Статья предназначена педагогам, заботливым родителям, бабушкам и дедушкам.
Арт-кафе – это не занятие, не мероприятие со сладким столом, это именно кафе, где, как в серебряный век, собирается творческая интеллигенция, читает, поёт свои сочинения, дебатирует и т.д. Эти кафе – прототип формы наших встреч. Такой подход раскрепощает реципиентов, освобождает педагога от роли ментора и превращает его в собеседника, друга.
Известно, что у детей присутствует антагонизм к мероприятиям, учащим любить или не любить что-либо. Форма арт-кафе уводит от официоза и снимает указанную проблему. В следствие этого освоение информации происходит, как интересная игра, вроде бы между делом (между пирожными), а следовательно, проникает глубже в сознание, не встречая там сопротивления.
Встречи арт-кафе обычно синкретичны: они объединяют различные виды искусства, пассивный и активный отдых. Это позволяет участникам не уставать, активно осмысливать и усваивать большой объём информации.
Используемая музыка тоже несёт психологическую нагрузку. Народная белорусская песня отрывает внимание гостей от накрытого стола и, активизируя, привлекают его к педагогу.
Классическая музыка активизирует мыслительные процессы, во время обсуждения располагает к спокойному размышлению, поэтому она используется в момент резюмирования. Кроме того, не акцентируемое звучание классической музыки, создающей ощущение комфорта, становится шагом к умению воспринимать и чувствовать её.
Сценарий встречи арт-кафе
Звучит народная Белорусская песня «Прывiтальна» (приветственная). На экране проплывают белорусские пейзажи.
Вобразы мілыя роднага краю,
Смутак і радасць мая!
Што маё сэрца да вас парывае?
Чым так прыкованы я
К вам, мае ўзгорачкі роднага поля,
Рэчкі, курганы, лясы,
Поўныя смутку і жальбы нядолі,
Поўныя сумнай красы?
Я. Колас
- Здравствуйте, дорогие друзья. Конечно, вы сами знаете, какая красивая наша Беларусь. И стихотворение Я. Коласа вам знакомо. Но, задумайтесь, хорошо ли вам знакомы памятники родной культуры? Нужно ли знать историю и культуру своей страны так уж нужно хорошо? Может быть достаточно мимолётного знакомства?
Своё мнение высказывают сначала дети, затем в дискуссию включаются взрослые. Ведущий руководит процессом, активизирует его, включает в обсуждение отмалчивающихся, затем, когда все приходят к какому-то результату, подводит итог (5 мин).
Давайте в игре «Кто больше» соберём все ваши мысли и разложим их по полочкам.
Звучит сюита «Белорусская свадьба» белорусского композитора А. Абрамовича. Присутствующие делятся на команды, каждая из которых имеет колокольчик. Играющие генерируют идею и звонят, привлекая внимание ведущего. 3 арбитра фиксируют ответы. В заключении ведущий зачитывает их. В случае прегрешений против истины, ведущий комментирует и корректирует игроков.
Са старажытнейшых часоу,-
I гiстарычных успамiнау…
Графiчных, манускрыптау слоу,-
Вядомы успамiн часоу…
Легенды, мiфы i паданнi,
I гiстарычныя сказаннi…
Сучаснасць, мiфау успамiны,-
Гiсторыi зямель- карцiны…
Екатерина Ждан
Предлагаю вам отдохнуть и посмотреть видео-зарисовку об усадьбе в Жиличах на р. Добосна в Могилёвской обл. (Продолжительность 13 мин.)
Я стараюсь как можно больше ездить по Беларуси и не устаю удивляться. Как много у нас интересного и красивого! Знаете ли вы, как у нас много замков в стране? И у каждого своя история, свои приведения. Проверим ваши познания.
Когда я первый раз поехала в Европу, во время долгого пути задремала. Проснувшись, увидела маленький городок и сразу поняла, что мы уже в другой стране. Как вы думаете, как я это определила?
Ответы участников встречи.
- Изменился характер архитектуры. Помните, ребята, на занятиях мы говорили, что архитектура – единственный функциональный вид искусства. Поэтому она очень точно отображает характер народа и времени, в которое возводились здания. Давайте проверим себя. Вы видите здания стиля барокко.
Снимки проходят на экране без подписей. Участники пытаются по ним определить страну. Но главная их задача – найти белорусское здание.
Вы обратили внимание, как здания одного стиля отличаются друг от друга. Для Беларуси характерно виленское, т.е. позднее барокко. Посмотрим на него поближе.
Поиграем ещё в одну игру «Верю – не верю».
1. Деятель русской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик Симеон Полоцкий был наставником детей русского царя Алексея Михайловича. В том числе Петра I?
Правильный ответ. Да.
2. Название племен РАДИМИЧИ произошло от их привязанности к Родине (родина-радзіма).
Правильный ответ. Название они получили от имени их вождя Радима.
3. Район Уручье так называется, потому что там жили ремесленники, у которых были умелые руки.
Правильный ответ. У ручья.
4. Партизанское движение в белорусских лесах зародилось ещё во время войны 1812 года.
Правильный ответ. Да.
5. Композитор, который написал первую белорусскую оперу «Галка» - Огинский.
Правильный ответ. Манюшко.
6. Название Могилёва происходит от имени князя Льва Даниловича Могия (могучий лев), который в 1267 году построил Могилёвский замок?
Правильный ответ. Это основная версия. Вторая версия – самая романтичная из всех. Ее воспел в своей поэме великий белорусский поэт Янка Купала. Повествует она о могучем разбойнике Машеке.
По преданию, раньше на месте Могилева был дремучий лес, в котором жил разбойник по имени Машека. Как-то раз ехали по этому лесу влюбленные. Машека увидел их и обомлел. В карете сидели его возлюбленная Предслава и муж ее. Убил разбойник парня, а девушка, притворившись, что покорилась судьбе, пошла с Машекой в его берлогу. Когда злодей уснул, девушка перерезала ему горло.
Так погиб могучий разбойник по прозвищу «Лев». В честь него назвали город, который образовался на месте его могилы: Могилев – от словосочетания «могучий лев» или «могила льва».Вообще 7 версий.
Звучит “Элегия” белорусского композитора Владимира Солтана.
Как много мы с вами увидели, узнали о родной земле. Какая у нас глубокая, разносторонняя культура! А люди здесь какие!
Моё первое образование политехнический институт. Сейчас он называется БНТУ. У нас училось много иностранцев. Мы общались, дружили. Они приглашали в гости в свои страны. Посмотреть – с удовольствием! Но жить… Они все отличные ребята, но другие. У них другое отношение к жизни, другое воспитание. Не плохое, а другое.
Тогда я поняла, что путешествовать хочу, чем больше, тем лучше, но жить – только здесь, где родилась, выросла, где мои корни. Чего и вам желаю.