Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Жгиров Юрий Яковлевич (1948-2020). Художник. ЛФЗ\ИФЗ.

Если начинать говорить о таком художнике, как Юрий Яковлевич Жгиров, о его вкладе в искусство декора фарфоровых изделий, то сразу требуется уточнить, что работа на Фарфоровом заводе охватывает только часть его творческого пути, причём малую. Прежде всего он - настоящий большой художник-станковист, работавший в жанре портрета, в технике РЕАЛИЗМА. Его портреты, даже заказные, поражают мастерством исполнения. Смотрим женские портреты.

В следующей галерее представлены портреты политиков, артистов, ветеранов... По поводу "засилья" азиатских лиц: кто ж виноват в том, что Жгирова, как выдающегося портретиста, "разглядела" прежде всего киргизская элита, известные люди Санкт-Петербурга, а не московские нувориши?

Юрий Яковлевич Жгиров. Фото 1981-го года. Таким он пришёл на Фарфоровый завод.
Юрий Яковлевич Жгиров. Фото 1981-го года. Таким он пришёл на Фарфоровый завод.

Родился Ю.Я. Жгиров в 1948-м году в Ленинграде. По-видимому, с детства у мальчика проявилась тяга к рисованию, и родители всячески лелеяли этот его интерес, раз с 1959-го по 1966-й гг. он обучался в Средней художественной школе при Академии художеств. В 1973-м году Ю.Я. Жгиров окончил театрально-декорационное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (ЛИЖСА им. Репина ВАХ). В 1976-1980 гг. занимался настенной росписью и росписью плафонов в православных храмах Ленинграда и области.

В 1981-м году Ю.Я. Жгирову исполнилось 33 года. Заказ от Православной церкви был выполнен. Новых заказов не наблюдается. Надежды получить заказ на портреты от частных лиц - никакой. (Краски, кисти, растворители, холст грунтованный на подрамнике - всё стоит денег. В результате, чтобы художнику хватало на жизнь, картина должна продаваться за 3-5 среднемесячных зарплат, - где найти такую публику?). Что дальше? И по-видимому, от безнадёги Ю.Я. Жгиров обратил свой взор на Фарфоровый завод. Лучше зарабатывать там, чем сторожем...

В Художественной лаборатории Фарфорового завода он проработал всего десять лет - с 1981-го года по 1991-й, и "раскрылся" как мастер пейзажной миниатюры. Его миниатюры идут от эпохи КЛАССИЦИЗМА, при этом часто заключены не в овальные (круглые) медальоны, а в прямоугольные (квадратные) рамки, что даже освежает общее впечатление и согласуется, например, с угловатыми формами модного в конце 1980-х "супрематического" фасона, созданного М.А. Сорокиным.

Многие свои миниатюры Ю.Я. Жгиров рисовал на туалетных коробочках, причём формы некоторых коробочек также создал он... Их можно назвать миниатюрой в миниатюре.

Многие художники завода, вдохновлённые миниатюрами Ю.Я. Жгирова, и сами стали расписывать туалетные коробочки, причём, в основном, выбирали коробочки, формы которых создал Ю.Я. Жгиров...

Будучи человеком с широкой душой и открытым сердцем, Юрий Яковлевич мог себе позволить нарисовать на фарфоре портреты своих коллег.

На заводе не могли не воспользоваться его навыками, как портретиста... Вообще, в последний год жизни Л.И. Брежнева привластные холуи пытались (совершенно безуспешно, поскольку образ Брежнева в народе к тому времени был анекдотичен) создать искусственный культ данного деятеля: выставили на Ленинградском проспекте в Москве огромный баннер с его портретом, сделали обязательным его портрет в каждом мало-мальски должностном кабинете и пр. Какое-то прыткое чиновное лицо заказало и блюдо с его портретом, ну а начальники ЛФЗ тут же "взяли под козырёк", и не сыскали лучшего портретиста, чем новый художник Художественной лаборатории Ю.Я.Жгиров.

Блюдо 44,4 см. с портретом Л.И. Брежнева. 1981.
Блюдо 44,4 см. с портретом Л.И. Брежнева. 1981.

Но более всего в те годы ему пригодились навыки пейзажной живописи...

Блюдо 30,2 см. "Летний сад". 1987. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Блюдо 30,2 см. "Летний сад". 1987. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Он делал и достаточно простые вещи. Вот такая роспись от 1984-го года "Самсон" не требует от художника большого напряжения творческих сил...

Чашка с блюдцем "Самсон". 1984. Автор формы Яковлева С.Е., автор росписи Жгиров Ю.Я. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Чашка с блюдцем "Самсон". 1984. Автор формы Яковлева С.Е., автор росписи Жгиров Ю.Я. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Как настоящий русский человек, Ю.Я. Жгиров с трепетом относился к памяти такого поэта, литератора, историка, преобразователя русского языка, одного из создателей современного литературного русского языка, как Александр Сергеевич Пушкин. Своё видение А.С. Пушкина художник передал в росписи сервиза "По пушкинским местам". И опять мы видим пейзажные миниатюры...

А так он представлял себе Поэта накануне Дуэли. Стела "Пушкин. 1837 г."

Стела "Пушкин. 1837 г." 1986. Размер 34,0*32,0 см. Фарфор, роспись подглазурная монохромная, роспись надглазурная полихромная. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Стела "Пушкин. 1837 г." 1986. Размер 34,0*32,0 см. Фарфор, роспись подглазурная монохромная, роспись надглазурная полихромная. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Интересен сервиз "Москва златоглавая", исполненный Ю.Я. Жгировым в 1987-м году на фасоне костяного фарфора от Н.П. Славиной.

Чуть ранее, в 1982-м году, в похожей технике и на том же фасоне был расписан комплект "Ленинград" Только рамки (картуши) в нём - овальные. И снова - пейзажные миниатюры...

Искусствоведы особо выделяют сервиз в росписи "Северная Венеция" на фасоне "Вертикаль" от А.А. Лепорской. Многими он признаётся вершиной творчества Ю.Я. Жгирова на ЛФЗ.

В конце "восьмидесятых" художник и скульптор Фарфорового завода М.А. Сорокин создаёт новый, по тем временам модный фасон кофейного сервиза в псевдосупрематистской эстетике (как бы в подражание К.С. Малевичу). Ю.Я. Жгиров расписывает несколько сервизов такого фасона. Более конкретную информацию с изображениями предметов сервизов "Гатчина" (1989) и "Белая ночь" (1989) можно получить здесь (https://dzen.ru/a/Zfous3JKBXfy6Xdv - статья, посвящённая творчеству М.А. Сорокина). А вот этот сервиз - с пейзажными миниатюрами в квадратных золочёных рамках - остался безымянным. Во всяком случае, для музея-заповедника "Царское Село". Но поскольку миниатюры изображают различные виды "Царского Села", можно предположить, что сервиз именно так и называется - "Царское село". Смотрим.

Фото 1989-го года. Ю.Я. Жгиров за работой на ЛФЗ. Здесь мы видим его, как создателя моделей скульптур. К сожалению, информации об этой стороне его творчества мне найти не удалось.
Фото 1989-го года. Ю.Я. Жгиров за работой на ЛФЗ. Здесь мы видим его, как создателя моделей скульптур. К сожалению, информации об этой стороне его творчества мне найти не удалось.

Тарелка декоративная настенная "Ромео и Джульетта" от Ю.Я. Жгирова попала даже в Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина...

В 1991-м году Юрий Яковлевич почувствовал, что заработал достаточный авторитет и набрался опыта, чтобы уйти в "свободное плаванье". В том году он покидает стены Фарфорового завода. Но этот шаг не означал его разрыва с фарфором навсегда. Работая в пейзажной миниатюре, он вновь и вновь обращается к этому удивительному материалу.

Блюдо "Золотая осень в Летнем саду. 2005.
Блюдо "Золотая осень в Летнем саду. 2005.

А как вам блюдо "Казанский собор", предметы из сервиз "Пушкинский", предметы из сервиза "Петродворец"? Пласт "Самсон"?

Блюдо "Казанский собор" в росписи Ю.Я. Жгирова и предметы из сервиза "Пушкинский". 2010-е. Автор фасона Афанасьева Т.В., автор росписи Жгиров Ю.Я. Музей авторского фарфора (Музей фарфора и шахмат).
Блюдо "Казанский собор" в росписи Ю.Я. Жгирова и предметы из сервиза "Пушкинский". 2010-е. Автор фасона Афанасьева Т.В., автор росписи Жгиров Ю.Я. Музей авторского фарфора (Музей фарфора и шахмат).
Предметы из сервиза "Петродворец". 2006. Автор формы Яковлева С.Е., автор росписи Жгиров Ю.Я. Пласт "Самсон" в росписи Ю.Я. Жгирова. 2006. Музей авторского фарфора (Музей фарфора и шахмат).
Предметы из сервиза "Петродворец". 2006. Автор формы Яковлева С.Е., автор росписи Жгиров Ю.Я. Пласт "Самсон" в росписи Ю.Я. Жгирова. 2006. Музей авторского фарфора (Музей фарфора и шахмат).

В 2008-м году в Елагинском дворце состоялась его персональная выставка (к 60-летию художника).

На персональной выставке. 2008.
На персональной выставке. 2008.

В интернете имеется видео с его персональной выставки. Кому интересно, можно ознакомиться с ним здесь mYWULzl9RXo

Осенью 2020-го года Юрия Яковлевича не стало. Как пишут (не расшифровывая), после тяжёлой болезни...

Всем, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.