Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Картина о самом жутком событии XIX века: "Плот Медузы" Т. Жерико

Оглавление

На парижской выставке 1819 года разгорелся скандал, причиной которого стала картина Теодора Жерико «Крушение плота Медузы». Публика была в шоке от реалистичного изображения столь ужасающего события.

Общественность разделилась надвое: одни считали работу актом проявления смелости, олицетворяющим реальное положение дел во Франции. А другие же едва сдерживали гнев и не могли понять, каким образом непристойная картина оказалась на выставке?

"Плот Медузы" Т. Жерико.
"Плот Медузы" Т. Жерико.

Что произошло на самом деле?

Основой сюжета стала судьба корабля «Медуза». 17 июня 1816 г. французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал.

Фрегаты "Медуза" и остальная эскадра.
Фрегаты "Медуза" и остальная эскадра.
События произошли за 3 года до парижской выставки, так что детали катастрофы были свежи в памяти и вызывали ужас у французской публики.

Кораблекрушение и гибель пассажиров произошли по вине капитана, Дюруа де Шомарэ, который не обладал ни опытом, ни знаниями, а должность получил по протекции. "Медуза" села на мель неподалеку от островов Кабо Верде, запасов еды и воды было немного, кроме того, корабль дал трещину... Тогда пассажиры и команда решили построить плот.

Эвакуация с корабля.
Эвакуация с корабля.

Из мачт и корабельных досок построили сооружение, на котором планировалось спастись: на судне были и лодки, но в них оказался капитан и привилегированные члены команды. По задумке, шлюпки должны были буксировать плот, однако деревянный настил оказался слишком тяжелым, и капитан дал команду обрезать тросы. Люди, брошенные в море, в ужасе кричали, пытаясь образумить обманщиков, но все было напрасно.

147 человек оказались практически без еды и воды, волны смывали людей в море. Уже в первый день произошла драка за место у мачты - солдаты и моряки восстали против офицеров, а после первой ночи 20 человек были убиты и сброшены в море.

Мятеж на плоту. Эскиз Теодора Жерико.
Мятеж на плоту. Эскиз Теодора Жерико.

Драки и убийства не прекращались, и надежда на спасение исчезла совсем. Обитатели плота, брошенные на произвол стихии, поняли, что их предали и оставили умирать. На четвёртые сутки в живых осталось 67 человек. На 11 день было принято бесчеловечное решение: за борт сбросили слабых и раненых. Люди находились в постоянном страхе и не спали несколько суток. Истощение и нервное напряжение достигло предела. Закат 13 дня встретило 15 человек.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Спустя две недели после кораблекрушения несчастные заметили корабль «Аргус», пришедший на помощь. Но и после спасения от истощения и морального потрясения умерло еще 5 человек. А спустя 52 дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – удивительно, но он не затонул, и на его борту обнаружили 3 живых пассажиров из числа тех, которым не хватило места в шлюпках и на плоту.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Французское правительство сдержанно молчало и пыталось замолчать трагедию, но 16 сентября 1816 года в оппозиционной газете «Journal des débats» появился отчет выжившего хирурга Анри Савиньи о ужасах, произошедших на плоту. Скандал послужил причиной созыва военного трибунала, на котором капитана обвинили в неспособности снять корабль с мели, а также в неподобающем поведении. Капитана лишили свободы на 3 года.

Описание картины:

Неудивительно, что подобная история поразила всех жестокостью, на которую оказались способны люди в борьбе за выживание. Молодой художник Теодор Жерико не мог остаться в стороне. После того, как он прочел книгу о гибели «Медузы», на страницах которой выжившие и очевидцы делились страшными подробностями, художник был настолько поражен случившимся, что решил отразить трагедию на холсте.

-8
«Погода была ужасной. Бушующие волны захлестывали нас и порой сбивали с ног. К семи часам утра море несколько успокоилось, и нашему взору открылась страшная картина. На плоту погибло двадцать человек. У двенадцати из них ноги были зажаты между досками, когда они скользили по палубе, остальных смыло за борт» - отрывок из книги.

Он желал полностью прочувствовать отчаянье и страх героев - стал отшельником, обрил голову, чтобы ничто не отвлекало его от работы. Но в один день он пришел к выводу, что живой человек не может в полной мере отразить подобные переживания.

Художника стали замечать в сумасшедшем доме, где он делал наброски безумцев, а также в морге, где он зарисовывал части тела.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.
У Жерико есть довольно жуткие этюды на эту тему, в статью вставлять не буду, но любопытство можно удовлетворить, сделав поисковой запрос "анатомические этюды Жерико".

В своей мастерской он построил модель плота и распределил на нем людей, мертвецов и паруса (плотник, служивший на фрегате, создал для Жерико уменьшенную копию плота). А некоторых персонажей изобразили друзья художника, которых впечатлило рвение Теодора.

Отмечу, что картина поистине гигантских размеров - 7 на 5 метров.

Художник изучал влияние голода на организм человека, а также консультировался с врачами о том, как обезвоживание влияет на психику.

Через 8 месяцев на свет появилась картина, ставшая и скандальной, и великой. Жерико решил выбрать самый драматичный момент истории - утро последнего дня, когда оставшиеся в живых увидели на горизонте корабль «Аргус».

Фрагмент картины "Плот Медузы". На горизонте - "Аргус".
Фрагмент картины "Плот Медузы". На горизонте - "Аргус".

Композиция «затягивает» зрителя внутрь событий, а тело, изображенное справа (в нижней части холста), словно уходит под раму, как будто бы «выпадая» в реальность. Этот прием художник использовал для того, чтобы усилить эффект присутствия и заставить зрителя оказаться рядом с жертвами крушения.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.
Художник решил изрядно затушевать раны на телах и не раскрывать тему каннибализма, но зрители и без того были потрясены реалистичностью картины.

Чтобы усилить контраст между светом и тенью, художник прибег к помощи битумапрозрачного материала коричневого цвета. Позднее из-за этого картина стала более темной, а колорит — более холодным, кроме того, появились кракелюры.

-12

Неудивительно, что в этой работе увидели и метафору государственного упадка, и обвинение монархического строя в произошедшей катастрофе. Именно поэтому во Франции картину приняли не сразу, и больший успех ждал художника в Англии, где очередь из 50 тысяч человек желала увидеть его работу...

Спасибо, что дочитали до конца!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: