Если начинать говорить о таком художнике, как Юрий Яковлевич Жгиров, о его вкладе в искусство декора фарфоровых изделий, то сразу требуется уточнить, что работа на Фарфоровом заводе охватывает только часть его творческого пути, причём малую. Прежде всего он - настоящий большой художник-станковист, работавший в жанре портрета, в технике РЕАЛИЗМА. Его портреты, даже заказные, поражают мастерством исполнения. Смотрим женские портреты.
В следующей галерее представлены портреты политиков, артистов, ветеранов... По поводу "засилья" азиатских лиц: кто ж виноват в том, что Жгирова, как выдающегося портретиста, "разглядела" прежде всего киргизская элита, известные люди Санкт-Петербурга, а не московские нувориши?
Родился Ю.Я. Жгиров в 1948-м году в Ленинграде. По-видимому, с детства у мальчика проявилась тяга к рисованию, и родители всячески лелеяли этот его интерес, раз с 1959-го по 1966-й гг. он обучался в Средней художественной школе при Академии художеств. В 1973-м году Ю.Я. Жгиров окончил театрально-декорационное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (ЛИЖСА им. Репина ВАХ). В 1976-1980 гг. занимался настенной росписью и росписью плафонов в православных храмах Ленинграда и области.
В 1981-м году Ю.Я. Жгирову исполнилось 33 года. Заказ от Православной церкви был выполнен. Новых заказов не наблюдается. Надежды получить заказ на портреты от частных лиц - никакой. (Краски, кисти, растворители, холст грунтованный на подрамнике - всё стоит денег. В результате, чтобы художнику хватало на жизнь, картина должна продаваться за 3-5 среднемесячных зарплат, - где найти такую публику?). Что дальше? И по-видимому, от безнадёги Ю.Я. Жгиров обратил свой взор на Фарфоровый завод. Лучше зарабатывать там, чем сторожем...
В Художественной лаборатории Фарфорового завода он проработал всего десять лет - с 1981-го года по 1991-й, и "раскрылся" как мастер пейзажной миниатюры. Его миниатюры идут от эпохи КЛАССИЦИЗМА, при этом часто заключены не в овальные (круглые) медальоны, а в прямоугольные (квадратные) рамки, что даже освежает общее впечатление и согласуется, например, с угловатыми формами модного в конце 1980-х "супрематического" фасона, созданного М.А. Сорокиным.
Многие свои миниатюры Ю.Я. Жгиров рисовал на туалетных коробочках, причём формы некоторых коробочек также создал он... Их можно назвать миниатюрой в миниатюре.
Многие художники завода, вдохновлённые миниатюрами Ю.Я. Жгирова, и сами стали расписывать туалетные коробочки, причём, в основном, выбирали коробочки, формы которых создал Ю.Я. Жгиров...
Будучи человеком с широкой душой и открытым сердцем, Юрий Яковлевич мог себе позволить нарисовать на фарфоре портреты своих коллег.
На заводе не могли не воспользоваться его навыками, как портретиста... Вообще, в последний год жизни Л.И. Брежнева привластные холуи пытались (совершенно безуспешно, поскольку образ Брежнева в народе к тому времени был анекдотичен) создать искусственный культ данного деятеля: выставили на Ленинградском проспекте в Москве огромный баннер с его портретом, сделали обязательным его портрет в каждом мало-мальски должностном кабинете и пр. Какое-то прыткое чиновное лицо заказало и блюдо с его портретом, ну а начальники ЛФЗ тут же "взяли под козырёк", и не сыскали лучшего портретиста, чем новый художник Художественной лаборатории Ю.Я.Жгиров.
Но более всего в те годы ему пригодились навыки пейзажной живописи...
Он делал и достаточно простые вещи. Вот такая роспись от 1984-го года "Самсон" не требует от художника большого напряжения творческих сил...
Как настоящий русский человек, Ю.Я. Жгиров с трепетом относился к памяти такого поэта, литератора, историка, преобразователя русского языка, одного из создателей современного литературного русского языка, как Александр Сергеевич Пушкин. Своё видение А.С. Пушкина художник передал в росписи сервиза "По пушкинским местам". И опять мы видим пейзажные миниатюры...
А так он представлял себе Поэта накануне Дуэли. Стела "Пушкин. 1837 г."
Интересен сервиз "Москва златоглавая", исполненный Ю.Я. Жгировым в 1987-м году на фасоне костяного фарфора от Н.П. Славиной.
Чуть ранее, в 1982-м году, в похожей технике и на том же фасоне был расписан комплект "Ленинград" Только рамки (картуши) в нём - овальные. И снова - пейзажные миниатюры...
Искусствоведы особо выделяют сервиз в росписи "Северная Венеция" на фасоне "Вертикаль" от А.А. Лепорской. Многими он признаётся вершиной творчества Ю.Я. Жгирова на ЛФЗ.
В конце "восьмидесятых" художник и скульптор Фарфорового завода М.А. Сорокин создаёт новый, по тем временам модный фасон кофейного сервиза в псевдосупрематистской эстетике (как бы в подражание К.С. Малевичу). Ю.Я. Жгиров расписывает несколько сервизов такого фасона. Более конкретную информацию с изображениями предметов сервизов "Гатчина" (1989) и "Белая ночь" (1989) можно получить здесь (https://dzen.ru/a/Zfous3JKBXfy6Xdv - статья, посвящённая творчеству М.А. Сорокина). А вот этот сервиз - с пейзажными миниатюрами в квадратных золочёных рамках - остался безымянным. Во всяком случае, для музея-заповедника "Царское Село". Но поскольку миниатюры изображают различные виды "Царского Села", можно предположить, что сервиз именно так и называется - "Царское село". Смотрим.
Тарелка декоративная настенная "Ромео и Джульетта" от Ю.Я. Жгирова попала даже в Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина...
В 1991-м году Юрий Яковлевич почувствовал, что заработал достаточный авторитет и набрался опыта, чтобы уйти в "свободное плаванье". В том году он покидает стены Фарфорового завода. Но этот шаг не означал его разрыва с фарфором навсегда. Работая в пейзажной миниатюре, он вновь и вновь обращается к этому удивительному материалу.
А как вам блюдо "Казанский собор", предметы из сервиз "Пушкинский", предметы из сервиза "Петродворец"? Пласт "Самсон"?
В 2008-м году в Елагинском дворце состоялась его персональная выставка (к 60-летию художника).
В интернете имеется видео с его персональной выставки. Кому интересно, можно ознакомиться с ним здесь mYWULzl9RXo
Осенью 2020-го года Юрия Яковлевича не стало. Как пишут (не расшифровывая), после тяжёлой болезни...
Всем, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.