Всем привет!
Все страны соц. лагеря старались создать собственный «народный» автомобиль, чтобы у людей была возможность свободного передвижения. Среди польских автомобилей подобного можно выделить модель FSO Syrena 103.
История нашего героя началась еще в 1953 г., когда Компартия ПНР постановила создать малолитражку для личного пользования, в противовес «Варшаве» - потомку ГАЗ-М20 «Победы», которая была слишком дорогой и поэтому состояла в основном на гос. службе. Автомобиль должен был быть простым, компактным и недорогим – таким, как все послевоенные «народные» машины.
Но в то же время техническая база еще не восстановилась после войны, так что многие элементы конструкции были позаимствованы у довоенных немецких DKW, а также у недавно созданной «Варшавы». В итоге автомобиль получился предельно простым: кузов на раме, примитивная светотехника и мотор, созданный на основе мотоциклетных двигателей и развивавший 30 л. с. при объеме 746 куб. см. Но с другой стороны, польские машиностроители не забыли об эстетике своего детища, о чем говорят отсутствие острых углов и обилие хрома. Думали и об удобстве перевозки багажа – машина получила полноценный багажник, открывающийся ключом.
Салон тоже был простым и при этом эстетичным. Стильная отделка даже сегодня радует глаз, а в распоряжении водителя три необходимых прибора, простой руль и рычаг 4-ступенчатой КПП на рулевой колонке. Примечательно, что пол был ровным, поскольку привод передний.
В серию FSO Syrena 103 пошел в 1963 г., придя на смену модели 102, просуществовавшей всего пару лет. Она успешно реализовывалась на родине в Польше и в 1966 г. модернизировалась, получив поворотники побольше и более мощный 40-сильный мотор, а также новую КПП с синхронизацией. Модернизированный автомобиль стал называться FSO Syrena104:
В таком виде автомобиль выпускался до 1972 г., после чего производство автомобилей было перенесено из Варшавы в г. Бельско-Бяла, что на юге страны, а на конвейер встала модель Syrena 105. Но уже выпущенные автомобили продолжали служить скромным владельцам, и даже после краха социалистической системы оставались в строю. Сегодня отдельные экземпляры отреставрированы и содержатся в частных коллекциях:
FSO Syrena103/104 – польский «народный» автомобиль, в очередной раз доказывающий: при социализме заботились о том, чтобы у граждан был личный транспорт. Время этих машин давно прошло, но напоминания о них остаются, и это не может радовать любителей старинных автомобилей.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!