На парижской выставке 1819 года разгорелся скандал, причиной которого стала картина Теодора Жерико «Крушение плота Медузы». Публика была в шоке от реалистичного изображения столь ужасающего события.
Общественность разделилась надвое: одни считали работу актом проявления смелости, олицетворяющим реальное положение дел во Франции. А другие же едва сдерживали гнев и не могли понять, каким образом непристойная картина оказалась на выставке?
Что произошло на самом деле?
Основой сюжета стала судьба корабля «Медуза». 17 июня 1816 г. французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал.
События произошли за 3 года до парижской выставки, так что детали катастрофы были свежи в памяти и вызывали ужас у французской публики.
Кораблекрушение и гибель пассажиров произошли по вине капитана, Дюруа де Шомарэ, который не обладал ни опытом, ни знаниями, а должность получил по протекции. "Медуза" села на мель неподалеку от островов Кабо Верде, запасов еды и воды было немного, кроме того, корабль дал трещину... Тогда пассажиры и команда решили построить плот.
Из мачт и корабельных досок построили сооружение, на котором планировалось спастись: на судне были и лодки, но в них оказался капитан и привилегированные члены команды. По задумке, шлюпки должны были буксировать плот, однако деревянный настил оказался слишком тяжелым, и капитан дал команду обрезать тросы. Люди, брошенные в море, в ужасе кричали, пытаясь образумить обманщиков, но все было напрасно.
147 человек оказались практически без еды и воды, волны смывали людей в море. Уже в первый день произошла драка за место у мачты - солдаты и моряки восстали против офицеров, а после первой ночи 20 человек были убиты и сброшены в море.
Драки и убийства не прекращались, и надежда на спасение исчезла совсем. Обитатели плота, брошенные на произвол стихии, поняли, что их предали и оставили умирать. На четвёртые сутки в живых осталось 67 человек. На 11 день было принято бесчеловечное решение: за борт сбросили слабых и раненых. Люди находились в постоянном страхе и не спали несколько суток. Истощение и нервное напряжение достигло предела. Закат 13 дня встретило 15 человек.
Спустя две недели после кораблекрушения несчастные заметили корабль «Аргус», пришедший на помощь. Но и после спасения от истощения и морального потрясения умерло еще 5 человек. А спустя 52 дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – удивительно, но он не затонул, и на его борту обнаружили 3 живых пассажиров из числа тех, которым не хватило места в шлюпках и на плоту.
Французское правительство сдержанно молчало и пыталось замолчать трагедию, но 16 сентября 1816 года в оппозиционной газете «Journal des débats» появился отчет выжившего хирурга Анри Савиньи о ужасах, произошедших на плоту. Скандал послужил причиной созыва военного трибунала, на котором капитана обвинили в неспособности снять корабль с мели, а также в неподобающем поведении. Капитана лишили свободы на 3 года.
Описание картины:
Неудивительно, что подобная история поразила всех жестокостью, на которую оказались способны люди в борьбе за выживание. Молодой художник Теодор Жерико не мог остаться в стороне. После того, как он прочел книгу о гибели «Медузы», на страницах которой выжившие и очевидцы делились страшными подробностями, художник был настолько поражен случившимся, что решил отразить трагедию на холсте.
«Погода была ужасной. Бушующие волны захлестывали нас и порой сбивали с ног. К семи часам утра море несколько успокоилось, и нашему взору открылась страшная картина. На плоту погибло двадцать человек. У двенадцати из них ноги были зажаты между досками, когда они скользили по палубе, остальных смыло за борт» - отрывок из книги.
Он желал полностью прочувствовать отчаянье и страх героев - стал отшельником, обрил голову, чтобы ничто не отвлекало его от работы. Но в один день он пришел к выводу, что живой человек не может в полной мере отразить подобные переживания.
Художника стали замечать в сумасшедшем доме, где он делал наброски безумцев, а также в морге, где он зарисовывал части тела.
У Жерико есть довольно жуткие этюды на эту тему, в статью вставлять не буду, но любопытство можно удовлетворить, сделав поисковой запрос "анатомические этюды Жерико".
В своей мастерской он построил модель плота и распределил на нем людей, мертвецов и паруса (плотник, служивший на фрегате, создал для Жерико уменьшенную копию плота). А некоторых персонажей изобразили друзья художника, которых впечатлило рвение Теодора.
Отмечу, что картина поистине гигантских размеров - 7 на 5 метров.
Художник изучал влияние голода на организм человека, а также консультировался с врачами о том, как обезвоживание влияет на психику.
Через 8 месяцев на свет появилась картина, ставшая и скандальной, и великой. Жерико решил выбрать самый драматичный момент истории - утро последнего дня, когда оставшиеся в живых увидели на горизонте корабль «Аргус».
Композиция «затягивает» зрителя внутрь событий, а тело, изображенное справа (в нижней части холста), словно уходит под раму, как будто бы «выпадая» в реальность. Этот прием художник использовал для того, чтобы усилить эффект присутствия и заставить зрителя оказаться рядом с жертвами крушения.
Художник решил изрядно затушевать раны на телах и не раскрывать тему каннибализма, но зрители и без того были потрясены реалистичностью картины.
Чтобы усилить контраст между светом и тенью, художник прибег к помощи битума — прозрачного материала коричневого цвета. Позднее из-за этого картина стала более темной, а колорит — более холодным, кроме того, появились кракелюры.
Неудивительно, что в этой работе увидели и метафору государственного упадка, и обвинение монархического строя в произошедшей катастрофе. Именно поэтому во Франции картину приняли не сразу, и больший успех ждал художника в Англии, где очередь из 50 тысяч человек желала увидеть его работу...
Спасибо, что дочитали до конца!
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: