В 2023 году количество жертв в ДТП с участием средств индивидуальной мобильности возросло до 43 человек, что в два раза больше, чем в 2022 году. Эти данные опубликованы в журнале "Безопасность дорожного движения" Научного центра безопасности дорожного движения МВД.
В прошлом году в России произошло 3,1 тыс. аварий с участием СИМ, и около 3,2 тыс. человек получили ранения. Аналитики утверждают, что такой рост обусловлен, в первую очередь, эффектом низкой базы и улучшением качества учёта подобных инцидентов.
Кто чаще погибает в ДТП с электросамокатами
Большинство пострадавших в ДТП с участием СИМ (57%) — молодые люди до 24 лет. Абсолютно все пользователи СИМ, погибшие в авариях в прошлом году, скончались вследствие полученных травм головы.
В российском законодательстве нет обязательного требования о езде на электросамокате в шлеме, хотя, по данным Всемирной организации здравоохранения, качественный шлем способен более чем в 6 раз снизить риск гибели при попадании в ДТП на СИМ. Но ключевое слово здесь "качественный", а в России не существует стандартов для велосипедных шлемов, которые также гарантированно безопасно могут быть использованы при езде на СИМ.
К тому же обязательная экипировка может создавать ложное чувство защищённости при передвижении, указывают специалисты МВД, что, не исключено, только увеличит смертность. Некоторые операторы кикшеринга, например Whoosh, сами начали предоставлять шлемы вместе со своими электросамокатами, но решение, надевать ли его, остаётся за пользователем сервиса.
Как сделать город безопасным для СИМ
Для обеспечения безопасности на дорогах для участников самокатного движения необходимо уделить особое внимание перекрёсткам и пешеходным переходам. Это места, где вероятность аварий выше из-за пересечения различных потоков и проблем с видимостью. Увеличить безопасность можно путем оптимизации инфраструктуры, сокращения протяжённости перекрёстков и разделения потоков. Развитие велодорожек также играет важную роль. Планомерное увеличение длины велосипедных полос с каждым обновлением дорожной разметки поможет решить проблему нехватки безопасных мест для передвижения на самокатах.
Штрафуют ли самокатчиков
По данным статистики, лишь 52% ДТП с участием электросамокатов связаны с шеринговыми компаниями. Однако петербургские власти продолжают оказывать давление на них. Вице–спикер ЗакСа Павел Иткин выразил мнение, что единственная защита от проблемных электросамокатов — это мораторий на аренду.
Научный центр безопасности дорожного движения не предлагает запретить шеринг, но считает целесообразным влиять на арендаторов через тарифы. Выявлено более 66 тыс. нарушений ПДД пользователями СИМ, что способствует введению ограничений и повышению цен на услуги.
Многие крупные операторы, такие как Whoosh, уже штрафуют и блокируют аккаунты за нарушения. Компания "Яндекс Go" также вводит штрафы и идентификацию номерами на самокатах для обеспечения безопасности поездок. Влияние на недобросовестных арендаторов через тарифы и штрафы — это действенный подход к решению проблем в области шеринга.