Найти тему
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Автоматические трансмиссии HONDA — или гордые самураи против остального мира. Часть 1: Особенности конструкции, уникальность исполнения.

Дизайнерские решения, реализованные в автомобилях HONDA, часто удивляют автомобильное сообщество своеобразными технологическими подходами. Один из ярких примеров — конструкция автоматических коробок передач, разработанная инженерами HONDA.

Многие владельцы автоматических "Хонд" могут не знать о том, что трансмиссии их автомобилей существенно отличаются от механизмов переключения передач, реализованных в других автомобилях. Инженеры HONDA разрабатывают собственные трансмиссионные решения, в отличие от многих других автопроизводителей, которые часто покупают трансмиссии у специализированных компаний-производителей.

В этой статье мы рассмотрим основные конструктивные особенности автоматических коробок передач HONDA, уникальность их исполнения, а также принцип их работы.

Почему трансмиссии HONDA уникальны?

АКПП фирмы HONDA стоят особняком в ряду автоматических автомобильных трансмиссий. В своё время HONDA, как и все автопроизводители, встала перед необходимостью оснащения своих авто коробками-автоматами. Но, в отличие от большинства автоконцернов, гордые самураи не захотели покупать АКПП сторонних производителей и решили разрабатывать свои агрегаты. Причём, дабы не платить патентные и лицензионные отчисления, они с нуля разработали конструкцию, не содержащую планетарных механизмов.

АКПП HONDA представляют из себя фактически автоматизированную многовальную МКПП. Включение каждой передачи — это подключение соответствующей шестерни к валу с помощью своего фрикционного пакета. Валы коробки, шестерни вращаются на игольчатых и роликовых подшипниках, что делает эти узлы почти вечными. Поэтому в целом АКПП HONDA весьма надёжны и долговечны, о чём свидетельствует редкость их появления в ремонте.

В ремонте у ZFCENTER АКПП PN3A от HONDA Pilot.
В ремонте у ZFCENTER АКПП PN3A от HONDA Pilot.

В отличие от механических коробок передач, шестерни главного и скользящего валов в автоматических коробках HONDA не объединяются в единую "кластерную" передачу, а работают независимо друг от друга. Шестерни главного вала (скользящего вала) крепятся к главному валу (или к другим шестерням) с помощью отдельных муфт.

При такой конфигурации шестерни остаются в постоянном зацеплении, и, в отличие от обычных автоматических коробок передач, на каждое передаточное число может приходиться только 1 пара шестерен. Эта конструкция также примечательна тем, что в ней предусмотрено торможение двигателем за счет удаления зазора между 1-й и 2-й передачами.

В отличие от стандартной автоматики, где режим R включается путем блокировки планетарного механизма в 1 планетарном ряду, HONDA использует селекторную вилку и хомут для включения отдельной R-передачи. Также трансмиссии HONDA, в отличие от планетарных, не требуют тормозных лент (при этом они могут иметь больше сцеплений).

-3

Инженерам HONDA пришлось решить ещё одну важную проблему, связанную с конструкцией сцеплений. Дело в том, что муфты не должны быть больше по радиусу, чем расстояние между валами. Поэтому муфты в автоматике HONDA меньше, чем в стандартных планетарных решениях, где муфты могут быть почти во весь диаметр коробки передач. Благодаря вышеперечисленным особенностям автоматические трансмиссии HONDA занимают особое место в области трансмиссионных решений.

-4

Гидромеханические автоматические трансмиссии бывают двух типов:

Трансмиссии с валовым приводом (производятся компаниями HONDA и Mercedes);
— Планетарные трансмиссии (более распространенный тип автоматических трансмиссий).

Принцип работы трансмиссии с приводом на вал

Валоприводные автоматические трансмиссии широко используются в автобусах и большегрузных автомобилях. Определение этого типа трансмиссии (валоприводная) относится к механической коробке передач, "вставленной" в автоматическую трансмиссию. "Механический" узел, в свою очередь, может быть многовальным, двухвальным и трёхвальным.

Процесс переключения передач в автомобилях, оснащённых данным типом АКПП, осуществляется с помощью многодисковых муфт, погружённых в специальное масло, а передача заднего хода и 1-я передача в некоторых случаях включаются с помощью зубчатой муфты.

Конструкция таких АКПП позволяет переключать передачи с помощью фрикционных муфт без потери мощности и просадки крутящего момента. Стандартная двухвальная конструкция включает в себя ведущий и ведомый валы, на которых расположены шестерни. Трехвальная конструкция также включает промежуточный вал (ведомый вал), на котором находится шестерня, соединённая с главной (ведущей) шестернёй.

В ремонте у ZFCENTER АКПП MZHA от HONDA CR-V.
В ремонте у ZFCENTER АКПП MZHA от HONDA CR-V.

Валоприводные трансмиссии нашли ограниченное применение и в легковых автомобилях (модели HONDA и Mercedes). Использование таких трансмиссий связано с определёнными техническими трудностями: заднеприводные автомобили должны соответствовать требованиям соосности, а валоприводная АКПП должна иметь не менее двух зацеплений на каждую скорость на своих шестернях. В результате это снижает эффективность трансмиссии.

Ещё один недостаток этого подтипа трансмиссии заключается в больших потерях на трение дисков, если общее количество передач больше 3. Кроме того, многовальные трансмиссии довольно габаритны и весомы — это существенно ограничивает свободное пространство под капотом, повышает шум при работе и снижает надёжность трансмиссии. Частично этот вопрос был решен разработкой трехвальной трансмиссии с более короткими и надёжными валами.

-6

Несколько слов про АКПП с планетарным редуктором

Конструкция традиционных гидромеханических автоматических коробок передач обязательно включает в себя гидротрансформатор и планетарные редукторы. За полвека прогресса в области автоматических трансмиссий стало ясно, что сочетание этих компонентов (с технологической точки зрения) в автоматических трансмиссиях практически идеально, благодаря высокому качеству их эксплуатационных характеристик.

Автоматические трансмиссии с планетарными редукторами, как правило, отличаются отличными весогабаритными характеристиками (не зря в легендарном Ford T планетарные редукторы были внедрены в механическую коробку передач).

На протяжении десятилетий производители трансмиссий прилагали огромные усилия для улучшения характеристик разработанных автоматических коробок передач (с гидротрансформатором и планетарными редукторами). Только в последнее время автоматическим трансмиссиям стали противостоять другие типы трансмиссионных решений (CVT, DSG/DCT, гибриды).

В ремонте у ZFCENTER АКПП ZF 6HP26, оснащенная планетарным редуктором.
В ремонте у ZFCENTER АКПП ZF 6HP26, оснащенная планетарным редуктором.

Принимая во внимание все преимущества автоматических трансмиссий с планетарными редукторами, они имеют несколько существенных недостатков.

Первая проблема связана с тем, что передаточные числа всех передач (скоростей) трансмиссии взаимосвязаны, т.е. невозможно изменить передаточное число одной передачи, не затрагивая остальные. Планетарные передачи подвергаются различным нагрузкам при разном крутящем моменте от двигателя. Эти нагрузки распределяются неравномерно. Наиболее нагруженные шестерни часто выходят из строя, в результате чего может выйти из строя вся трансмиссия.

С точки зрения технологии планетарные автоматические трансмиссии гораздо сложнее механических коробок передач, используемых в легковых автомобилях. Производство автоматических коробок передач с планетарными редукторами требует сложных производственных линий, систем расчетов и технологий. Таким образом, автоматические трансмиссии этого типа — значительно увеличивают стоимость автомобиля и его обслуживания.

При этом стоит признать, что преимущества автоматических трансмиссий с планетарными редукторами перевешивают их недостатки, и большинство производителей коробок передач по-прежнему считают этот тип трансмиссии идеальным решением. Однако гордые самураи из HONDA решили пойти против этой тенденции.

Продолжение следует… Пожалуйста не переключайтесь 8)

Еще больше подробностей о конструктивных особенностях, принципах работы, неоспоримых плюсах и некоторых минусах АКПП HONDA — в нашем небольшом видео. Приятного просмотра!

Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации! Мы стараемся для Вас!

Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/