Вот и отгуляли Масленицу, попросили прощения в Прощеное воскресение, а что же дальше?
Дальше следует одно из важнейших событий в жизни каждого христианина, ради которого собственно в старину и гуляли Масленицу – Великий пост. Масленичную пищу, которую не успевали съесть, уничтожали в канун Великого поста – скармливали детям, сжигали, отдавали беднякам и цыганам.
Великий пост длится семь недель, а его окончанием является – Пасха. Так как этот пост является одним из самых важных, несомненно, что он окружен большим количеством запретов и поверий.
Первым ограничением является пища. Объявлялся запрет на алкоголь, рыбу, мясо и прочую скоромную пищу. Ели один или два раза в день, однако для детей, стариков и прочих делались исключения. Вино допускалось по субботам и по воскресениям, а в праздники Благовещения и Страстного четверга – рыба. У хорватов и словенцев считалось, что вино, выпитое в Страстную пятницу, превращалось в кровь.
Человек, который нарушил запрет на употребление молочной и мясной пищи в пост, мог навлечь на себя болезни и неприятности, а также обречь себя на адские муки в загробной жизни.
Детей также приучали к соблюдению поста. Так, в Болгарии, в первый понедельник по деревням ходили ряженые с оленьими рогами и легонько били детей, которые нарушали запрет.
Помимо ограничений на пищу, был запрет на проведение свадеб, а также прочих любовных утех. Запрещались даже свидания и прочие ухаживания у молодёжи.
Вводились запреты на ношение лент, яркой одежды, бус, расписных платков. В некоторых областях в этот период времени запрещался громкий смех, курение табака, пение и танцы.
На Севере России в понедельник и вторник первой недели поста было принято полоскать рот, что означало очищение от скоромных остатков пищи.
Воспоминания о Великом посте в дореволюционной России Ивана Шмелёва:
«Да, сегодня Великий Пост. От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, — великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, — такая прелесть. Я хватаю щепотками, — как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной. Мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва.
А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а …великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры,маринованными огурчиками…; а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»… а «грешники» с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!».
Иван Шмелёв «Лето Господне».
Этнолингвистический словарь "Славянские древности" под общей редакцией Н.И. Толстого.