винограду прилетели птицы, он с той же искренностью в гневе подошёл к своему произведению и сказал: виноград я написал лучше, чем мальчика, — ведь, если бы я и в нём добился совершенства, птицы должны были бы бояться и его».

Способность создать подобную иллюзию была предметом гордости античных живописцев и поводом для агонизма — публичного соревнования художников в мастерстве.

Фреска в г. Помпеи.
Фреска в г. Помпеи.

Увлечение оптическими иллюзиями продолжилось и в эпоху раннего итальянского Возрождения (кватроченто - около 1420-1500 гг.). Интерьеры палаццо, базилик и других архитектурных строений дополнялись художественной росписью, зачастую обладающей эффектом тромплёя. Например, «Живописный окулус» А. Мантеньи в камере дельи Спози (Палаццо Дукале, Мантуя).

"Живописный окулус", А. Мантенья.
"Живописный окулус", А. Мантенья.

Комната 8х8 метров наполнена обманками, так как за счет живописи небольшое пространство удалось визуально расширить. Более того, живописная программа, демонстрирующая сцены из жизни семьи Гонзаго, разделена на 12 частей, каждая из которых фланкируется 2 (нарисованными!) колоннами, которые опираются на (нарисованный!) мраморный цоколь. Окулус же является смысловым центром композиции - благодаря живописным эффектам, создается ощущение, что комната завершается большим куполом, хотя на самом деле высота не превышает 7 метров.

А если вы окажетесь под потолком в центре, то увидите многочисленных персонажей, которые наблюдают за вами: путти умудрились уместиться на декоративном поясе, обрамляющем арку, благодаря чему возникает мотив неустойчивости - кажется, что герои упадут прямо на вас.

Фрагмент потолочной росписи.
Фрагмент потолочной росписи.

Еще один интересный пример - Зал гигатов Дж. Романо в Палаццо дель Те (он создал и архитектурный проект, и расписал залы).

Джулио Романо был живописцем и архитектором. Творческий путь он начал как последователь Рафаэля, после его смерти он заканчивает ряд фресок в Ватикане, работу над которыми тот не успел завершить. Позднее Джулио переехал в Мантую, где занял место придворного художника, которое, в свое время, занимал и Андреа Мантенья.
Палаццо дель Те.
Палаццо дель Те.

Умело используя иллюзионистические эффекты, Джулио Романо превращает плафон и стены зала в единую композицию, изображающую катастрофу: с облаков низвергаются гигантские тела, на которые обрушиваются разлетающиеся на куски колонны. Росписи Зала гигантов, как и несколько более поздний «Страшный суд» Микеланджело, навеяны трагическими событиями итальянской действительности.

Зал гигантов. Потолочная роспись.
Зал гигантов. Потолочная роспись.

Богатая роспись свода зала изображает греческих богов на Олимпе. В центре восседает орел Зевса, а ближе к зрителю парят боги во главе с мечущим молнии громовержцем. Рядом с Зевсом изображена его супруга, Гера, покровительница женщин и брака. Слева от них расположен Аид - владыка подземного царства, Арес - бог вероломной войны, Эрот - бог любви и Афродита - богиня любви и красоты.

Гигантомахия на одной из стен "Зала гигантов".
Гигантомахия на одной из стен "Зала гигантов".

Джулио Романо расписал зал фресками от пола до потолка, и, находясь в центре этого пространства, зритель ощутит себя среди рушащихся гор и разбушевавшейся стихии. Титаны мечут огромные валуны так легко, как если бы это были невесомые предметы, а боги взирают с высоты небес на хаос, охвативший землю. Эти фрески, где широко используются эффекты иллюзии, представляют собой одно из ярких проявлений искусства маньеризма.

Обратите внимание и на пол в Зале гигантов, который усиливает ощущение надвигающейся катастрофы.
Обратите внимание и на пол в Зале гигантов, который усиливает ощущение надвигающейся катастрофы.

Особый размах приобрело развитие "обманок" в эпоху барокко. Перспективные плафонные барочные росписи известны под названием pittura di sotto in sù  — «живопись под потолок», или «снизу вверх». Иллюзорные росписи позволяли устранить материальные ограничения: герои «прорывали» плоскости стен или потолка, игнорировали архитектурные обрамления.

Кроме «pittura di sotto in sù» мастера использовали эффект квадратуры — с помощью фресок на плоском потолке создавали иллюзию куполообразной крыши, создавали ложное "продолжение" архитектуры с имитацией статуй и ниш.

Андреа Поццо. Потолок церкви иезуитов в Вене, 1703
Андреа Поццо. Потолок церкви иезуитов в Вене, 1703

Один из самых распространенных способов ввести зрителя в заблуждение заключался в изображении фальшивой рамы – к этому приему обратились и нидерландские художники (в этой части Европы иллюзорная живопись приобрела особую популярность). Голландцы любили украшать свои дома, а главное - могли себе это позволить, следовательно, спрос на работы художников порождал большое количество произведений. Обманки прекрасно вписывались во внутренний мир Нидерландов. В домах бюргеров можно было увидеть картину, которая «продолжала стену», с деревянным фоном и привычными предметами.

Художник Герард Дау создавал «нишевые» обманки: герои или предметы изображались в оконных проемах.

Корнелис Норбертус Гийсбрехтс, придворный художник датской королевской семьи, создавал натюрморты в технике тромплёй. Фламандец родом из Антверпена поражал заказчиком умением создавать картины, удивительно похожие на реальность.

В 1800 году французский художник Луи-Леопольд Буальи выставил картину на под названием «Trompe l'œil» на Парижской выставке («обмануть глаз»). Именно отсюда и пошло распространение термина, а «обманки» оформились в самостоятельный жанр.

И, пожалуй, самый знаменитый тромплёй принадлежит кисти испанского художника Пере Боррель дель Казо. Этот художник неоднократно имел возможность стать главой крупной живописной школы в Барселоне, но вместо этого создал собственную Академию искусств.

Пере Боррель дель Казо, "Бегство от критики".
Пере Боррель дель Казо, "Бегство от критики".

А вы замечали ли вы обманки в современном искусстве? Делитесь в комментариях. Мой современный фаворит - литографиия Эшера "Спускаясь и поднимаясь", отсылку к которой я заметила в сериале "Игра в кальмара".

Спасибо, что дочитали до конца!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: