Экскурсия по Сикстинской капелле: разбираю росписи Микеланджело

949 прочитали

Сикстинская капелла - один из самых значительных и знаменитых памятников искусства эпохи Возрождения. Капелла является бывшей домовой церковью, построенная для Папы Сикста IV (отсюда и название). Множество прославленных мастеров той эпохи приложили руку к созданию росписей, но снаружи капелла смотрится весьма скромно.

История Сикстинской капеллы восходит к V-VI векам - тогда в Риме зародилась певческая школа при папском дворе. В средние века хоровое пение при дворе продолжало развиваться, и лишь в конце XIV в. капелла оформилась как самостоятельный институт — папская (ватиканская) капелла. Папа Сикст IV решил укрепить здание - появилась военная угроза. Проект был создан архитектором Баччо Понтелли, а работы велись под руководством Джордже де Дольчи. А над созданием росписей трудились самые прославленные мастера.

Именно здесь с XV века проходят Конклавы — собрания католических кардиналов, которые избирают нового понтифика. Белый дым над Сикстинской капеллой извещает о том, что католический мир получил нового папу.
Вид на Сикстинскую капеллу сверху.
Вид на Сикстинскую капеллу сверху.

Мало кто знает, что в Сикстинской капелле есть работы не только Микеланджело, но и фрески Боттичелли, Пинтуриккьо, Гирландайо (после сближения папы и Лоренцо Медичи в Рим были приглашены флорентийские художники, которые вместе с умбрийскими мастерами украсили стены Сикстинской капеллы).

Наиболее известны, конечно же, фрески Микеланджело. Будучи скорее скульптором, чем живописцем, мастер неохотно взялся за эту работу. До этого ему не приходилось создавать столь масштабные фрески, но наш герой справился в рекордные сроки. Кроме потолочной росписи Микеланджело приложил руку и к алтарной стене, которую позднее украсила его фреска "Страшный суд".

Если вам интересна алтарная роспись "Страшный суд" Микеланджело в этой же капелле, напишите в комментариях и я сделаю отдельную статью!

Что ж, начнем разбор! Присаживайтесь поудобнее, статья получилось большой!

В центральной части потолка расположены 9 сцен из Книги Бытия (первая книга Ветхого Завета), где содержатся предания о происхождении мира. Фрески разделены на 3 группы и читаются справа налево. Главная тема - потребность человека в спасении.

Обратите внимание: Микеланджело решил усилить архитектурную выразительность и добавил "ложные" элементы (ребра, карнизы, пилястры), выполненные в технике тромплей. Частенько в качестве декоративного элемента можно встретить желудь - символ семьи делла Ровера, к которой принадлежали Сикст IV и Юлий II.

Сотворение мира:

Первая группа (то, что на схеме выделено желтым фоном) повествует о создании мира Господом: отделение света от тьмы, создание солнца и планет и отделение суши от воды. И сразу Микеланджело выступает новатором - он первый, кто осмелился изобразить Бога в человеческом обличии, до него существовали лишь аллегорические изображения. И традиционно Бога изображали в синих одеждах, но считают, что Юлий II выделил слишком малую сумму, и для приобретения ультрамарина ее не хватило. Микеланджело придумал оригинальный выход из положения, избрав для одежд Творца красновато-лиловый цвет.

Адам и Ева:

Следующие 3 фрески посвящены истории создания рода человеческого: сотворение Адама, сотворение Евы, грехопадение и изгнание из Рая.

Существует огромное количество гипотез о значении композиции «Сотворение Адама». Многие исследователи опираются на тот факт, что Микеланджело владел обширными знаниями в области анатомии человека, поэтому, считают, что в изображении Бога зашифровано анатомически точное строение человеческого мозга. Другие же полагают, что красная ткань вокруг Бога имеет форму матки, а свисающий шарф зелёного цвета может быть разрезанной пуповиной.

Последняя фреска изображает сразу 2 сюжета: в левой части изображена сцена искушения - Адам и Ева еще преисполнены красотой и силой, тянут руки к Древу познания. В правой части, они же, но уже страдающие, изгоняются Ангелом из Рая.

История Ноя:

Три последние фрески центральной части потолка иллюстрируют историю Ноя. Первым эпизодом является жертвоприношения Ноя. Согласно 8 главе Книги Бытия, после Потопа земля обсохла, и Бог велел Ною с семьей и животными покинуть ковчег. Ной возблагодарил Создателя. «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике». Бог принял жертву его и сказал: «Не буду более проклинать землю за грехи человеческие; ибо сердце человека от юности устремлено к злу. Не буду поражать всего живущего, как Я то сделал: сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима не прервутся, пока будет существовать земля».

В эпизоде, где изображен всемирный потоп, основными элементами служат не отдельные фигуры, а толпы людей. Мы видим тот же апофеоз обнажённого тела, к какому скульптор уже обращался ранее. Микеланджело отходит от повествовательности, он ведёт свой рассказ только при помощи нагих тел.

Первой от входа в капеллу мы увидим «Опьянение Ноя». Микеланджело пренебрег последовательностью событий - данная композиция должна была идти сразу же после «Потопа». В этой фреске мы видим историю жизни Ноя и его семьи после Потопа. Высадившись на землю, он начинает возделывать землю и выращивать виноград (кстати, Ноя по праву можно считать первым виноделом). Сделав вино, выпив и опьянев, Ной заснул в своем шатре. Его сын Хам осмеял отца и рассказал братьям о том, что Ной выпил лишнего и уснул обнаженным. Когда Ной проснулся и узнал о поступке сына, то проклял его и завещал, что его потомки будут рабами.

Пророки и сивиллы:

На парусах сводов Микеланджело изобразил 12 персонажей: 7 пророков, и 5 сивилл античного мира, предсказавших явление Христа. И вновь предлагаю посмотреть на схему: пророки и сивиллы изображены вокруг 9 книг бытия, которые мы только что рассмотрели (персиковый и бледно-розовый цвет).

Пророками называют людей, которые предсказывали о грядущем Спасителе. Они учили людей истинной вере и творили разные знамения и чудеса. Сивиллы - античные прорицательницы.
Схема.
Схема.

Иона изображен первым, так как его жизнь предвосхищает судьбу Христа. Пророк не подчинился воле Бога и был проглочен китом, в чреве которого провел 3 дня и 3 ночи в молитвах, а после освобождения отправился в Ниневию, где предупредил жителей о том, что, если народ не покается, то через 3 дня город будет разрушен. Все ниневитяне каются в своих грехах, а Господь дарует им спасения.

Пророк Иона.
Пророк Иона.

Далее мы видим пророка Иеремию. Этот образ является одним из из самых трагичных в Сикстинской капелле. Слева от его ног находится свиток, на котором написаны первые буквы еврейского алфавита. Некоторые исследователи считают, что в этом образе Микеланджело изобразил себя (кстати, в "Страшном суде" тоже можно обнаружить автопортрет мастера) - в 1510-1512 годы он испытывал чувства, подобные тем, что выразил библейский пророк в своем плаче, только по отношению к Риму.

Пророк Иеремия.
Пророк Иеремия.

Далее изображена персидская сивилла. Считается, что именно она предсказала появление Христа и деяния Александра Великого (Македонского). Сивилла оставила после себя 24 книги с предсказаниями в стихах. Предсказания двояки, и трактовать их можно по-разному. На заднем плане мы видим двух слушателей, но не можем понять - счастливое или несчастное предсказание зачитывает им сивилла. Но в изображении фигуры Микеланджело даёт точные характеристики героини: пожилая, но с ясным умом, с согнутой спиной, но энергичная.

Персидская сивилла.
Персидская сивилла.

Слева от персидской сивиллы изображен пророк Иезекииль, к которому явились 4 фантастических существа (в христианстве это пророчество ознаменовало появление 4 евангелистов). Старец сидит на ступенях из светлого мрамора, повернув лицо в профиль. Поза вызывает ощущение, что он спорит с кем-то, в одной из рук он держит свиток. За его спиной находятся путти - ангелы в образе детей (они характерных для итальянской живописи этого периода). В откровении Иезекиилю является новый облик Бога-Спасителя, прощающего грехи. Он сравнивает себя с пастухом (овцы были предметом особой заботы) - именно этот образ употребил и Иисус в притче о Добром Пастыре.

Пророк Иезекииль.
Пророк Иезекииль.

Эритрейская сивилла предсказала начало Троянской войны, падение Трои, основание Рима и процветание Римской империи. Также известна своими трудами по анатомии.

Эритрейская сивилла.
Эритрейская сивилла.

Пророк Иоиль относится к так называемым "малым" библейским пророкам. Известен тем, что первым стал записывать свои ведения. Интересно, что в этой фигуре многие усматривали сходство с Браманте - знаменитым архитектором. Микеланджело считал его своим врагом, но не мог не оценить его художественное дарование.

Пророк Захария находился в ближайшем родстве с Христом. Его жена была родной сестрой Анны, бабушки Христа. А сын Захария, Иоанн, крестил Иисуса (Иоанн Креститель). Захария предсказывал: «Созерцайте! Ваш Царь приезжает к вам, скромный и едущий на осле». Он изображен над дверью, через которую папу римского несут в процессии в Вербное воскресенье, день, в который исполнилось пророчество Захарии.

Пророк Захария.
Пророк Захария.

О Дельфийской сивилле известно несколько легенд: одна из них гласит, что она была сестрой Аполлона, а другая, что появилось в союзе смертного мужчины и морской нимфы. Сивилла пережила 9 поколений людей, а после смерти осталась блуждающим голосом, продолжавшим изрекать пророчества. В древней Греции, в Дельфах, существовал храм, куда приходили, чтобы задать ей вопрос. Женщина впадала в транс, а жрецы трактовали ее слова как пророчество.

Дельфийская сивилла.
Дельфийская сивилла.

Пророк Исаия предрек появление Христа. Кроме того, в его откровениях ("Книга Исайи") были обнаружены идеи социального равенства, что дает основание предполагать, что он был одним из первых философов, имеющих социалистические взгляды. Микеланджело изобразил пророка безбородым - во времена, когда мудрость считалась уделом старцев, его возраст служил препятствием к тому, чтобы люди прислушивались к его словам, пока первые из его пророчеств не сбылись.

Пророк Исаия.
Пророк Исаия.

Кумская сивилла была известной прорицательницей в Древнем Риме, которая предсказала появление Христа и страдания, которые он должен будет понести во имя рода людского. Пожалуй, самая популярная из сивилл - ее изобразил не только Микеланджело, но и Рафаэль и Тициан. Изображение этой сивиллы демонстрирует увлеченность Микеланджело мелкими деталями, работой мышц, анатомией рук и ног. Уставшая от жизни, она с горечью вглядывается в страницы, пытаясь найти ответы на вечные вопросы.

Кумская сивилла.
Кумская сивилла.

Даниил является самым юным из пророков и потомком царя Давида. Он научился языку и мудрости халдеев, был взят на службу при царе Вавилона и жил в царском дворце. Даниил истолковывал царские сны, и сам удостоился видений, в которых ему были открыты важнейшие события. Книга его пророчеств была показана Александру Македонскому, и в ней было указано, что царь ниспровергнет Персидское царство. Особенностью пророчеств Даниила было то, что он указывал точное время исполнения.

Пророк Даниил.
Пророк Даниил.

Ливийская сивилла стала известной благодаря своим радикальным взглядам на язычество. Ее феномен состоит в том, что еще за 700 лет до Рождества Христова она выступала против почитания идолов и всей системы греческой религии.

Ливийская сивилла.
Ливийская сивилла.

Распалубки свода:

На 4 распалубках изображены сцены спасения народа Израиля: Медный змий, Наказание Амана, Давид и Голиаф, Юдифь и Олоферн (на схеме они выделены лиловым цветом).

Схема.
Схема.

Медный змий: во время перехода от гор Ор через Море народ иудеев начал роптать против Моисея за то, что тот вывел их в пустыню, чтобы якобы умереть там без еды и воды. И тогда Господь в наказание наслал на них ядовитых змей. Осознав свой грех, выжившие пришли к Моисею и покаялись.

Медный змий.
Медный змий.

Наказание Амана: Аман служил при дворе персидского царя Артаксеркса, и был виновен в смерти его первой жены. Когда царь женился во второй раз и сделал вместо Амана своим советником дядю новой жены, Аман решил убить соперника. Однажды пришел Аман к царю, чтобы просить о казни Мордехея, но царь спросил о том, как следует поступить с человеком, которого он желает чествовать. Аман решил, что царь говорит о нем сказал, и что этого человека следует облачить в царские одежды одеть и возложить царскую корону на голову. Тогда царь решил, что Аман хочет отнять у него корону, и приказал оказать все описанные почести Мордехею.

Царица Есфирь, которая видела в Амане опасность для себя и народа, попросила у царя защиты. Она сказала, что однажды он уже лишил одну царицу жизни, а теперь тоже самое сделает и с ней. Амана повесили на дереве, которое он приготовил для Мордехея.

Наказание Амана.
Наказание Амана.

Давид и Голиаф: во время войны с филистимлянами великан Голиаф предложил царю Саулу не сражаться с целым войском, а сразиться с самым смелым один на один. 40 дней Голиаф высмеивал еврейский народ и ждал противника. Молодой пастушок (который позднее стал царем) Давид вызвался сразиться с великаном. Когда Голиаф начал приближаться, Давид кинул в него камень и попал прямо в лоб. Великан упал на землю, а Давид выхватил его меч и отсек голову. Во эпоху Возрождения этот сюжет был одним из любимых в творчестве скульпторов и художников и интерпретировался, в первую очередь, как политическая аллегория.

Кстати, о "Давиде" Микеланджело о меня есть отдельная статья:
Давид и Голиаф.
Давид и Голиаф.

Юдифь и Олоферн:

Еще один сюжет с отсечением головы. Молодая вдова Юдифь напоила вражеского военачальника Олоферна и отрубила ему голову. Таким образом, она спасла свой город и стала символом добродетели и победы над тиранией. Опять-таки, хорошо известный искусству Возрождения сюжет.

Этот ветхозаветный эпизод описываю кратко, так как о Юдифи у меня есть 2 статьи:

Юдифь и Олоферн.
Юдифь и Олоферн.

И завершаю свой рассказ описанием 14 изображений предков Христа (голубые полусферы).

Сикстинская капелла - один из самых значительных и знаменитых памятников искусства эпохи Возрождения. Капелла является бывшей домовой церковью, построенная для Папы Сикста IV (отсюда и название).-25

Для удобства добавляю описания под изображения.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:) Буду рада комментариям, так как потратила на статью много времени!

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: