Найти тему
Гарвекс Медиа

Двигатель внутреннего сгорания VS электродвигатель: кто кого?

Оглавление
Уже почти 30 лет мы слышим, что двигателям внутреннего сгорания осталось недолго, потому что это — неэкологично и... уже неэффективно. 28 марта прошлого года страны Европейского союза законодательно запретили продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Правда, начнёт действовать запрет только с 2035 года. А пока есть время, разберёмся: как на самом деле обстоят дела и насколько реалистичен такой подход, тем более для России?

P.S. от вступления

В тех европейских требованиях, кстати, предусмотрена так называемая «поправка Феррари» — документ позволяет автопроизводителям с объёмом выпуска от 1 000 до 10 000 автомобилей в год не выполнять предписания промежуточного контроля (который предполагает снижение выбросов CO2 на 55% для новых автомобилей). Ещё «поправка Феррари» даёт возможность плавного перехода к электрическим моторам, с завершением процесса перестройки производства в 2036 году, т.е. на один год позже, чем вся автомобильная промышленность ЕС.

Отныне и вплоть до 2036 владельцы роскошных автомобилей имеют возможность без каких-либо проблем колесить по Европе и извергать выхлопные газы. Можно не сомневаться, что автомобильные предприятия, выпуск которых превышает 10 000 единиц в год — Bugatti (группа Volkswagen), Morgan и шведская Koenigsegg — также, вероятно, найдут способ обойти запланированные ограничения. Попахивает двойными стандартами...

Фото из интернета
Фото из интернета

ДВС и экология

Начнём с формальностей: ДВС (двигатель внутреннего сгорания) — это разновидность теплового двигателя, который превращает энергию сгорания топлива в механическую работу. Он сжигает топливо — за это ДВС и не любят экологи.

И, в принципе, небеспочвенно. В процессе работы двигатели внутреннего сгорания выделяют углеводородные соединения, монооксид углерода (угарный газ), оксид азота и диоксид азота, диоксид серы, а также копоть.

Вот лишь примерные среднестатистические данные. Легковые автомобили каждый день сжигают порядка 15 литров топлива. При таком расходе автомобиль выдаёт почти 9 килограммов углекислого газа. А если учесть, что во всём мире на дороги каждый день выезжает практически 500 миллионов машин?

Ежегодно ДВС выбрасывают в окружающую среду около 60 миллионов тонн оксидов серы и примерно 200 миллионов тонн сажи. Количество выброшенных в атмосферу окисей азота, соединений свинца и углеводородов исчисляется миллионами тонн.

Фото из интернета
Фото из интернета

Считается, что ДВС — это один из самых вредных для окружающей среды видов двигателей с точки зрения выбросов вредных веществ в атмосферу. Они составляют около 23% всех антропогенных выбросов парниковых газов, а это, плюсом ко всему, значительный вклад в процесс глобального потепления и изменения климата. Ещё считается, что именно двигатели внутреннего сгорания являются основным источником загрязнения воздуха в крупных городах. (Но, россияне знают, что так говорят только те, кто ни разу не был, например, в Челябинске или Нижнем Тагиле🙃).

Плюсы, минусы, сравнения...

Плюсы эксплуатации автомобилей с двигателями внутреннего сгорания:

обширная сеть заправок по всему миру, высокая мощность, финансовая доступность (в сравнении с электрокарами), небольшой вес по сравнению с другими типами двигателей (что снижает общую массу автомобиля и нагрузку на его ходовую часть).

Плюсы эксплуатации автомобилей с электродвигателем:

экологичность: электромобили не производят вредных выбросов в атмосферу, что делает их экологически чистыми по сравнению с автомобилями с ДВС;

экономичность: стоимость электроэнергии на порядок дешевле, чем бензин, а, например, в Москве есть бесплатные зарядные станции даже от нескольких операторов: Мосэнерго, Энергия Москвы, Яндекс;

тишина: электромобили работают практически бесшумно, что создает более комфортную атмосферу для водителя и пассажиров;

простота обслуживания: электромобили требуют меньше технического обслуживания, так как у них нет двигателя внутреннего сгорания и коробки передач;

срок службы двигателя современного электромобиля может достигать нескольких миллионов километров, в то время как двигатель бензинового автомобиля редко преодолевает отметку в 250 000 км.

Факт: по состоянию на конец 2023 года, в России было продано 14 089 новых электромобилей, что в 4,7 раза больше, чем в предыдущем году и является рекордным показателем. Примерно четверть от этого числа, 26,4%, приходится на китайский бренд Zeekr, который официально не экспортирует свои модели в Россию. Вторым по популярности стал отечественный бренд Evolute с результатом в 2020 проданных автомобилей.

-3

Минусы эксплуатации автомобилей с двигателями внутреннего сгорания:

экологичность: выхлопные газы автомобилей с ДВС содержат вредные вещества (о которых мы писали выше), что негативно сказывается на окружающей среде и здоровье людей;

невысокий ресурс двигателя: ДВС имеют сильно ограниченный срок службы и требуют регулярного технического обслуживания, а также обладают меньшим КПД;

пожароопасность топлива: бензин легко воспламеняется.

Фото из интернета
Фото из интернета

Минусы эксплуатации автомобилей с электродвигателем:

ограниченное расстояние поездки: на одном заряде электромобиль может проехать не более 250-400 км, в зависимости от модели;

относительно длительное время зарядки: сейчас полную зарядку можно получить за 20-30 минут, но к сожалению ещё не на всех станция, в худшем случае, придётся заряжать несколько часов;

высокая стоимость: электромобили стоят дороже, чем автомобили с ДВС аналогичной комплектации;

недостаток инфраструктуры: во многих регионах России (да и во всём мире) ещё недостаточно зарядных станций для электромобилей;

зависимость от погодных условий: в холодное время года аккумулятор электромобиля может терять часть своей ёмкости, что сокращает километраж поездки, также низкая температура увеличивает время зарядки.

Факт: по данным агентства «Автостат», на 1 января 2023 года на территории России было зарегистрировано 20,7 тысяч электромобилей. Это составляет 0,05% от общего количества легковых машин в стране. Из них 60% электрокаров принадлежит марке Nissan, что соответствует 12,4 тыс. единиц. На втором месте рейтинга располагается Tesla (3,5 тыс. шт.), на которую приходится 17% от общего числа. Третью строчку занимает бренд Porsche (940 шт.). В ТОП-5 вошли еще Audi (865 шт.) и BMW (559 шт.).

Электромобиль Nissan Leaf: фото из интернета
Электромобиль Nissan Leaf: фото из интернета

Когда «похоронят» ДВС: мнения

На данный момент нет точных дат или гарантий, но все автопроизводители уверяют, что полностью откажутся от двигателей внутреннего сгорания. Вот небольшая хронология заявлений от крупных автопроизводителей:

  • в 2019 году Volkswagen заявил, что планирует прекратить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в Европе к 2035 году. В том же году Mercedes-Benz объявил о своем намерении отказаться от производства автомобилей с традиционными двигателями в Европе и США к 2030 году, заменив их моделями с нулевым уровнем вредных выбросов;
  • годом позже в 2020 году BMW объявил о планах стать углеродно-нейтральной компанией к 2030 году и прекратить продажу автомобилей с ДВС к 2035 году, а General Motors заявил о своем намерении прекратить продажу автомобилей с традиционными ДВС в Европе и Северной Америке к 2035 году;
  • в 2021 году Renault, владеющая брендами Renault и Nissan, объявил о своём плане стать углеродно-нейтральной к 2040 году и полностью перейти на электромобили к 2035-2040 годам;
  • также Ford, Volvo, Audi, Porsche, Skoda, Hyundai, Kia, Mazda и Subaru объявили о своих планах выпуска электромобилей и прекращения производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания не позднее 2035 года.
  • а вот Toyota и Honda рассказали о своих планах по производству автомобилей с нулевым уровнем выбросов только к 2050 году.

Однако, на данный момент ни одна из перечисленных компаний не указала конкретные даты прекращения производства автомобилей с ДВС. Конечно, это только обещания, но судя по общей тенденции, скорее всего, подавляющее большинство их выполнит.

Факт: в среднем, на электрокаре можно проехать 200-300 км на одном заряде. Популярный в России Nissan Leaf заряжается каждые 170 км. Существуют более дорогие модели электрокаров, которые могут проезжать 500, 600 и даже 800 км без подзарядки.

А как у нас?

В России всё стабильно: бешенными темпами всё ещё переходим на «Евро-3» (аж с 2008 года), а в скором времени, по мнению экспертов, полностью перейдём «Евро-5». Кстати, есть соответствующее постановление Правительства «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия», где как раз сказано, что с 1 февраля 2024 года выпускаемые в России транспортные средства должны соответствовать экологическому стандарту не ниже «Евро-3». «Не ниже», понимаете? Стоит ли рассуждать об отказе от ДВС в России в ближайшем будущем? Ответ очевиден.

Челябинск. Фото из Интернета
Челябинск. Фото из Интернета

Для Европы отказ от ДВС не только дань экологии, но и ещё один шаг в сторону своей энергобезопасности. Покупка нефти для европейских стран всегда была насущной необходимостью. Например, на дешевых российских нефтепродуктах держалась значительная часть производств Германии — самой крупной экономики Европы. Без этих энергоресурсов многие производства становятся нерентабельными, потому отказ от ДВС в ЕС поможет высвободить значительные объёмы нефтепродуктов для нужд различных европейских производств.

А в России внедрение электромобилей — вопрос, скорее, не денег, а инфраструктуры. Зарядные станции в достаточном количестве появятся лишь к концу десятилетия — разве что в Москве, Санкт-Петербурге, возможно ещё в Татарстане — регион, который в последнее время наиболее динамично развивается практически во всех направлениях.

А что касается влияния двигателей внутреннего сгорания на экологию... Положа руку на сердце, наверное, каждый понимает: вред, конечно, велик, но от некоторых производств и технологий, многие из которых жутко устарели к этому году, ущерба — куда больше. И если заботиться об экологии, то тогда уж комплексно. Но готов ли мир?...

Хочется завершить статью словами представителя Toyota Коеи Сага. Ещё в 2010 году на вопрос репортёров о том, когда ДВС, наконец, выйдет из игры, он простодушно ответил: «Никогда! Когда кончится нефть, человечество будет заправлять его водородом».

Авто
5,66 млн интересуются