9,8K подписчиков

Художники ЛФЗ/ИФЗ. Сорокин Михаил Александрович. На острие "внутреннего "Я".

818 прочитали

Здравствуйте, друзья. Нынешняя статья посвящена творчеству художника и скульптора ЛФЗ\ИФЗ, нашего современника, родившегося уже после Войны. Человека, воспитывавшегося в условиях достаточно "открытого" общества, каким оно было в 1960-х годах, которого, по-видимому, не обошли все веяния, привнесённые в культуру позднего СССР т.н. "Советской интеллигенцией", все чаяния которой были связаны с фантазийным образом "просвещённого" Запада. Помню, один мой товарищ, школьный друг, встречался в начале 1980-х с девушкой-англичанкой, студенткой, попавшей в Москву по "культурному обмену". "Ты знаешь, - сказал он мне, - а ведь они нас считают хоть и европейцами, но "дикими". Дикарями, которых надо долго образовывать." Кстати, этот мой "дикий", "необразованный" друг уже в начале 1990-х годов "вырос" до главного художника и художественного редактора одного из самых больших частных издательств в стране, а вот кем стала та "образованная" англичанка - не знаю.

Если пустить параллель к нашему герою, то он образовывался сам. Родился он в славном городе Куйбышев (ныне Самара) в семье слесаря, работавшего на заводе. Кто не знает, Самара до сих пор славится заводами. Например там производятся такие "изделия", как ракета-носитель "Союз" - "рабочая лошадка" всей нашей гражданской космонавтики. После службы в рядах Советской Армии М.А. Сорокин отказался от рабочей стези, и твёрдо решил стать художником: он поступил в вечернюю художественную школу, а днём работал художником-оформителем на станкостроительном заводе. Видимо, и такая должность нужна была в то время на заводе (да и завод тогда был нужен)...

В 1976-м году наш герой переезжает в Ленинград. Посещает подготовительные курсы при ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, работает охранником в ВОХР. Наконец, в 1980-м году он поступает в ЛВХПУ им. В.И.Мухиной на отделение керамики и стекла, и приходит на Фарфоровый завод художником.

Пример стандартной росписи бокала с блюдцем "Ленинградский" (от Э.М. Киммера). Очевидно, что это - не ручная роспись, а деколь или шелкография. Вообще, от ручной росписи М.А. Сорокин бежит, как от огня. С точки зрения массового производства это, наверное, правильное решение. В конце концов, у него могла быть просто не "набита рука" для ручной росписи...

Бокал с блюдцем "Октябрь. 1982.
Бокал с блюдцем "Октябрь. 1982.

Диплом М.А. Сорокин получает в 1985-м. Вот пример его работ, как художника ЛФЗ, того периода...

А в этом сервизе ("Ампир", 1986) М.А. Сорокин предстал уже не только как художник, но и как создатель нового фасона. Впрочем, другие художники ЛФЗ к этой его работе не проявили интереса и не стали её расписывать.

Как и все художники ЛФЗ, М.А. Сорокин вынужден был выполнять "политические" заказы. Как пример, он расписывает вазу "Смольный" (1987) по модели В.М. Городецкого. Хотя в то время "пошёл процесс" Перестройки и Гласности, и в прессе вовсю бесновались фантазёры на тему ГУЛАГа и сталинской тирании, когда "половина населения сидела, а вторая половина их охраняла", в производстве всё ещё царили Советские традиции. Эти процессы в те годы шли параллельно, и тащили страну в разные стороны.

Ваза "Смольный". 1987. Автор формы Городецкий В.М., автор росписи Сорокин М.А. Фарфор, роспись надглазурная монохромная, позолота, цировка. Высота 34,0 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Ваза "Смольный". 1987. Автор формы Городецкий В.М., автор росписи Сорокин М.А. Фарфор, роспись надглазурная монохромная, позолота, цировка. Высота 34,0 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

А это - блюдо "Дворцовая площадь" с рисунком, созданным в том же, 1987-м году.

Блюдо "Дворцовая площадь". 1987. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Диаметр - 30,3 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Блюдо "Дворцовая площадь". 1987. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Диаметр - 30,3 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

В ЛФЗ он осваивает смежные специальности модельщика и литейщика, и к концу 1980-х начинает работать над различными формами. В связи с новыми тенденциями в фарфоровой моде создаёт форму Пасхального яйца.

Он знакомится с эстетикой СУПРЕМАТИЗМА (что естественно для ЛФЗ, поскольку его многолетний главный художник Н.М. Суетин был учеником, другом и сподвижником родоначальника супрематизма К.С. Малевича) как ответвления АВАНГАРДА. Такая эстетика М.А. Сорокину явно понравилась, и он принимает решение, как художник, развиваться в ней. И в новом фасоне, где явно чувствуется влияние СУПРЕМАТИЗМА, звёзды сошлись: кофейный сервиз расписывает не только он, но и такие корифеи завода, можно сказать, матёрые львицы, как Олевская ("Тайна осенней Луны", 1998), Семёнова ("В лёгком жанре", 1992), Богданова ("Летний сад", 1991, "Город на Неве", 1991), Жукова ("Домино". 1994). Да, для "восьмидесятых" годов такой фасон смотрелся достаточно свежо, но если опираться на основы СУПРЕМАТИЗМА (каким он понимался его создателями), фасон перенасыщен мелкими формами, такими, как цилиндрики-колонны, и наоборот, формы оказываются слишком симметричные для СУПРЕМАТИЗМА.

В сервизе "Домино" художник Ю.Л. Жукова как бы перехватывает у скульптора эстафету СУПРЕМАТИЗМА. Но и у неё от "чистого" стиля остался разве что абрис фигур. У Малевича и Суетина человеческие образы "собраны" из геометрических фигур, тут же образы пестрят от милых для женских сердец подробностей . Образ обезьяны у классических супрематистов не встречается вовсе. В целом, сервиз оказывается "перегруженным" как в скульптуре, так и в росписи, но как ни странно, эта "перегруженность" вписывается в стилизацию под Средние века.

Ещё один сервиз подобного типа был создан в 1988-м году, но особой популярностью не пользовался.

Ещё один фасон подобного толка мы видим в сервизах "Линия" (1991) и "Инверсия" (1992).

А этот сервиз называется очень "достойно" (т.е. совершенно непонятно для зрителя, и приятно для автора), и в этом смысле сочетается с сервизом "Инверсия": "Момент динамической системы" (1991). Вообще, примета художников, пытающихся изменить формы самых обыкновенных утилитарных предметов до неузнаваемости - это вдогон ещё и придумать настолько заумные названия для своих творений, чтобы не только "простые" зрители, но и искусствоведы головой об стенку бы бились, пытаясь разгадать их тайные смыслы и гениальные задумки автора. Думаю, что дешёвый пропагандистский трюк с невероятно "Хитрыми планами" провалившихся политиков, планами, о которых никто ничего не знает и в них не разбирается (ну просто потому, что они такие "хитрые" - главное - верить, что они есть!), идеологами был взят прямиком из такого вида искусства.

Твёрдо сделав ставку на АВАНГАРД, М.А. Сорокин расписывает и свои Пасхальные яйца в той же эстетике.

Яйца Пасхальные "Русский авангард". 1995. Автор формы и росписи Сорокин М.А. Яйцо с разъемной подставкой, полое внутри. Роспись в стиле русского авангарда начала XX века, построена на сочетании контрастных цветов, разной геометрической формы. Подставка расширяющаяся книзу восьмигранником, внутри полая. Государственное автономное учреждение культуры "Музей изобразительных искусств Кузбасса".
Яйца Пасхальные "Русский авангард". 1995. Автор формы и росписи Сорокин М.А. Яйцо с разъемной подставкой, полое внутри. Роспись в стиле русского авангарда начала XX века, построена на сочетании контрастных цветов, разной геометрической формы. Подставка расширяющаяся книзу восьмигранником, внутри полая. Государственное автономное учреждение культуры "Музей изобразительных искусств Кузбасса".

Далее М.А. Сорокин продолжает развивать тему, как он полагает, СУПРЕМАТИЗМА, на самом деле, разлагать КОНСТРУКТИВИЗМ на составляющие, и удаляться в бесформенное искусство. Для художников и скульпторов подобных новомодных течений будет большой радостью ситуация, когда зритель (потребитель) такого искусства не поймёт изначального назначения того или иного образа. Такое искусство в выразительности всё более и более приближается к хаосу, как музыка позднего А.Г. Шнитке в конце концов вышла за рамки нот, и даже какофонии, и выродилась в простой шум (за что, конечно, получила массу аплодисментов от т.н. "Советской" (а теперь "русской") интеллигенции). Возможно, что и М.А. Сорокин также ожидает лавров и громкого признание себя "гением" откуда-нибудь из Хайфы или с берега Мёртвого моря, где сейчас остатки "русской" интеллигенции как раз и кучкуются.

В следующей галерее размещены изображения чашек с блюдцами из серии "Механический вояж" (1997). И снова, как принято у художников подобного типа ("Я так вижу"), абсолютно бессмысленное, но "заумное" название.

А тут мы переходим к самому кардинальному решению , экстремуму творчества М.А. Сорокина - к комплекту шахмат "Alter libitum" (1997).

Но это ещё не всё! Мы увидели фигуры, но не доску. А доска должна быть таковой - в жанре "разлагающегося" искусства" - чтобы зрителю невозможно было понять её предназначения тоже. Это не просто доска из 64 клеток в виде квадрата. Нет! Доска комплекта состоит из 64-х прямоугольных параллелепипедов четырёх разных форм, из которых только одна приближается к форме куба. Смотрим.

Если рассматривать данный комплект шахмат с точки зрения поставленной сверхзадачи - уйти в форме предметов как можно дальше от первоначального оригинала - то тут я вижу уйму недоработок. Во-первых, короля можно "узнать" по высоте - он оставлен, как во всех традиционных наборах, самой высокой фигурой в комплекте. Это неправильно. Его нужно было сделать - наоборот - самой низкой фигурой. А пешки сделать высокими. Более того - разновысокими (чтобы они явно отличались от пешек традиционных форм). И лучше не намекать зрителю на поиск ассоциации с конём в виде некоей дуги - пускай конь будет чем то вроде простого куска мятой субстанции, коей порадовали москвичей представители Пятой, а то ли Шестой колонны из числа почитателей "европейского выбора" в 2021-м году (Скульптуру "Большая глина №4" от швейцарского художника Урса Фишера на Болотной набережной в центре Москвы). Да и прямые углы у "квадратиков" доски надо было бы смягчить кривизной линий.

Опять-таки, как я вижу, его творчество во многом пересекается с творчеством И.С. Олевской. Хотя она из поколения, родившихся до Войны, взгляд на искусство, как на некую данность, где художнику даётся возможность выразить своё эгоистическое "Я", невзирая на чьё бы то ни было мнение, он у них един.

Вот ещё серия концептуальных работ - композиция под общим названием "Метаморфозы" (1999).

М.А. Сорокин демонстрирует чашку с блюдцем. Как думается, своей формы и своей же росписи.
М.А. Сорокин демонстрирует чашку с блюдцем. Как думается, своей формы и своей же росписи.

Надеюсь, представленных здесь работ достаточно, чтобы читатель (и он же - зритель) - мог самостоятельно оценить творчество данного художника.

М.А. Сорокин в "святые девяностые" и в "охранительные нулевые-десятые" работал и на руководящих должностях Фарфорового завода: арт-директором и заместителем начальника художественной лаборатории.

В заключение хотелось бы отметить, что Россия, отказавшись от Советского проекта, в постиндустриальное общество ворвалась ну очень резко! Теперь мы имеем огромное количество гениальных художников, но не имеем ни одного станкостроительного завода. Уверен - это такой Хитрый план.

P.S. Данная статья была уже готова и опубликована... И тут один из читателей совершенно справедливо уличил меня в одностороннем освящении творчества М.А. Сорокина, напомнив, что, как скульптор-моделист, он создал много интереснейших посудных форм, конечно, не массовых (при нынешней политике ценообразования на Фарфоровом заводе о массовости речи нет!), но, что называется, пошедших в серию. А о них я не проронил ни слова. Действительно! А ведь на канале в своё время была опубликована даже целая статья, посвящённая комплекту из четырёх чашек с блюдцами на форме "Петрополь", созданному в память о художнике-мирискусснике, оформителе дягилевских "сезонов" Л.С. Баксте. И там фигурировал М.А. Сорокин, как автор формы. Как я мог забыть!? Мне, кстати, форма "Петрополь" очень нравится, хотя она и слабо функциональна: при использовании постоянно отвлекаешься, когда ставишь чашку на блюдце, чтобы совместить квадрат блюдца с квадратом донца чашки.

Так получилось из-за того, что в поиске форм от М.А. Сорокина я слишком доверился музейщикам. Но в современном "европейском выборе" наши музеи интересуются только концептуальными формами и решениями, далеко выходящими за рамки каких-либо стандартов, и совершенно игнорируют фасоны и формы, предназначенные для потребителя. А как раз они-то и составляют "светлую сторону" творчества данного художника.

Форма "Айседора" весьма востребована на рынке, хотя, по новейшей традиции изрядно "кусается в цене". В галерее ниже представлены предметы сервиза в росписи по рисунку А.В. Воробьёвского "Зимний день".

Чашка с блюдцем формы "Айседора" в росписи "Цветы и ягоды. Клюква". Видео размещено здесь https://www.youtube.com/watch?v=u7OTiY6sb24&t=15s.

Форма бокала с блюдцем и с крышкой "Снежное утро", созданная М.А. Сорокиным в 1990-е, востребована и сегодня...

Чайно-кофейный сервиз на форме "Юлия" существует в различных вариантах росписи, самые "знаменитые" из которых, конечно же, "Кобальтовая сеточка" и "Золотая лента".

А вот такой стенд с работами М.И, Сорокина был представлен публике в музее авторского фарфора (Музей фарфора и шахмат) в Санкт-Петербурге в 2016-м году.

Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой, желаете подискутировать или оставить отзыв - подписывайтесь. Помощь каналу - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.