Найти тему
Авиация мира

Реактивная Саламандра в СССР! Испытания трофейных Heinkel He-162A2.

После победы в Великой Отечественной Войне, в СССР поступило немало образцов немецких реактивных самолетов. Все поступившие новинки авиации тщательно испытывались и проходили конструкторское изучение. Испытаниями трофеев занимались Летно-Исследовательский Институт, ЦАГИ и некоторые другие научные организации. В конце 1945 года, в Жуковский прибыли два немецких легких реактивных истребителя Heinkel He-162A2 Salamander. Машины были в исправном состоянии и одна из них сразу была направлена на летные испытания. Самолет получил красные звезды на крыльях и фюзеляже, а также эмблему ЛИИ на килевых шайбах.

Heinkel He-162 A2 в ЛИИ. Фото из сети Интернет.
Heinkel He-162 A2 в ЛИИ. Фото из сети Интернет.

Спустя год после дня Победы, а именно 8 мая 1946 года был выполнен первый полет на реактивном Хейнкеле. Реактивную Саламандру поднял в небо известнейший летчик-испытатель Шиянов.

Heinkel He-162 A2 в ЛИИ. Фото из сети Интернет.
Heinkel He-162 A2 в ЛИИ. Фото из сети Интернет.

Испытания шли тяжело. По оценкам, которые сохранились, He-162, фактически был сплошной "летающей проблемой". По оценке наших летчиков устойчивость самолета была крайне недостаточной во всех каналах управления. Кроме того самолет имел явно недостаточную прочность. Летчики также отметили очень высокую скорость отрыва, особенно по сравнению с Як-15 и МиГ-9. Всем остальным реактивным самолетам, как отечественным, так и трофейным, Хейнкель уступал в скороподъёмности. Еще одной особенностью "фольксягера", крайне усложнявшей его пилотирование, была практически мгновенная потеря скорости при уменьшении оборотов двигателя. Ну и вишенкой на торте, было изменение тангажа при изменении оборотов, что обуславливалось моментом от двигателя, находившегося выше оси фюзеляжа. Из за всех этих вопросов, программа испытаний была весьма небольшой. Параллельно He-162A2 прошел испытания в аэродинамической трубе Т-101 в ЦАГИ. Один из трофеев в конце концов был передан в БНТ ЦАГИ, где и был подробно изучен. Конструкция самолета была признана весьма неудачной и если в отношении Ме-262А, весьма серьезно рассматривался вопрос о копировании в нашей стране, то в отношении Саламандры мнение было однозначным, никакого интереса и ценности самолет не представлял... Спустя несколько лет оба планера и сохранившиеся детали были утилизированы.

Heinkel He-162 A2 в трубе Т-101 ЦАГИ. Фото из сети Интернет.
Heinkel He-162 A2 в трубе Т-101 ЦАГИ. Фото из сети Интернет.

Heinkel He-162 A2 в трубе Т-101 ЦАГИ. Фото из сети Интернет.
Heinkel He-162 A2 в трубе Т-101 ЦАГИ. Фото из сети Интернет.