Найти тему
Автомузей в миниатюре

Знаменитый «Луноход» ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого»)

Оглавление

Дюжину лет тому назад одно издательство запустило серию моделей транспорта, выпуски которой распространяются по подписке.
Миниатюра Ликинского автобуса - лучший вариант для старта серии: ЛиАЗ-677 был знаменит.
Консультантами серии выступали, согласно буклету, заместитель директора Музея общественного транспорта ГУП «Мосгортранс» и известный журналист Владимир Вараксин.
На эту серию подписался и я. Как писал издатель - необходимо набрать 4 тысячи заявок. Спустя время пришла посылка. В посылке, кроме модели на подставке, были буклеты и небольшой каталог полезных вещей.

Легенда пассажирских перевозок...в масштабе 1:72

Известно, что конструкция автобусов ЛиАЗ-677 с годами постепенно менялась: шла модернизация и совершенствование.
В нашем случае модель воспроизводит облик автобуса относительно раннего выпуска, но уже и не первого.

ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора

Как рассказывали консультанты других серий, китайские производители масштабных моделей чаще обращаются к обычной современной палитре, от чего происходят порой досадные искажения цвета. Тут таких искажений не наблюдается - и схема окраски подобрана достоверная, и цвета мягкие, «тёплые, ламповые».
Высокая посадка кузова уместна более чем: проседали автобусы или изношенные, или поставленные на длительную стоянку.

ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора

Задние фонари круглые. А их подложки в виде «блюдец», вероятно, создавались с той же художественной задумкой, с какой были сделаны аналогичные накладки у ЗАЗ-966. Время было такое - полётное.
Как видно по расположению верхних габаритных огней, модель воспроизводит машину, выпущенную позже первой промышленной серии - у тех машин фонари располагались на крыше.

«Вход», «Выход»... вот это была культура проезда!
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора

ЛиАЗ-677 в деталях

Исходя из деталей, перед нами копия автобуса, выпущенного в 1973-1977 годах.
Заводская эмблема у него уже оригинальная, не такая, какие устанавливали на ЗИЛ-158.
Довольно элегантно решён вопрос отображения перемычки лобового стекла - для соблюдения масштаба она сделана одной деталью с остеклением и покрашена той же краской, какой и остальной кузов. Более того, такое решение позволило воспроизвести не всегда заметную, но обусловленную конструкцией каркаса кузова ступеньку между стеклом и панелями передней части.

А что же это за дополнительная деталь? Деталь эта - небольшая металлическая конструкция, выполняющая и роль бампера и роль подножки для удобства обслуживания автобуса. При каких обстоятельствах этот элемент получали автобусы мне достоверно не известно, однако, похожие элементы обнаруживаются на музейной машине 1975 года выпуска (до реставрации) и на фотографии автобуса раннего выпуска на маршруте 196, который водил мой дед. Подобный элемент также наблюдается на автобусе 50-33 УКЖ из Тольятти. Устанавливались такие конструкции централизованно или это был такой народный парковый тюнинг?
Московские регистрационные знаки выглядят достоверно - что передний прямоугольный, что задний, почти квадратный.
Противотуманные фонари, как и на настоящих автобусах, имели жёлтые стёкла и хромированные ободки.

ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора

Если верить публикациям в Интернете, начало маршрута должно начинаться с МГУ. Однако, изучение фотоматериалов показывает, что в реальности автобусы оснащались именно такими трафаретами - «Университет».

ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора

Как понимаю, на боковом указателе перечислены не все остановки. Порой таких указателей не хватает. Эта деталь очень небольшая, в высоту около 5 миллиметров. Субъективно - только на фото я смог разобрать, что на нём написано - столь тонкая тут проработка шрифта.

ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора

Шасси у масштабной модели местами соответствует больше, чем у некоторых моделей в масштабе 1:43. Ещё и выхлопная труба есть, которая после фермы продолжается отдельной деталью.

ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора

Салон автобуса выполнен не без интересностей. Напротив накопительных площадок установлены билетные кассы самообслуживания: «Совесть - лучший контролёр».
Сиденье на задней накопительной площадке можно считать дополнительной деталью, которая была бы характерна для автобуса в пригородной модификации - меньшее количество ступенек у входа и одноместные сиденья по левому борту перевешивают в пользу доработанной машины в городской комплектации. Можно считать своеобразным элементом тюнинга.

ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора

Деталировка салона продолжается и с другой стороны - в кабине водителя закреплены солнцезащитный козырёк и зеркало заднего обзора.
Остекление выполнено добротно: каждое стекло вставлено в проём.

ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора

Три люка в крыше - тоже признак, не свойственный машинам самых первых выпусков.

ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора

Не обошлось в этот раз без моих доработок. Как бывает у масштабных моделей разных производителей, на части тиража колёсные диски вступают в химическую реакцию с шинами. Первые плавятся, вторые дубеют.
Так случилось и с этим ЛиАЗом.
Решение: колёса разогреты в тёплой воде, от чего полимерные шины стали мягче, что позволило их без затруднений снять с дисков. Диски просушены, покрыты краской сравнительно достоверного цвета как в местах контакта с шиной, так и снаружи, залакированы. Сами шины, во всяком случае, временно, позаимствованы у «Москвича» в масштабе 1:43, выпущенного «Танталом». К слову, проработка деталей колёсных дисков выполнена на приличном уровне - такая даже в 1:43 встречается не часто.

ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора

Задний мост поставлялся из Венгрии, марки «Raba». Здесь представлен ранний вариант, который можно отличить по плоской крышке.

ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») из коллекции автора

Каков он - масштаб 1:72 в сравнении с 1:43? Посмотрим.
Вот как автобус в масштабе 1:72 смотрится рядом с автобусом в масштабе 1:43.

ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого» и «Наши автобусы») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого» и «Наши автобусы») из коллекции автора

А вот в сравнении с моделью легкового автомобиля в масштабе 1:43. Весьма компактно)

ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») и «Москвич-408» (ремейк «Dinky») из коллекции автора
ЛиАЗ-677 («Автобусы нашего прошлого») и «Москвич-408» (ремейк «Dinky») из коллекции автора

В целом масштаб 1:72 довольно удобен: позволяет обеспечить неплохую деталировку при экономии места на полке. Более того, модели в этом масштабе могут быть хорошим подспорьем в качестве элементов для оформления диорам в стендовом моделизме.

Заключение

Автобус эпохи, когда ещё верили в скорое и доброе освоение космоса, не был лишён внешнего изящества, и технически был одной осью в настоящем, а другой - в будущем. Судите сами: автоматическая коробка передач, подвеска колёс с пневматическими элементами, пониженный уровень пола (в городском исполнении) сочетались с простотой конструкции и ремонтопригодностью. Сейчас эти особенности воспринимаются как сами собой разумеющиеся.

Для меня серия была интересной. Уж очень я ждал анонсированный второй выпуск - с моделью ЗИЛ-158В. Но он был отменён, как и вся серия «Автобусы нашего прошлого» от «Eagle Moss» («Direct Collection»).
Автобусы в 1:72 позже массово увидели свет в польской журнальной серии (среди них был и ЛиАЗ-677). Во многом выход моделей автобусов в той серии показал, какие модели могли бы получить наши коллекционеры - многие из моделей заготавливались для выхода у нас. Спустя ещё время автобусная журнальная серия появилась и у нас - только в масштабе 1:43, от другого издательства и другого изготовителя.

Информация.
Издатель, заказчик: «Eagle Moss» («Direct Collection»)
Изготовитель модели: PCT, КНР.
Тираж: 1500 экз. (цифра указана на буклете).
Распространение: по почте.

Благодарю за внимание!

Лайк, комментарии, подписка на Ваше усмотрение.

#автобус #лиаз #хобби #коллекционирование #масштабные_модели