На днях пришли довольно неожиданные новости об Ил-114-300 — самолете, о котором уже и думать забыли после ЧП 2021 года. А тут вдруг оказалось, что живы и двигатель ТВ7-117, и сам Ил-114-300. Машина, как выяснилось, находится в разработке, несмотря на возникшие в прошлом трудности. ЦИАМ сообщил, что топливный насос-регулятор для авиадвигателя ТВ7-117 успешно прошел огневые испытания.
Оживший проект
Перед российским авиастроением в 2022 году была поставлена просто титаническая задача, и наивно полагать, что все вопросы удастся закрыть без проблем и тем более переноса сроков. Россия фактически за 8 лет должна вернуть к жизни разрушенную до основания отрасль производства — сферу, где только культура производства и необходимый уровень качества нарабатываются десятилетиями. Поэтому случаи, когда воскресают из пепла разработки, которые, казалось, канули в Лету, действительно ценны.
И вот один из таких примеров. В Центральном институте авиационного моторостроения имени П. И. Баранова успешно испытали насос-регулятор для ТВ7-117, созданный пермским предприятием ОДК-СТАР (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха):
«После прямого воздействия пламени в течение пяти минут на агрегате не зафиксировано никаких утечек топлива, он подтвердил свою огнестойкость», — отметил представитель ЦИАМ».
По нормативам насос должен выдерживать воздействие пламени в течение 5 минут и потом еще 5 минут не должно происходить утечек.
❗Участившиеся случаи ограничения каналов вынудили нас заняться поиском альтернативных площадок. Канал про Космос мы уже перенесли в приложение SFERA. А скоро в SFERA появится и сервис для статей. Скачать мобильное приложение SFERA:
Работа над ошибками
Разработка Ил-114-300 сошла на нет после инцидента 2021 года, когда Ил-112В с теми же двигателями ТВ7-117 потерпел крушение, в результате которого погибли три человека. Причина — возгорание одного из двигателей.
«В связи с произошедшим 17 августа 2021 г. происшествием (...) ПАО "Ил" не имеет возможности проводить мероприятия по сертификации модернизированного воздушного судна Ил-114-300. Остановка летных испытаний и сертификационных работ составляет около двух лет, что оказывает прямое влияние на возможность продолжения опытно-конструкторских работ, изготовление самолетов и их поставку в срок, предусмотренный контрактом (...) Предлагается перенести срок поставки воздушных судов на 2026 год», — «Интерфакс» со ссылкой на материалы к проекту постановления правительства.
Безусловно, то, что произошло в 2021 году, — это страшное событие и невосполнимая утрата. Но такое бывает, история авиастроения знает немало подобных случаев. Это такая сфера, где цена ошибки инженера неоценимо велика.
Принципиально важно здесь то, что все эти годы комиссия и конструкторы не сидели сложа руки, а кропотливо изо дня в день изучали, почему так произошло, и на основании своей работы сделали выводы. В частности, внесли изменения в конструкцию двигателя, в том числе поработали над упомянутым топливным насосом, который может выдерживать воздействие пламени. И за счет этого в следующий раз у пилота будет достаточно времени, чтобы увести самолёт подальше от жилой застройки и покинуть его.
Как видим, работы по Ил-114-300 заморозили именно из-за необходимости дорабатывать двигатель, но теперь уже ничто не может помешать самолёту подняться в небо. Региональный самолет с пассажировместимостью 68 человек, дальностью полета до 5000 км (до 1400 км с максимальным числом пассажиров), оснащенный двигателями мощностью 3100 л. с. и тягой 4 тонны, в скором времени начнет курсировать внутри страны.
Кстати, Ил-112 не совсем исчез после печального инцидента. Наработки по нему открыли дорогу в жизнь ещё одному многострадальному проекту. Об этом и перспективах Ил-114-300 — во второй части.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.