Найти тему
Заметки о столице

Нереализованные проекты метро: Арбатско-Покровская линия

Оглавление

Приветствуем вас, дорогие читатели!

Сегодня мы расскажем вам о нереализованных проектах Арбатско-Покровской линии.

О самой линии читайте здесь:

Арбатско-Покровская линия метро: обзор
Заметки о столице19 сентября 2023

О всех станциях линии:

Приятного чтения!

Различные проекты Арбатско-Покровской линии на схеме. Схема отсюда: https://vk.com/cityzond.
Различные проекты Арбатско-Покровской линии на схеме. Схема отсюда: https://vk.com/cityzond.

Первоначальные планы

Первые планы строительства линии 1930-х годов уже предусматривали строительство Арбатско-Покровского диаметра. Арбатский радиус входил в первую очередь строительства метрополитена, Покровский — во вторую. Что интересно, изначально планировалось, что линия будет обозначаться коричневым цветом, а синим бы обозначался Дзержинско-Замоскворецкий диаметр.

Проектами 1932 года предусмотрена следующая примерная трассировка линии:

Кутузово - Дорогомиловская Застава - Брянский Вокзал - Смоленский Рынок - Серебряный Переулок - Арбатская Площадь - Библиотека Ленина - Красная Площадь - Ильинские Ворота - Покровские Ворота - Курский Вокзал - Гороховская Улица - Бауманская Площадь - Спартаковская Площадь - Переведеновский Переулок - Электрозаводская - Семёновская Площадь - Мироновская Улица - Стадион

Как мы видим, планируемая трассировка линии была очень похожа на построенную в итоге, в отличие от, например, Замоскворецкой линии.

Чуть позже многие названия станций изменятся, а некоторые будут сразу исключены из проекта (Дорогомиловская Застава и Серебряный переулок).

[Перспективная схема линий, приложенная к докладу Л.М. Кагановича, 1932 год. Взята с сайта: https://nashemetro.ru.
[Перспективная схема линий, приложенная к докладу Л.М. Кагановича, 1932 год. Взята с сайта: https://nashemetro.ru.
История Арбатско-Покровской линии неразрывно связано с историей Сокольнической и Филёвской линий. Первый участок мелкого заложения от станции Улица Коминтерна (сейчас Александровский сад) — Смоленская был открыт в 1935 году, в первой очереди московского метро, и спустя два года продлённого до станции Киевская (сейчас данный участок находится в составе Филёвской линии).
Сначала участок входил в состав Кировского диаметра (изначальное название Сокольнической линии), на котором действовало вилочное движение от станции Охотный Ряд, но в 1938 году он вошёл в состав новой Арбатско-Покровской линии, тогда линии уже был присвоен синий цвет. При строительстве тоннелей к Площади Революции были использованы заделы, оставленные в 1935 году.

Изменения 1935 года

Первые изменения в трассировке будущей линии произошли в 1935 году. В принятый тогда Генплан Москвы не вошли некоторые, изначально планируемые станции. Решение отказаться от их строительства было обусловлено целями экономии и ускорения строительства линии по срокам.

Предполагаемые линии 2-й очереди по состоянию на март-апрель 1935 года. Справа — часть портрета П.П. Ротерта. На схеме обозначены некоторые станции, от которых в последующем отказались. Схема с сайта: https://nashemetro.ru.
Предполагаемые линии 2-й очереди по состоянию на март-апрель 1935 года. Справа — часть портрета П.П. Ротерта. На схеме обозначены некоторые станции, от которых в последующем отказались. Схема с сайта: https://nashemetro.ru.

Станция Хмельницкая (Ильинские ворота)

На перегоне Площадь Революция — Курская к 1938 году должны были быть построены ещё две станции.

Первая из них — Хмельницкая, находилась бы сразу за станцией Площадь Революции. Проектное название было дано по проходящей рядом улице Богдана Хмельницкого (с 1990 года Маросейка), другое проектное название —Ильинские ворота могло быть дано по одноимённой площади, вблизи которой находились бы выходы станции.

Хмельницкая должна была составлять пересадочный узел со станцией Китай-Город Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий.

Примерное место расположения непостроенной станции Хмельницкая.
Примерное место расположения непостроенной станции Хмельницкая.

На неофициальных схемах метро вплоть до 1990-х годов обозначали станцию, да и в настоящее время технически возможна организация маршрута наземной пересадки между восточным вестибюлем станции метро Площадь Революции и северным вестибюлем Китай-Города, однако её реализация пока не планируется.

Фрагмент перспективной схемы метро 1988 года, на котором присутствует станция Хмельницкая. Схема с сайта: https://www.metro.ru.
Фрагмент перспективной схемы метро 1988 года, на котором присутствует станция Хмельницкая. Схема с сайта: https://www.metro.ru.

Станция Покровские ворота

Вторая — станция Покровские ворота, была бы построена за Хмельницкой. Она должна была быть расположена в районе площадей Покровские ворота (по которой и было дано название) и Хохловской, где сходятся улица Покровка, Чистопрудный и Покровский бульвары.

Кстати говоря, часть названия линии "Покровская" было дано именно по этой нереализованной станции.

Примерное место расположения непостроенной станции Покровское ворота.
Примерное место расположения непостроенной станции Покровское ворота.

Другие непостроенные станции планировались на пущенном в 1944 году втором участке Арбатско-Покровской линии.

Станция Гороховская улица

Станции Гороховская улица предусматривались на перегоне между станциями Курская и Спартаковская (сейчас Бауманская). Должна была быть расположена в районе одноимённой улицы (ныне — улица Казакова).

Предполагаемое место расположения станции Гороховская улица.
Предполагаемое место расположения станции Гороховская улица.

Станция Площадь Баумана

Станция находилась бы за непостроенной станцией Гороховская улица, также на перегоне между станциями Курская и Спартаковская (сейчас Бауманская).

Могла быть расположена под началом Спартаковской улицы между слиянием площади Разгуляй, Старой Басманной (тогда — Карла Маркса) и Новой Басманной улиц и Елоховской площадью (тогда — Бауманской площадью).

Предполагаемое место расположения станции Площадь Баумана.
Предполагаемое место расположения станции Площадь Баумана.

Станция Бакунинская улица

Станция Бакунинская улица предусматривалась на перегоне между станциями Спартаковская (ныне Бауманская) и Электрозавод (ныне Электрозаводская). Должна была быть расположена под одноимённой улицей в районе Переведеновского переулка перед Казанским направлением Московской железной дороги.

Предполагаемое место расположения станции Бакунинская улица.
Предполагаемое место расположения станции Бакунинская улица.

Станция Мироновская улица

Станция предусматривалась на перегоне Семёновская — Партизанская первоначальным проектом линии. Должна была быть расположена на пересечении одноимённой и Ткацкой улиц.

Предполагаемое место расположения станции Мироновская улица
Предполагаемое место расположения станции Мироновская улица
Линию открыли 13 марта 1938 года, тогда новый участок Площадь Революции — Курская был соединён с участком первой очереди Улица Коминтерна (Александровский сад) — Киевская (ныне находится в составе Филёвской линии). Открытие участка одновременно с упразднением вилочного движения по линии, известной сейчас как Сокольническая.

Проекты 1938 года

В 1938 году планировалось подземное продление в район Измайлово от станции Партизанская (первоначальное название Стадион).

Изначально рассматривалось три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» и «Стадион СССР». Такие проекты названий связаны с тем, что ещё до начала войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного Стадиона народов имени Сталина.

Именно из-за предполагаемого строительства стадиона станцию решено было построить трёхпутной, чтобы исключить давку на станции во время проведения спортивных мероприятий. Предполагалось разгружать по два поезда сразу перед началом матча на стадионе, а по окончании матча — загружать одновременно по два поезда.

Станцию открыли в 1944 году под названием Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина. Хоть от строительства стадиона на тот момент уже отказались, проект трёхпутной станции был реализован в первоначальном виде (кроме декора).

Трёхпутная станция Партизанская. Планировалось, что во время спортивных мероприятий на Стадионе на Партизанскую будут приезжать сразу два поезда, чтобы ускорить процесс доставки людей на стадион. Сейчас третий путь используется как отстойный путь во время ночной расстановки, для киносъёмок, а также для выставки старых вагонов. Фото отсюда: tritonstroy.ru.
Трёхпутная станция Партизанская. Планировалось, что во время спортивных мероприятий на Стадионе на Партизанскую будут приезжать сразу два поезда, чтобы ускорить процесс доставки людей на стадион. Сейчас третий путь используется как отстойный путь во время ночной расстановки, для киносъёмок, а также для выставки старых вагонов. Фото отсюда: tritonstroy.ru.

По первоначальному проекту в Измайлово планировалось подземное строительство станций метро. Были построены заделы под продление, однако проект был отклонён.

Схемой 1938 года предусмотрена станция в районе пересечения Никитинской и Верхней Певромайской улиц, далее линия должна была идти на севере — в депо, которое должно было находиться в Гольяново, севернее Щёлковского шоссе и восточнее МОЖД. Новыми планами было предусмотрено, что ветка соединяющая депо и станцию Партизанскую (Стадион) будет наземной и должна идти в обход Серебряно-Виноградского пруда с одной наземной станцией.

Фрагмент генеральной схемы линий метрополитена 1938 года. Взята с сайта: https://transphoto.org.
Фрагмент генеральной схемы линий метрополитена 1938 года. Взята с сайта: https://transphoto.org.

В итоге, депо было перенесено в район юго-восточнее Серебряно-Виноградного пруда, где и было построено в действительности только к 1950 году, в линия была продлена по путям, ведущим в депо, станция Измайловская, построенная в 1961 году, стала наземной.

При движении от Партизанской в сторону Измайлово, можно заметить, что поезд замедляет ход и резко поворачивает налево, на путь, ведущий в депо, это связано с тем, что движение осуществляется по сути по соединительной ветви. Главный путь ранее продолжался на несколько десятков метров и заканчивался тупиком. Сейчас же стрелка демонтирована, и рельсы на продолжении главного пути разобраны. Аналогичный задел есть и с другой стороны, но там рельсов никогда не было.

Что касается Арбатского радиуса, он должен был идти вдоль Можайского шоссе с поворотом в Крылатское, на нём планировалось сооружение таких станций, как: Кутузово, Фили, Мазилово, Кунцево и Крылатское.

Фрагмент генеральной схемы линий метрополитена 1938 года. Взята с сайта: https://transphoto.org.
Фрагмент генеральной схемы линий метрополитена 1938 года. Взята с сайта: https://transphoto.org.

Изменения 1941 года

В 1941 году, после попадания бомбы в тоннель мелкого заложения Арбатская — Смоленская стала очевидной незащищённость этого участка метро. Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким.
Поэтому в 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии Площадь Революции — Киевская, полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения Калининская (ныне Александровский сад) — Киевская был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии.
В результате в Москве по две независимых Арбатских и Смоленских.

Планы 1957 года

24 сентября 1954 года на востоке линия была продлена до станции Первомайская. Станцию разместили на территории недавно построенного электродепо "Измайлово".

Вестибюль "старой" Первомайской. Фото с сайта: bangkokbook.ru.
Вестибюль "старой" Первомайской. Фото с сайта: bangkokbook.ru.

Первомайская стала самой восточной станцией столичного метро, а также первой наземной станцией.

"Старая" станция Первомайская внутри. Фото с сайта: https://pastvu.com.
"Старая" станция Первомайская внутри. Фото с сайта: https://pastvu.com.

В 1957 году появлялись проекты, согласно которым, на востоке линия должна была быть продлена до станции 11-я Парковая улица, которая находилась бы за построенной недавно станцией Первомайской.

Фрагмент схемы линий с перспективой развития 1957 года. Взят с сайта: https://www.metro.ru.
Фрагмент схемы линий с перспективой развития 1957 года. Взят с сайта: https://www.metro.ru.

Однако существовал и другой проект, предусматривающий строительство ответвления от станции Измайловская (ныне Партизанская) до станции 11-я Парковая улица с промежуточной станцией 3-я Парковая улица.

Фрагмент схематического плана Московского метрополитена 1958 года. Взят с сайта: https://www.metro.ru.
Фрагмент схематического плана Московского метрополитена 1958 года. Взят с сайта: https://www.metro.ru.

В итоге, вилочное движение не было организовано, а в 1961 году "старую" станцию Первомайскую закрыли. Новую Первомайскую открыли в другом месте, восточнее прежней. Решение закрыть прежнюю станцию было обусловлено тем, что план развития Арбатско-Покровской линии изменился, ветку решили продлить на восток до станции Щёлковская.

Старая и новая станция Первомайская на карте Москвы. Яндекс. Карты.
Старая и новая станция Первомайская на карте Москвы. Яндекс. Карты.

После закрытия станции станционная платформа была разобрана, на её месте был сооружён дополнительный тупик. Сейчас на месте станции располагается цех подъёмочного ремонта, а в бывшем вестибюле оборудован актовый зал.

Бывший вестибюль закрытой станции Первомайская сейчас. Фото отсюда: apartment.ru.
Бывший вестибюль закрытой станции Первомайская сейчас. Фото отсюда: apartment.ru.

Что касается Арбатского радиуса, на нём уже не планировалось строительство станции в Крылатском. По одному проекту, линия шла только до Фили, по другому — после Кутузовской должны были появиться три станции: Фили, Орджиникидзе (Багратионовская) и Мазилово.

В 1958 году повторно были открыты станции повторно были открыты станции Калининская (ныне Александровский сад), Арбатская, Смоленская и Киевская, они вошли в состав новой Арбатско-Филёвской линии (сейчас просто Филёвская), в том же году к линии был присоединён участок Киевская — Кутузовская, а в дальнейшем линия была продлена до Пионерской (1961 год), затем до Молодёжной (1965 год) и, наконец, до Крылатского (в 1989 году). Западной конечной Арбатско-Покровской линии стала станция Киевская.
В 2000-х годах было принято решение развивать Арбатско-Покровскую линию от станции Парк Победы (2003 год) дальше на запад как полноценный диаметр. В 2008 году она была доведена до станции Кунцевская и поглотила участок Филёвской линии Кунцевская— Крылатское, и новые станции открылись уже в её составе. Филёвская же линия была «урезана» до «Кунцевской» и стала почти целиком наземной.

Планы 1970-1980-х годов

В планах развития Московского метрополитена до 1985 года предлагалось строительство Арбатской линии в Очаково.

Проектируемые станции на данном участке носили проектные названия Ломоносовская, Матвеевское, Аминьевская и Промзона (Очаково). Причём на станции Аминьевская должна была появиться на одноимённую станцию проектируемого уже тогда Большого кольца метро.

Среди далёких перспектив в 1980 году называлось создание вилочного движения на линии и её продление в Солнцево.

Некоторые проекты тех лет предлагали создание Арбатско-Калининского диаметра со следующей трассировкой:

Реутово - Кетчерская - Новогиреево - Перово - Новая - Таганская - Новокузнецкая - Арбатская (2) - Киевская (2) - Мосфильмовская - Ломоносовская - Раменки - Лобачевская - Востряково - Солнцевский Проспект - Солнечная

Фрагмент перспективной схемы Московского метро 1973 года. Взят с сайта: https://transphoto.org.
Фрагмент перспективной схемы Московского метро 1973 года. Взят с сайта: https://transphoto.org.

Станция Минская

В 1990-2000-е годы на перегоне между станциями Парк Победы и Славянский бульвар предусматривалась ещё одна станция — Минская. Она должна была располагаться под Кутузовским проспектом на пересечении с Минской улицей.

Однако в 2004 году Правительство Москвы приняло решение об ускорении строительства Строгинского радиуса. Количество станций на участке от Парка Победы до Кунцевской сократилось до одной. Первоначально сохранена была Минская, однако под давлением общественности проект был изменён в пользу более необходимого москвичам Славянского бульвара.

Планируемое место расположение станции Минская.
Планируемое место расположение станции Минская.

В итоге станция с таким названием была построена на Солнцевской линии в 2017 году. Решение о бессрочной консервации шахтного ствола на месте непостроенной станции принято в 2020 году.

Станция Минская на фрагменте перспективной схемы метро 2003 года. Схема отсюда: https://www.metro.ru.
Станция Минская на фрагменте перспективной схемы метро 2003 года. Схема отсюда: https://www.metro.ru.

Пересадки на Смоленской и Щёлковской

Одним из нереализованных проектов линии было сооружение пересадки со станции Смоленская на станцию непостроенного центрального участка Калининско-Солнцевской линии Плющиху.

Станцию Плющиху планировалось построить на границе районов Хамовники и Арбат ЦАО, под Смоленско-Сенной площадью.

Как бы выглядела схема метро с пересадкой со станции Смоленская на станцию Плющиха. Взято с сайта: mk.rbth.com.
Как бы выглядела схема метро с пересадкой со станции Смоленская на станцию Плющиха. Взято с сайта: mk.rbth.com.

Также проектами разных лет предлагалось продлить Сокольническую линию вдоль Щёлковского шоссе. На линии должна была быть построена станция Щёлковская, которая имела бы пересадку на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии.

Фрагмент недавно вышедшей перспективной схемы развития метро Москвы до 2035 года. Схема отсюда: https://vk.com/istrapod.
Фрагмент недавно вышедшей перспективной схемы развития метро Москвы до 2035 года. Схема отсюда: https://vk.com/istrapod.

Станция Рождествено

В 2010-е годы за планируемой станцией Пятницкое шоссе предусматривалось строительство ещё одной станции с проектным названием Рождествено.

Проект станции Рождествено. Взят отсюда: https://vk.com/big.putilkovo.
Проект станции Рождествено. Взят отсюда: https://vk.com/big.putilkovo.

Станция должна была находиться за строящимся электродепо «Митино» в одноимённом коттеджном посёлке. Строительство станции должно было не только улучшить ситуацию на дорогах, но и позволит приблизительно в два раза сократить затраты времени жителей Зеленограда на поездки до метрополитена.

Место изначально планировавшейся станции Рождествено в результате заняла станция Пятницкое шоссе, таким образом перспективы строительства станции Рождествено стали фактически нулевыми. Никакие работы по сооружению станции не ведутся и в ближайшей перспективе не планируются. Построенные в 1990-х заделы для ответвления линии до станции были засыпаны в ходе строительства депо.

Планируемое место расположение станции Рождествено.
Планируемое место расположение станции Рождествено.

Продление в Куркино

На генеральном плане Москвы 2010 года обозначалось возможное продление Арбатско-Покровской линии от станции Пятницкое шоссе в район Куркино. Были и предложения продлить линию ещё дальше и довести её до Молжаниновского района и даже до Зеленограда.

Согласно плану, в Куркино станции могли расположиться на пересечении Куркинского шоссе и Ландышевой улицы, а также на Юровской улице неподалёку от парка Дубрава.

Сейчас понятно, что эти планы вряд ли когда-то удастся реализовать, Арбатско-Покровская линия и так наиболее длинная из всех, дорога из таких удалённых районов от центра по ней занимала бы очень много времени. К тому же плотность населения в данных районах довольно низкая, поэтому задачи по обеспечению их метро не являются первоочередными.

Фрагмент устаревшей схема развития метрополитена до 2025 года Генплана Москвы, 2010 год. Взята с сайта: https://transphoto.org.
Фрагмент устаревшей схема развития метрополитена до 2025 года Генплана Москвы, 2010 год. Взята с сайта: https://transphoto.org.

Станция Троице-Лыково

В 2000-х годах станция Троице-Лыково была запроектирована как полноценная пассажирская станция. Она планировалась на перегоне Крылатское — Строгино.

Станция Троице-Лыково на перспективной схеме метро 2001 года. Схема отсюда: https://www.metro.ru.
Станция Троице-Лыково на перспективной схеме метро 2001 года. Схема отсюда: https://www.metro.ru.

При строительстве был оставлен задел в 200 м, на котором пути максимально сближены и выровнены. Таким образом, к существующей платформе может быть в дальнейшем пристроен полноценный станционный зал, и станция станет открыта для пассажиров. Спрямление путей находится между съездом и платформой.

Название будущей станции было дано по находящейся рядом одноимённой деревне в составе района Москвы Строгино. Станция должна была находиться рядом с Троице-Лыковским кладбищем и ЖК "Альбатрос".

Вентиляционные шахты непостроенной станции Троице-Лыково. Фото с сайта: https://wiki.nashtransport.ru.
Вентиляционные шахты непостроенной станции Троице-Лыково. Фото с сайта: https://wiki.nashtransport.ru.

В дальнейших проектах станция числилась как перспективная, но в программе развития Московского метрополитена до 2015 года отображена не была. В 2017 году станция была окончательно исключена из перспективных схем ввиду утверждения трассировки проектируемой Рублёво-Архангельской линии, в состав которой входила будущая станция с таким же названием (эта станция позднее получила название Липовая роща). Новая станция будет располагаться за МКАД, в 1,5 км к западу от данной платформы.

Сейчас станция используется только как служебная — на ней постоянно работает персонал, для посадки и высадки которого в графике движения поездов, на случай необходимости, предусмотрены остановки (вход и выход осуществляются через кабину машиниста).

Техническая платформа Троице-Лыково с отделкой. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org.
Техническая платформа Троице-Лыково с отделкой. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!