Найти тему
Zetep

Замкнутый круг Сансары

Оглавление

Каждое предыдущее поколение возлагает большие надежды на своих детей, потомков. И практически всегда остается недовольно тем, что наблюдает в итоге.

Писатель Майкл Хопф выразил эту закономерность крайне точно: «Трудные времена создают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена создают слабых людей. И слабые люди создают трудные времена».

Значит ли это, что стремиться к хорошей жизни — плохо? И можно ли найти в данном цикле какой-то баланс?

Давайте разбираться постепенно.

Герои своего времени

Трудные времена создают сильных людей. Да, многих тяготы судьбы сбивают с пути, а иногда даже с ног. Но при этом находятся те, кто даже в неимоверно сложных условиях умудряется не просто выживать, а еще и творить, делать открытия и оставаться человеком. Примеров в богатой мировой истории предостаточно:

  • Галилео Галилей, вступивший в конфликт с католической церковью, но положивший начало научной революции;
  • Виктор Франкл, который на протяжении 3 лет был узником концлагеря, при этом не только сохранил рассудок, но и помогал другим заключенным справиться с депрессией и суицидальными мыслями;
  • Михаил Булгаков, чьи пьесы и романы долгое время были запрещены из-за жесткой цензуры государства, и многие другие.

Сталкиваясь с трудностями, мы вынуждены преодолевать их. Именно это закаляет характер поколений и делает нас сильнее. Мы учимся адаптироваться, находить новые способы решения проблем, развивать терпение и выдержку. Эти качества помогают нам стать более устойчивыми к жизненным испытаниям и добиваться больших успехов.

Это естественное желание человека — стремиться к комфорту и безопасности. Мы хотим избегать боли и страданий, искать радость и удовлетворение. Тем самым создавать хорошие времена. Но…

-2

Потомки сильных духом

Стремясь уберечь своих детей от пережитых нами трудностей, мы создаем для них максимально комфортные условия. И это нормально.

Выйти из "зоны дискомфорта" и сделать свою жизнь безопасной — то, к чему стремится абсолютно каждый человек. Возможно, в мире и найдутся те, кто осознанно ступает на путь страданий и лишений, но таких людей очень маленький процент (и вероятно у них какой-то особый, свой взгляд на жизнь). В большинстве своем мы стремимся к стабильности и предсказуемости, стараемся избежать неопределенности и рисков.

Людям, имеющим за плечами жестокую школу жизни, кажется, что в хороших условиях гораздо проще радоваться тому, что имеешь. Пожалуй, это одно из самых больших заблуждений. Возможно, проблема "отцов и детей", которую мы все проходили на уроках литературы, в некоторой степени идет именно отсюда.

Когда все идет гладко и без препятствий, очень легко расслабиться и потерять мотивацию для развития. Все, что есть, воспринимается как должное. Человек перестает стремиться к самосовершенствованию. Наверное, отсюда пошло выражение "на детях гениев природа отдохнула". А сколько историй про детей обеспеченных родителей: у них в жизни был все, что душе угодно, и за неимением трудностей, которые можно было бы преодолеть, они открывают для себя мир, полный соблазнов, запрещенных веществ и неправомерных поступков. Со стороны кажется, что они сами создают себе проблемы в жизни. Но ведь откуда-то нужно получать опыт?

-3

Темноту сгущают сами люди

И вот "избалованное" поколение вырастает и тоже начинает по-своему влиять на мир. Ведь несмотря на их прекрасную, в сравнении с условиями родителей, жизнь у них находятся свои проблемы и поводы для беспокойства, возмущения, борьбы.

В соответствии с ценностями и опытом активного поколения появляются новые правила, законы, тенденции во всех сферах жизни. И не всегда последствия этих изменений идут миру на пользу.

Сегодняшнее поколение родителей разбирает причины своих неудач в кабинетах психологов. И некоторые из них погружаются в тему слишком глубоко. Настолько, что любые методы воспитания автоматически превращаются в орудие нанесения психотравм. Раньше дети боялись родительских собраний, а теперь о них с ужасом думают учителя. Ведь на них перекладывается ответственность за воспитание ребенка. Именно учителя должны показать, как можно и нельзя себя вести с другими в "демо-версии" общества — классе, школе. Но при попытке это сделать, на них налетают "проработанные" родители, для которых существует только их ребенок (самый лучший и невиновный, разумеется).

Информации о личных границах в свободном доступе можно найти громадное количество, но как ей правильно пользоваться — знают единицы. И когда ребенок на уроке заявляет, что хочет сидеть за учительским столом, а при отказе впадает в истерику — это вовсе не говорит об ущемлении прав маленького человека. Просто он ни разу не слышал в свою сторону слова "нет" или "нельзя". А ведь на запретах во многом построено законодательство — и сделано это для нашей же безопасности. Как объяснить такому ребенку, что он не может перебегать улицу, а будущем проезжать на красный свет?

Стремиться оградить детей от трудностей нормально. Но помещать их в тепличные условия — губительно.

Простой пример: раньше первоклассники были гораздо самостоятельнее. Они могли остаться дома в одиночестве, приготовить себе простой обед, прибраться и сделать уроки. Многие из них сами забирали младших из сада или могли приглядывать за братом/сестрой, пока родители заняты. Сегодня для большинства мам и пап такие обычные вещи кажутся дикостью и тиранией. Это же ребенок!

Но дети имеют свойство вырастать. А что может дать миру взрослый человек, не привыкший заботиться о других, но требующий к себе 100% внимания и моментального исполнения любых своих капризов?

-4

Мы можем повлиять на будущее

Во всем важно стремиться к балансу. Плохо, когда трудностей слишком много — когда на одну человеческую жизнь выпадают испытания в виде страшных мировых событий, трагических случайностей или семейных проблем разного масштаба. Но если этого нет, всегда найдутся другие ситуации, которые важно пережить и усвоить определенный опыт.

Сложные условия не дают нам успокоиться и двигают вперед. Именно в это время мы часто обретаем новые возможности для роста и развития. Стремиться к безопасности — нормально и естественно, но с этим желанием нужно быть осторожнее. Ведь без вызовов судьбы мы рискуем войти в стагнацию и постепенно растерять какую-либо мотивацию двигаться дальше. Грубо говоря, художник должен быть голодным.

Наш мир — это огромная живая система. На каждого из нас влияют родители, обстоятельства, окружающие люди. На основе этого мы влияем на наших детей и сами создаем времена, в которых им жить, а нам встречать старость. Бросить все и ринуться в одиночку спасать человечество — идея гораздо хуже и бесполезнее, чем если каждый из нас начнет медленно, но верно улучшать свою жизнь. Ведь родители не каменная стена, они — проводники и источники знаний для будущего поколения сильных или слабых людей.

А что вы думаете по этому поводу? Делитесь своим мнением в комментариях.